Ошибки, которых можно избежать

Новости Москвы 
0
343
Время на чтение 9 минут
Бывает ли так, чтобы молодой человек, начиная свою профессиональную деятельность, был в ней совершенно свободен от ошибок? - Вряд ли это возможно. А если речь идет о профессии, требующей всецелой отдачи, о такой, которой не научит учебник, сложной, как сама жизнь? Если называется она пастырство? Да, к сожалению, и священник, только-только вступающий на поприще своего служения, совершает ошибки. Иногда - не очень большие, иногда - крупные, порой - трагические. И самое главное - каждая из этих ошибок обязательно связана с другими людьми, чревата какими-то последствиями и для них, ведь все, что делает пастырь, не может не отражаться на его пастве. Однако разговор об ошибках по-настоящему оправдан, пожалуй, лишь в двух случаях: либо когда мы хотим их исправить, либо когда желаем их избежать. Мысли известного московского священника, настоятеля храма Всех Святых, что в Красном Селе, протоиерея Артемия Владимирова, которыми он делится с нами, как раз такого рода. Для кого-то они послужат предостережением, а кому-то помогут понять свои ошибки и впредь их не допускать.

...Духовные трудности нашего времени, ощущаемые верующими, в значительной степени связаны с тем, что иные батюшки не имеют духовников, многие священники, особенно молодые, новорукоположенные, предоставлены самим себе.

Действительно, при всем уважении и благоговении перед самим рукоположением и даром Божией благодати, харизмой священства, все-таки заметим, что молодые священники зачастую напоминают щенят, брошенных в ведро с холодной водой. Не будем забывать, что многим нашим батюшкам еще расти и расти до достижения ими канонического возраста - 30 лет,- когда по правилам Церкви и подобает благоговейнейшему диакону быть рукоположенным во иерея.

Безусый и безбородый приходской пастырь с нежным пушком на щеках; матушка на клиросе, успевшая уже выучить четыре из восьми церковных гласов; полторы старушки, превозносящие батюшку до небес, почитающие его ангелом, снизшедшим с горних сфер, дабы... получить сторублевик после совершенной им общей исповеди; захожане, беспорядочно толкающиеся в притворе, не знающие, когда входить в храм Божий и когда выходить из него... Картина представляется почти завершенной.

Между тем священнику как никому иному важно осознать себя сыном, а не пасынком Матери Церкви. Важно быть послушным Церкви и готовым день за днем черпать сокровенную в ее Предании премудрость. Ведь батюшка - как бы расторопен, находчив, умен он ни был,- призван учить, говорить, действовать не от себя, но от мудрости святоотеческой. Призван не учить чему-то новому, но возвещать учение Христово, прежде него изъясненное, истолкованное святыми отцами, запечатленное в нравственных правилах, канонах Матери Церкви.

А иначе... иначе мы волей-неволей окажемся свидетелями самых разнообразных, иногда смешных, а большей частью печальных явлений, сценок и драм приходской жизни.

Об ошибках при совершении Таинств

Вот священник, который умудряется совершать венчание в субботу, под воскресный день, сообразуясь с гражданской церемонией и пренебрегая церковными правилами. При этом, венчая незадачливую пару, он забывает вопросить вступающих в брак об их свободном желании, произволении и готовности нести супружеский крест, и таким образом они венчаются без клятв взаимной верности.

Вот батюшка, который, совершая Крещение над взрослыми людьми, не озабочивается вопросить их о прежде содеянных грехах, как бы и не помня, что именно это делал святой Иоанн Предтеча на Иордане, готовя души человеческие к Крещению водою и Духом, Крещению Христову.

Вот пастырь, который, предстоя на исповеди, совершаемой во время Божественной литургии, ограничивается только общим наименованием греха, но не считает нужным всмотреться в совесть каждого из подходящих к нему. И таким образом берет на себя чужие нераскаянные грехи, ибо допускает до Причастия людей, совершенно запутавшихся в вопросах супружества, не различающих между супругой и наложницей, а то и провозглашающих мусульманскую широту жизни и оправдывающих собственную развращенность.

