Вторyю Еву египтяныню обрет змий глаголы,/ тщaшеся ласкaньми запяти Иосифа,/ но той, остaвив ризу, бежа греха:/ и нaг не стыдяшеся, якоже первоздaнный прeжде преслушaния.// Того молитвами, Христе, помилуй нaс (Слава: и ныне: стиховны утрени, глас 8).
Кроме того, в этот день воспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел истинных плодов веры в благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона. Бесплодной, засохшей смоковнице бывает подобна и всякая душа человеческая, не приносящая духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Евангелие, читаемое на утрени Великого Понедельника, повествует об этом так:
Поутру же, возвращаясь в город (Иерусалим - сост.), взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. 20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф 21. 18-22).
Митрополит Сурожский Антоний.
Триодь постная: Страстной понедельник
По-гречески суд называется "кризис": мы сейчас - и в течение всей истории - находимся в состоянии кризиса, то есть суда истории, то есть, в конечном итоге, суда Божиих путей над нами.
Каждая эпоха - время крушений и обновлений; и вот все кажущееся - погибнет, все ложное - погибнет. Устоит только целостное, устоит только истинное, устоит только то, что на самом деле есть, а не то, что будто бы существует.
Каждый из нас чем-то кажется: и в хорошем, и в плохом смысле; и все то, что кажется, рано или поздно будет смыто и разнесено: Божиим судом, человеческим судом, грядущей смертью, жизнью. И мы должны, если мы хотим вступить в эти дни страстных переживаний, раньше всего подумать: чем мы являемся на самом деле? - и только настоящими встав перед судом своей совести и Бога, вступить в последующие дни: иначе мы осуждены...
Гимнография дня:
Тропарь, глас 8:
Се, Жених грядет в полунощи,/ и блажен раб, егоже обрящет бдяща:/ недостоин же паки, егоже обрящет унывающа./ Блюди убо, душе моя,/ не сном отяготися,/ да не смерти предана будеши,/ и Царствия вне затворишися,/ но воспряни зовущи:/ Свят, Свят, Свят еси, Боже,// Богородицею помилуй нас.
Светилен, самогласен:
Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный,/ и одежды не имам, да вниду вонь:// просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.
Богослужебные чтения данного дня: утреня - Мф, зач 84 (21. 18-43), литургия Преждеосвященных Даров - Мф, зач. 98 (24. 3-35).
При подготовке к публикации использованы материалы сайтов "Православный церковный календарь" и "Завет.RU"
http://pravostok.ru/ru/main_theme/?id=720&theme=103