Хайдеггер и нацизм: где миф, где реальность?

0
236
Время на чтение 3 минуты
В своей рецензии на недавний русский перевод исследования французского исследователя М. Хайдеггера Франсуа Федье "Хайдеггер: Анатомия скандала " преподаватель Московской духовной академии священник Александр Задорнов предлагает читателю вновь задуматься над не новым уже вопросом о связях великого германского философа с нацистским режимом.

Русская хайдеггериана (как оригинальная, так и переводная) неоднократно касалась темы взаимоотношений "тевтонского колдуна" и нацизма. Как всегда лаконично высказался по этому поводу Бибихин, вспомнив пребывание некоего афинского мудреца в Сиракузах; досадливо отмахнулся от самого вопроса величайший наш германист Александр Михайлов. В стране, в истории которой можно по пальцам пересчитать несдавшихся в аналогичной ситуации интеллектуалов, сама постановка вопроса о мере ответственности кажется неуместной.

Однако кому-то приходится проделывать и такую черновую работу - отвечать на нападки неумных журналистов (речь не об одном Викторе Фариасе), скрупулёзно анализировать те немногие тексты Хайдеггера, которые столь условно можно отнести к разряду "политических", поднимать набивший оскомину вопрос о гипотетическом антисемитизме философа. Бывший в течение двух десятилетий участником хайдеггеровских семинаров Франсуа Федье занят именно такой работой. Для него пресловутое ректорство в начальный период нацизма и последующее молчание учителя объясняются просто: "В 1933 году он желал провести революционные преобразования университета, которые сделали бы последний способным противостоять грандиозным переменам, выражающимся в том, что Ницше называет нигилизмом" (С. 236). Неслучайно столь пристальное внимание именно к ницшевскому волению к власти у Хайдеггера в годы войны. Семинарам по Ницше он отдаёт всё своё время и силы, публикуясь ничтожно мало: два текста о понятии истины в античности и два эссе о любимом Гельдерлине. Тем больший контраст с послевоенными годами, когда, лишённый не без "содействия" бывших друзей (Ясперса, например) права преподавать, Хайдеггер активно публикуется.

Стиль книги Федье достаточно ровный, не склонный к той истеричной публицистике, которой заполняет страницы своего опуса Фариас. Кстати, справедливости ради стоит пожелать издателям опубликовать, наконец, и его нашумевший труд - для общей пользы дела изучения Хайдеггера это будет достаточно мощный, хоть и провокационный импульс.

Русскому читателю этой работы не обойтись без параллелей. Щепетильность западных интеллектуалов в отношении каких-то двусмысленностей слова и биографии лучшего философа прошлого века может показаться излишней и даже смехотворной. В самом деле, всё то, что вменяется ему в вину, если не считать ректорских служебных записок и отчётов - знаменитая речь о самоутверждении немецкого университета, столь гениально переведённая в своё время тем же Михайловым. Речь, призванная напомнить о трудовом и воинском призвании студенчества, необходимом при любом политическом режиме. Если и есть смысл оценивать этот текст в пропагандистском ключе, то это всё-таки явно "стиль Рифеншталь", но никак не Геббельс.

И уж конечно всё это и рядом не лежит с той плоскостью, в которой находятся, увы, многие тексты классической русской философии - от Розанова до Лосева, писавшего, к примеру: "Марксизм есть типичнейший иудаизм, переработанный возрожденскими методами и то, что все основатели и главная масса продолжателей марксизма есть евреи, может только подтвердить это" ("Так истязуется и распинается истина..." А.Ф.Лосев в рецензиях ОГПУ" // "Вестник Архива Президента РФ" N4 (23), 1996). Здесь, конечно, тоже соблюдается определённый стиль, но нет даже возможности поместить его в рамки конвенциональных оценок.

Что тут скажешь? Совершенно нечего возразить авторам "антилосевской коалиции" - да, у Лосева всё так и написано, остаётся только соглашаться или не соглашаться с ним. По крайней мере, не приходится следовать бессильному замечанию Аверинцева о том, что спекулировать на работах Лосева о символизме серпа и молота означает уподобляться некоему ветхозаветному персонажу, посмеявшемуся над наготою своего отца.

Вся проблема в том, что завороженность тотальностью стиля - именно тотальностью, а не примитивно понятой тоталитарностью, причём неважно - фашистского стиля или большевицкого - характерная, почти "нормальная" черта большинства европейских интеллектуалов 20-30-х годов. Одно перечисление их имён - от маргиналов до мэтров - заняло бы места больше, нежели позволяют рамки настоящей рецензии. Но характерно то, что сия завороженность стилем (не идеологией!) провоцировала невиданную творческую активность. Тот же Эрнст Юнгер подтверждает это своим не столько витальным, сколько именно креативным долголетием. "Шум и ярость" конкретной эпохи ушли, они забыты, но остались стихи Паунда, романы д'Аннунцио и Селина, тексты Хайдеггера...

Рядом с произведениями этих людей тексты наподобие печально знаменитой записки Флоренского "Предполагаемое государственное устройство в будущем" кажутся настолько искусственными и вымороченными, что парализует всякую волю к их серьезному обсуждению. Во всяком случае, апологетам о. Павла придётся написать труд, превышающий по объёму книгу Федье в десятки раз, что, разумеется, не гарантирует положительного результата этих усилий.

"Пусть читатель,- предлагает нам автор - будет в этом вопросе беспристрастным судьей. По совести сказать, я верю в его способность различать между тем, кто является нацистом, и тем, кто им не является" (С. 8).

А также между тем, кто является творцом философии и кто лишь стилизуется под неё.

http://bogoslov.stack.net/text/298155.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Задорнов
Все статьи Протоиерей Александр Задорнов
Последние комментарии
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от Сергей из НН
27.12.2024 11:09
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.12.2024 10:47
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.12.2024 10:34
Суд отказал в защите чести и достоинства писателя Гелия Рябова
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
27.12.2024 10:27
Трагедия деревни
Новый комментарий от Мирянин
27.12.2024 10:23
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от учитель
27.12.2024 10:03
«Этого прощать нельзя!»
Новый комментарий от катин
27.12.2024 09:46