А ведь священник должен ясно представлять себе нравственное состояние каждого из подходящих к аналою с Крестом и Евангелием. И это возможно для любого, даже начинающего пастыря, если он попросит прихожанина назвать главные грехи, обнажить главные язвы кающейся души.

Некоторые прихожане спрашивают: "Можно ли мне приступить ко Причащению Святых Христовых Таин, не будет ли Причастие во осуждение?". Нет, не будет, если ты... Во-первых, веруешь, что в Чаше обретается самое пречистое Тело и самая честная Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Во-вторых, называешь, исповедуешь все, что у тебя болит, не скрывая ничего из кровоточащих ран своего сердца. Ибо, обнажая эти раны, ты выражаешь готовность, желание исправляться, прося при этом у Бога помощи.

Если же человек приобщается Святых Таин, не веруя в Них, не веруя, что он соединяется со Христом и по Божеству, и по человечеству, если он "одно пишет, а два оставляет в уме", вершки называет, а корешки замалчивает; если он лишь констатирует свою испорченность, но при этом оставляет за собой право поступать еще хуже, то, конечно, Святое Причащение не просвещает, а опаляет и даже сожигает его совесть. Отчего, говорит апостол Павел, многие из нас болеют и даже умирают, "не рассуждая о Теле Господнем" (1 Кор. 11, 29).

О подготовке к священству и трудностях в служении

Желающему стать священнослужителем должно готовится к своему служению заранее, сообразуясь с канонами Матери Церкви, которые весьма строги в отношении к кандидатам в священство. Ибо одного желания быть священнослужителем недостаточно. Церковь при этом требует еще и непорочности, чистоты душевной и телесной.

Самое сложное для священника - это отсутствие духовного кормила и ветрила, когда остается лишь учиться на отрицательных примерах окружающих собратий, не осуждая их, но поступая вопреки тому, что открывается нашим очам. Ибо не секрет, что иные многие молодые пастыри ломаются и заглушают в себе "души прекрасные порывы", будучи расслабляемы неблагоговейной, корыстной, далекой от горячности апостольской веры обстановкой и атмосферой на сложившихся приходах.

Впрочем, мне не хотелось бы, чтобы меня сочли пессимистом и Чацким, обливавшим всех горечью презрения... Вместе с праведным отцом Иоанном Кронштадтским я, недостойный священнослужитель, пою гимн Матери нашей Церкви и исповедую, что Ее свет и тепло, источником которых являются Тайны Церкви, никогда не оскудеют!

Даже если не вдруг и не сразу мы, молодые пастыри, встретим старшего, опытного, благоговейного собрата, который может поделиться с нами драгоценными крупицами своего внутреннего опыта, нам следует приобщаться премудрости церковной, усердно читая святоотеческие толкования и писания, книги по пастырскому богословию.

Вот некоторые из них: книга митрополита Антония (Храповицкого), написанная в начале позапрошлого века, книги архимандрита Киприана (Керна), богослова русского зарубежья, архимандрита Константина (Зайцева), клирика Русской Церкви Заграницей. Очень полезно читать жизнеописания подвижников благочестия, черпать духовный опыт из дневника отца Иоанна Кронштадтского, знакомиться с "Настольной книгой для священнослужителя". Так важно обрести златую нить, путеводную звезду, освоить нравственное Предание Церкви во всей полноте его канонических определений, правил, символических книг Церкви, ставя, конечно, во главу угла Священное Писание!

Представим себе молодого батюшку, имеющего самые искренние намерения, читающего святоотеческую литературу... Его отправляют на приход. Батюшка попадает в водоворот жизни городского храма, где его встречает множество незнакомых проблем в области супружества, воспитания и образования детей, он не может найти подходы в общении с питомцами воскресной школы, он не знает, как научить старушек исповедоваться конкретно, а не общо. Но... пастырская любовь, она подыщет слова.

