Что такое одежда? Это оболочка. Рукотворная оболочка нашего смертного тела, прикрывающая его несовершенство и уязвимость, прикрывающая "срам" - то есть, унизительно вопиющую уязвимость и природность. А ведь мы ощущаем себя дороже, чем собственная телесность - мы ощущаем действие разума, воли, чувств, иногда доходящих до высокой степени совершенства и силы. Поэтому желание прикрыть чем-либо свою наготу - естественную природную телесность, - вполне понятно: хочется прикрыть неизменимое и рукотворной, искусственной оболочкой изобразить то, как мы видим себя сами. Написать свою "икону". Поэтому под "одеждой" можно понимать всё, что так или иначе служит этой цели - прикрыть естество и создать образ.
Имидж. Но часто происходит так, что мы сживаемся с этим имиджем и уже не мы формируем эту оболочку, а она нас. Внешнее начинает определять внутреннее и "костюм", сшитый порой с огромным трудом, становится критерием самооценки - человек начинает жить своим имиджем: машиной, домом, сотовым, золотой "гайкой" на пальце или длинноногой секси рядом. Но даже и это узко - в понятие "одежды" мы можем включить всё, что так или иначе касается телесности: в том числе и здоровье, социальный статус, сексуальную ориентацию и многое-многое другое.
Обычно, мы так и поступаем - включаем и всё это в совокупности, все эти "блестящие ризы" становятся нашим критерием самооценки. Но ладно бы, если б так мы оценивали только самих себя - в конце концов, каждый сам "перед Богом стоит или падает" (Рим.14, 4), - нет, проблема в том, что через свою "одежду" мы оцениваем и окружающих нас людей. У нас что-то есть? Будем оценивать их с точки зрения обладания этим "что-то". Мы соблюдаем заповеди (по крайней мере некоторые из них)? Отлично, будем оценивать ближних с таких позиций. Я не даун? Чудесно, а ты - урод. Я "срубил бабла по-быстрому" - ты не смог? Я молодец, а ты - лузер. Ты - не такой как я, а значит - ты хуже меня, поскольку не соответствуешь той "иконе" человека, которую я написал. Причём такая оценка даётся в обе стороны - как от "большего", "богатого" к "меньшему", так и наоборот. У меня нет, а у тебя есть? Ты - сволочь. Я болен, а ты здоров? И снова ты виноват, ибо люди должны быть как я.
Вот такое вот суждение "по одёжке" - против него и выступает апостол Иаков: при всей своей привычности и распространённости, оно слишком противоречит христианскому опыту, благовестию Христову, и, стало быть. подлежит преодолению в среде тех, кто исповедует Христа своим Спасителем.
Апостол увещевает: "Если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона"(Иак.2,9-11). Эти слова апостола только подтверждают нашу мысль - "богатая одежда" включает в себя не только какие-то артефакты, но и действия, и суждения, направленные на окружающих нас. Если ты лицеприятен, то есть, рассуждая в контексте нашей беседы, просчитываешь других (и выносишь суждение) через своё "лицо", свой имидж, меряешь других размерами своей "одежды", то тем самым нарушаешь заповедь христову - "не судите, да не судимы будете"(Мф.7, 1), а это сразу ставит тебя в ряд преступников Божественного закона. Какая разница - украл ты или соблудил, обманул или осудил?
Согрешивший в одном - виновен во всём. Такова непреложная логика Закона, вменяющая в ничто любой имидж и человеческую славу. Неважно, что ты подаешь "десятину с мяты, аниса и тмина"(Мф.23,23) - ты оставил важнейшее в Законе: "суд, милость, и веру"(см.там же). Что пользы в твоей свечке, если ты возносишься над нищим и голодным? Что пользы в твоём воздержании, если ты брезгуешь больным СПИДом? Какова цена твоих поклонов, если ты с ненавистью осуждаешь грешника, декларируя налево и направо "благодарю Тебя Боже, что я не таков, как некоторые человеки"? Что значит твой пост, если ты делишь людей на более достойных и менее достойных (или даже совсем плохих, мерзких людишек, которых надо отправить за колючую проволоку - убрать с глаз на перековку или пусть там сгниют за свой грех)? Ты хорош, ты правильный - постишься, молишься, слушаешь радио "Радонеж"... а за них что - Христос меньшую жертву принёс? Нет. А, пересуживая и умаляя, ты именно это и утверждаешь! Утверждаешь, что Христос смотрит на лица и по "одежде" раздаёт милость Свою.
"Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его"(Рим.14, 4).
http://www.pravmir.ru/article_2962.html