Не прекословие, а исповедание

Каноническая "ненормальность" не лишает РПЦЗ фундамента

0
199
Время на чтение 5 минут
В номере "НГ-религий" от 16 апреля с.г. протоиерей Игорь Шитиков предпринял попытку "очертить и заострить внимание русской православной общественности на ненормальном положении, в котором оказалась РПЦЗ после подписания Акта о каноническом общении".

Вряд ли все мы, чада Зарубежной Церкви, можем присоединиться к его оценке прошедшего года. В этом году мы стали свидетелями завершения подвига, практически беспрецедентного в истории Церкви: восстановления канонического общения между раздробленными частями единого тела Русской Православной Церкви. Митрополита Лавра, главного участника в этом знаменательном событии, Господь прославил поистине святительской кончиной в неделю Торжества Православия.

Наряду с этим мы были свидетелями сослужений духовенства РПЦЗ с клириками всех других Поместных Православных Церквей. В некоторых епархиях состоялись совместные пастырские совещания клириков РПЦЗ и МП, обсуждались общие пастырские задачи в русском рассеянии.

При всем этом нам, участникам этих событий, остается ясной уникальность опыта РПЦЗ: многолетние труды пастырского служения на Западе вносят свое, не во всем современно-российское понимание церковной жизни православной паствы на Западе. Недавние церковные нестроения в Англии выявили трудности взаимопонимания между церковными структурами в России и потребностями паствы на Западе. Сохраняя свою автономию, РПЦЗ и впредь будет нести свой духовный опыт не только за границей, но и своим собратьям во Христе в России, черпая и со своей стороны новые силы из возрождающейся церковности на нашей исторической родине.

Отца Игоря заботят и "лишают фундамента", как он пишет, "канонические трудности" и "огромные средства из церковного бюджета". Выделяя последнее, он заканчивает свою статью следующим заявлением: "По большому счету никто и не заинтересован в сохранении старой структуры, кроме синодальной администрации, на содержание которой идут огромные средства из церковного бюджета".

Мы не будем останавливаться на несколько тревожном факте, что священник РПЦЗ таким образом призывает к упразднению своего священноначалия. Быть может, отец Игорь и действительно "по большому счету" не заинтересован в сохранении старой структуры РПЦЗ, в которой он не вырос, не воспитывался, в которую он вошел уже в зрелом возрасте. Но согласиться с заявлением, что "никто" не дорожит Русской Зарубежной Церковью, и что "все" ставят денежные соображения выше ее дальнейшего существования, нельзя.

Остановимся на "канонических трудностях окормления православной диаспоры". "Ясное представление об этом, - сообщает отец Игорь, - имеется во Вселенском Патриархате. Там ссылаются на 28-е правило Халкидонского Собора, по которому Вселенский Патриарх имеет преимущества перед другими епископами по этому вопросу".

Столь упрощенную трактовку 28-го Халкидонского правила, о котором весьма много написано сведущими канонистами, можно объяснить или общей неясностью размышлений отца Игоря, или просто неосведомленностью в проблематике данного правила.

28-е правило Халкидонского (IV) Вселенского Собора, составленное в 451 году, предоставило епископу Константинополя, тогдашней столицы Византийской империи, права юрисдикции над епархиями Понта, Азии, Фракии и над "варварскими" епархиями, то есть над новокрещенными народами, живущими вне границ империи. Отцы Халкидонского Собора ясно объяснили, Константинопольскому епископу предоставляются такие полномочия, "рассудив", по словам того же 28-го правила, что "город, почтенный царской властью и Сенатом, обладающий теми же преимуществами, которыми обладал древний царственный Рим, должен быть возвеличен таким же образом и в делах церковных". В этом правиле подтверждался канонический принцип, которому следовала Церковь в эпоху Вселенских Соборов, согласно которому "церковные дела должны следовать политическим образцам" (17-е правило Халкидонского Собора; 38-е правило Трулльского Собора). Иными словами, Константинопольский епископ обладал данными привилегиями именно потому, что являлся епископом политической столицы империи.

