"Новый Ковчег" : Ваше Высокопреосвященство, как Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Вы духовно окормляете свою паству, которая рассеяна по всему миру. Насколько тяжело сегодня православному христианину жить в неправославных странах?
Митрополит Лавр :
В центре современной гуманистической цивилизации стоит человек, его внутренний мир, его нужды и стремления. Поэтому все общество ориентировано на удовлетворение потребностей, амбиций и страстей человесеских. Здесь христианина окружает не просто изобилие и достаток, а настоящий соблазн, громко кричащий о себе с телеэкранов и рекламных проспектов. Очень трудно православному сохранять свою церковность в подобном обществе.
Трудно объяснить, почему мы постимся, когда все вокруг ни в чем себя не ограничивают. Есть проблемы, например с календарем, когда католики и протестанты празднуют Рождество, у нас продолжается пост и приходится разъяснять, почему православные не участвуют во всеобщем веселье. Особенно трудно в такой обстановке сохранить в православии детей. Если даже они ходят в церковь и родители их стараются дома поддерживать православный быт, то в школе и на улице они попадают в совершенно другую среду. Кроме того, сели, в России, например, в каждом городке или деревушке теперь есть православный храм, то заграницей бывает так, что русским приходится жить в таких местах, где ни одной православной церкви нет, и они могут попасть на службу только несколько раз в году и то им приходится для этого ехать очень далеко.
" НК " : С одной стороны мы видим, что все больше и больше молодежи начинает знакомится с основами Православного вероучения. Но нельзя сказать, что этот процесс стремительный, все же большая часть молодых людей абсолютно оторвана от Церкви. Что мешает молодому человеку услышать голос Церкви и последовать за ним?
МЛ : В первую очередь отсутствие церковного воспитания, которое наши предки получали с детства. С самых юных лет детей водили в храм, приучали понимать и любить церковную службу. Дома они росли с иконами, домашними молитвами, благочестивым чтением. Нынешнее молодое поколение всего этого лишено. При советской власти в церковь ходили в основном старушки и, к сожалению, утвердилось такое мнение, что церковь для них и существует, а молодому человеку там делать нечего. Часто от юноши можно услышать, что вот буду старым как моя бабушка, тогда и в церковь буду ходить.
Кроме того, у современной молодежи перевернута система ценностей. Во главе всего стоит стремление к жизненному успеху и наслаждениям. Стяжание славы, денег, ка рьеры и т. д. уводит молодежь от заботы о своей душе и вот она мчится в этой гонке, которая часто оказывается просто бегом на месте. Спаситель предупреждает нас "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровища ваше, там будет и сердце ваше" (Мф. 6 : 19-21)
" НК " : У нас в России принято ругать Запад: все те дурные привычки, которые за последнее время распространились в нашем обществе называют не иначе как "тлетворным влиянием Запада". Действительно ли Запад настолько плох или все же он может нас чему-то действительно научить?
МЛ : Далеко не все дурные привычки пришли к нам с Запада. Хватает и своих "доморощенных". Что касается Запада, я не буду останавливаться на критике, она общеизвестна и, порой, справедлива. Но по Промыслу Божию здесь, на Западе, в свое время приютили нашу гонимую, обездоленную эмиграцию, за что мы, конечно же, благодарны. Западный мир во многом добился процветания благодаря удачному сочетанию свободы и законности. Люди здесь пользуются плодами демократии, и при этом соблюдаются законы и человек чувствует себя защищенным. Здесь можно добиться успеха честным путем, не прибегая ни к взяткам, ни к помощи криминала.
В России, к сожалению, попытки навести порядок приводят к диктатуре, а стремление к демократии влечет за собой разгул преступности и коррупции. Что касается духовной жизни, то здесь необходимо подчеркнуть, что на Западе различные религии научились мирно уживаться друг с другом. Нам, например, никто не препятствует быть православными и жить по своей вере и закону, хотя православие далеко не всегда гармонирует с западной цивилизацией. Очень важно то, что здесь, несмотря на сильное обмирщение католицизма и протестантизма, тем не менее, не была прервана духовная традиция и религия является неотъемлемой частью жизни. Для них посещение церкви и чтение Библии выглядят просто и естественно, как нечто само собой разумеющееся, в то время как в России выросло несколько поколений насильственно оторванных от религии людей.
