Согрешивший в одном - виновен во всём

0
288
Время на чтение 3 минуты
Святой апостол Иаков пишет: "Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих,- то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?"(Иак.1,4). Пересуживаем. Становимся. Делаем выводы и стараемся по отношению к людям "в богатой одежде" поступать независимо - иногда чуть ли не с вызовом. Иногда это получается, иногда не очень. Однако не слишком ли узко мы понимаем эти образы бедности и богатства - не шире ли образ "богатой одежды" того, которым привыкли пользоваться? И действительно - Слово Божие позволяет нам увидеть в этих словах апостола новый смысл. В чём же он состоит?

Что такое одежда? Это оболочка. Рукотворная оболочка нашего смертного тела, прикрывающая его несовершенство и уязвимость, прикрывающая "срам" - то есть, унизительно вопиющую уязвимость и природность. А ведь мы ощущаем себя дороже, чем собственная телесность - мы ощущаем действие разума, воли, чувств, иногда доходящих до высокой степени совершенства и силы. Поэтому желание прикрыть чем-либо свою наготу - естественную природную телесность, - вполне понятно: хочется прикрыть неизменимое и рукотворной, искусственной оболочкой изобразить то, как мы видим себя сами. Написать свою "икону". Поэтому под "одеждой" можно понимать всё, что так или иначе служит этой цели - прикрыть естество и создать образ.

Имидж. Но часто происходит так, что мы сживаемся с этим имиджем и уже не мы формируем эту оболочку, а она нас. Внешнее начинает определять внутреннее и "костюм", сшитый порой с огромным трудом, становится критерием самооценки - человек начинает жить своим имиджем: машиной, домом, сотовым, золотой "гайкой" на пальце или длинноногой секси рядом. Но даже и это узко - в понятие "одежды" мы можем включить всё, что так или иначе касается телесности: в том числе и здоровье, социальный статус, сексуальную ориентацию и многое-многое другое.

Обычно, мы так и поступаем - включаем и всё это в совокупности, все эти "блестящие ризы" становятся нашим критерием самооценки. Но ладно бы, если б так мы оценивали только самих себя - в конце концов, каждый сам "перед Богом стоит или падает" (Рим.14, 4), - нет, проблема в том, что через свою "одежду" мы оцениваем и окружающих нас людей. У нас что-то есть? Будем оценивать их с точки зрения обладания этим "что-то". Мы соблюдаем заповеди (по крайней мере некоторые из них)? Отлично, будем оценивать ближних с таких позиций. Я не даун? Чудесно, а ты - урод. Я "срубил бабла по-быстрому" - ты не смог? Я молодец, а ты - лузер. Ты - не такой как я, а значит - ты хуже меня, поскольку не соответствуешь той "иконе" человека, которую я написал. Причём такая оценка даётся в обе стороны - как от "большего", "богатого" к "меньшему", так и наоборот. У меня нет, а у тебя есть? Ты - сволочь. Я болен, а ты здоров? И снова ты виноват, ибо люди должны быть как я.

Вот такое вот суждение "по одёжке" - против него и выступает апостол Иаков: при всей своей привычности и распространённости, оно слишком противоречит христианскому опыту, благовестию Христову, и, стало быть. подлежит преодолению в среде тех, кто исповедует Христа своим Спасителем.

Апостол увещевает: "Если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона"(Иак.2,9-11). Эти слова апостола только подтверждают нашу мысль - "богатая одежда" включает в себя не только какие-то артефакты, но и действия, и суждения, направленные на окружающих нас. Если ты лицеприятен, то есть, рассуждая в контексте нашей беседы, просчитываешь других (и выносишь суждение) через своё "лицо", свой имидж, меряешь других размерами своей "одежды", то тем самым нарушаешь заповедь христову - "не судите, да не судимы будете"(Мф.7, 1), а это сразу ставит тебя в ряд преступников Божественного закона. Какая разница - украл ты или соблудил, обманул или осудил?

Согрешивший в одном - виновен во всём. Такова непреложная логика Закона, вменяющая в ничто любой имидж и человеческую славу. Неважно, что ты подаешь "десятину с мяты, аниса и тмина"(Мф.23,23) - ты оставил важнейшее в Законе: "суд, милость, и веру"(см.там же). Что пользы в твоей свечке, если ты возносишься над нищим и голодным? Что пользы в твоём воздержании, если ты брезгуешь больным СПИДом? Какова цена твоих поклонов, если ты с ненавистью осуждаешь грешника, декларируя налево и направо "благодарю Тебя Боже, что я не таков, как некоторые человеки"? Что значит твой пост, если ты делишь людей на более достойных и менее достойных (или даже совсем плохих, мерзких людишек, которых надо отправить за колючую проволоку - убрать с глаз на перековку или пусть там сгниют за свой грех)? Ты хорош, ты правильный - постишься, молишься, слушаешь радио "Радонеж"... а за них что - Христос меньшую жертву принёс? Нет. А, пересуживая и умаляя, ты именно это и утверждаешь! Утверждаешь, что Христос смотрит на лица и по "одежде" раздаёт милость Свою.

"Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его"(Рим.14, 4).

http://www.pravmir.ru/article_2962.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Алексий Колосов
Все статьи Священник Алексий Колосов
Последние комментарии
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Русский танкист
20.12.2024 18:50
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от р.Б.Алексий
20.12.2024 18:10
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от Русский человек
20.12.2024 17:45
Прямота и честность на фоне острых вопросов
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
20.12.2024 17:20
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от влдмр
20.12.2024 17:11
Два чуда Воскресения Христа: мощи пошли, и огонь сходит
Новый комментарий от влдмр
20.12.2024 17:06
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от С. Югов
20.12.2024 16:02