Очевидно, что в наше время нелегко утверждать всемирное политическое значение города Стамбула. Не легче навязывать статус тогдашних "варварских" народов сегодняшним верующим православной диаспоры, связанным с тысячелетним культурным духовным развитием своих Поместных Матерей-Церквей. Именно поэтому значение Вселенского Патриарха для православной диаспоры оспаривается ведущими канонистами различных Поместных Церквей. Достаточно заглянуть в научно-канонические дискуссии, публикуемые в европейском журнале Kanon, чтобы убедиться в том, что далеко не вся полнота Православной Церкви согласна с "константинопольской" трактовкой 28-го Халкидонского правила. Можно сказать, что не меньше голосов православных канонистов раздается за деление "по национальному признаку", чем за деление по так называемому территориальному принципу. Кстати, видные публицисты РПЦЗ, архиепископ Нафанаил (Львов) и епископ Григорий (Граббе) смело и остро выступали против территориального принципа. Зря отец Игорь Шитиков жалуется на то, что "наши церковные публицисты" якобы только в прошлом "смело и остро" выступали. Сегодня именно наш автор встает на позицию их противников, правда, не особенно остро, но все-таки смело.

Правильно замечает отец Игорь, что отношения РПЦЗ с Американской Православной Церковью (АПЦ) остаются невыясненными. Не прояснен канонический статус АПЦ и на всеправославном уровне. Тем не менее можно заметить, что принципиальных преград к сослужению РПЦЗ и АПЦ нет; не по упущению они не озвучивались в подготовительных к Акту о каноническом общении документах. Естественным образом после подписания Акта состоялось сослужение епископа РПЦЗ с епископом АПЦ. Известно, что лишь благодаря протесту одного епископа РПЦЗ, а именно епископа Манхэттенского Гавриила (Чемодакова), сослужения были приостановлены и была создана специальная синодальная комиссия по этому вопросу. Более чем вероятно, что при отсутствии догматических разногласий с АПЦ комиссия не сможет оправдать ни отсутствие литургического общения с единоверной Православной Церковью, ни смущение преосвященного владыки Гавриила.

В итоге можно согласиться с протоиереем Игорем Шитиковым в том смысле, что канонические трудности и "ненормальности" есть. И это не только благодаря не всегда "нормальному" поведению одного епископа при Архиерейском Синоде, за прошедший год в одиночестве противопоставлявшему себя всему остальному Архиерейскому Собору по целому ряду вопросов. Как это ни удивительно, но каноническая "ненормальность" - в том или ином отношении - вообще всегда была характерна для Церкви на протяжении ее истории. Когда, например, епископы не ставились с участием мирских властей? В Византии? Под турецким игом? В царской России? При советской власти? А это ведь неканонично и, следовательно, ненормально. Ненормальным был и синодальный период в истории Русской Церкви.

Но лишает ли нас каноническая "ненормальность" фундамента? Во все времена Церковь являла миру своих святых, и чада Церкви спасались в ее таинствах и в живом общении с церковным камнем, который есть Христос, обетовавший Своей Церкви, что "врата ада не одолеют ея". В верности своей Церкви, в вере в обетование Спасителя, а не в призывах к упразднению своего священноначалия или к раздроблению своей Церкви православные христиане и жили, и спасались. Фундамент Церкви - "не в прекословии, а в исповедании", по словам службы недели Торжества Православия. К этому фундаменту многократно призывал нас скончавшийся в этот день приснопамятный Митрополит Лавр.

Протоиерей Георгий Ларин - настоятель Покровского собора РПЦЗ в городе Наяк (США).

http://religion.ng.ru/facts/2008-05-21/1_ispovedanie.html?mthree=2
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Ларин
"Владыка Иоанн Шанхайский поминал патриарха Алексия I"
Харбин, Шанхай, Филиппины, Австралия, Америка - один из маршрутов русской послереволюционной эмиграции. О своей судьбе и своем служении Церкви рассказывает настоятель Покровской церкви в Наяке (США) прот. Георгий ЛАРИН
04.07.2007
Интервью с протоиереем Георгием Лариным
Интервью с настоятелем Покровской церкви в г. Наяке протоиереем Георгием Лариным
01.08.2005
Все статьи Протоиерей Георгий Ларин
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
22.11.2024 19:03
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Сергей из НН
22.11.2024 19:01
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
22.11.2024 17:53
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от влдмр
22.11.2024 17:23
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Апографъ
22.11.2024 16:54