" НК " : Ваше Высокопреосвященство, сегодня, как и всегда, одной из главных задач Церкви является миссионерство. Какими должны быть главные принципы миссионерства, особенно в неправославной среде?
МЛ : Миссионерство среди неправославно верующих, конечно же, имеет свои особенности. Проповедь среди инаковерующих отличается от проповеди среди атеистов. Здесь нужно проявлять уважение к чужой вере, а не рубить "с плеча" иначе мы сразу потеряем человека. На первых порах надо использовать то, что для данного человека является авторитетом. При работе с протестантами это, несомненно, ссылки на Священное Писание. Других больше убеждают, к примеру, научные доводы. В общем, к каждому нужен индивидуальный подход.
Сейчас многие американцы, немцы, французы и др. обращаются в православие, но при этом они остаются американцами, немцами и французами, не стоит стремит ь ся непременно сделать из них русских. В этом мы берем пример со святителя Николая Японского, который проповедовал православие японцами, но сохранял у них верность своему народу и своей стране. В тех наших приходах в США, Англии и Австралии, где преобладают прихожане из местных жителей, службы ведутся на английском языке. Та же ситуация в Германии, Франции и Латинской Америке. В некоторых приходах, где службы идут на церковнославянском Евангелие и Апостол читаются на двух языках. Наша типография в Свято-Троицком монастыре выпускает много миссионерской литературы на английском языке. Есть и священники из местного населения.
С другой стороны, как писал наш авва владыка архиепископ Аверкий (Таушев), сейчас нужна и внутренняя миссия Православия, то есть важно интересно и свежо говорить православным о Православиии. В этом смысле большую роль играет, конечно, интернет. У Русской Зарубежной Церкви много епархиальных, приходских и прочих сайтов в интернете. Есть среди них и миссионерские. До своей кончины много сделал в этом направлении владыка Александр (Милеант). Ныне немало делает инок Всеволод (Филипьев), который по моему благословению возродил в интернете дореволюционный почаевский журнал "Русский Инок" http://www.russian-inok.org/
" НК " : Так, к сожалению, получается, что немалая часть людей воспринимает Православие как систему запретов: Церковь - это там, где ничего нельзя. Действительно, Православие предполагает некоторые ограничения, но свобода является основной целью нашей веры. Как совместить свободу своих действий и мыслей с теми ограничениями, которые неизбежны в церковной жизни?
МЛ : Абстрактной свободы не существует. Свобода всегда носит конкретный характер. Самая главная свобода - это свобода от греха. И вся церковная жизнь, в том числе и система ограничений, направлена к достижению этой высшей стадии свободы. Апостол Павел пишет во втором послании к Коринфянам "Где Дух Господень, там свобода" ( 2 Кор. 3 : 17) А Дух Божий, несомненно, пребывает в Церкви и Святых таинствах, во всем строе благодатной церковной жизни. В другом послании, к Галатам апостол Павел пишет "К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти" (Гал. 5 : 13) Свобода не должна служить во вред нашему спасению и превращаться в пагубную вседозволенность. Только тогда человек становится по настоящему свободным, а не рабом своих страстей.
" НК " : Творчество является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека. Но порой получается так, что люди, считающие себя церковными, отвергают всякую возможность творчества, считая, что удел православного христианина только то, что "церковно". Но эта "церковность" чаще всего заключается в следовании только внешним формам Православия. Где должна проходить золотая середина?
МЛ : Для нас важен пример святых отцов. Они богословствовали, писали труды, многим не чуждо было и поэтическое творчество, но все что бы они не делали, делалось ими во славу Божию. В том числе и их творчество было как бы приношением Богу. Они служили Ему своими талантами и дарованиями. Если мы будем следовать их примеру, то наше творческое самовыражение, в каких бы областях культуры, науки или техники оно не проявлялось будет угодно Богу. Хочется пожелать всем вашим читателям, всем православным миссионерам и всем творческим личностям, всегда идти средним царским путем Христовым, избегая крайностей, дабы достичь этим путем вечной духовной свободы во Христе Иисусе.
2008 г.
Вопросы подготовил священник Димитрий Карпенко
http://novkovcheg.ru/?p=11