Если есть пастырское воодушевление, если есть признательность Богу, даровавшему благодать священства, если есть живое участие по отношению к людям, если батюшке интересна судьба человека, то все получится... Если молодой, исполненный сил и благонамеренности пастырь, имеющий под боком чудную матушку, которая совмещает в себе функции и клироса, и стиральной машинки, притом владеет тайнами кулинарного искусства... если такой батюшка отдаст хотя бы половину своих сил созиданию прихода - может быть, история и не сохранит для потомков его имя, может быть, он и не дождется сразу медали или ордена от епархиального начальства, но народ поймет, оценит и полюбит иерея Божия. И понесет батюшке, не заботящемуся о завтрашнем дне, сахарную голову, общипанную курицу с лапками, торчащими из домотканой сумки, четыре-пять десяточков парных яичек, подведет батюшке на двор и иномарку, лишь бы он, милый, побыстрее доезжал до своих прихожан причащать их и соборовать. Священник в России не останется забытым никогда! Лишь бы он сам не забывал Бога и оставался дитятею во Христе не по уму, а по сердцу, то есть начинал и завершал свой день благодарением Отца Небесного за все Его тайные и явные милости.

Пастырь и пасомые

Священник, стоящий на исповеди, должен, по заветам святых отцов, являть собою даже в улыбке и в выражении глаз благость Отца Небесного. Нам нельзя на исповеди хмуриться, нельзя проявлять раздражительность и нетерпеливость, мы должны встречать каждого, приходящего на исповедь, как возлюбленное чадо Божье.

Никому "не давить на психику" - говоря современными словами,- ни от кого ничего не требовать, но радуясь с радующимися, плакать с плачущими, стараясь прикоснуться нетленным прикосновением пастырской любви к человеческому сердцу. А ведь оно никогда не останется безучастным, но, почувствовав, увидев, услышав пастырскую нелицемерную заинтересованность и внимание, тотчас отзовется готовностью к исправлению.

Бывает, молодому пастырю не во всех жизненных ситуациях ему достанет личного опыта. Но священник - это не Остап Бендер от Православия, чтобы ему что-либо выдумывать и высасывать из пальца. У батюшки под руками требник, где от святых отцов написаны в последовании к исповеди все правила, дабы (и не употребляя их в полном объеме) напоминать-таки христианам, как Церковь относится к злохитростям против зачатия, как она бережет дар материнства, как она строго наказывает любителей оккультных наук, обольщающих сегодня наших соотечественников и заражающих их беснованием в награду за маловерие и духовное двурушничество.

Особое попечение нужно проявлять о молодежи. "Прикормить" подрастающее поколение, поделиться с ним последними книгами, дисками, кассетами, предложить молодежи сходить вместе с батюшкой в поход к срединному течению Волги и там, выстроив шалаши, рыбачить с нею, используя все законные методы улова стерлядки и хариуса. Словом, необходимо разрушать то средостение, те преграды, которые разделяли в советское время пастырей и пасомых, чтобы воцарилась атмосфера взаимного интереса, приязни, доверия и любви.

Заветы молодым священникам

Пастырь, береги себя от сознательно совершаемых грехов.

Пусть никогда монетка не прилипает к твоей запотевшей от пастырских трудов ладони.

Относись к своей матушке как к прекраснейшей из всех женщин в мире и не забывай преподносить ей ароматные, свежие цветы не реже, а если можно, чаще, чем раз в месяц.

Помни, что твои собственные дети - это визитная карточка твоего священства.

Никогда не приступай к Божьему Престолу, как мастеровой к станку, но уподобься Моисею, ставшему перед горящею купиной и услышавшему слова Божьи: "Моисее, сними сапоги с ног твоих, ибо земля, на которой ты стоишь, есть земля святая" (ср.: Исх. 3, 5).

Не считай себя, батюшка, умнее и талантливее, образованнее собственного архиерея, но, избегая пионерской психологии, старайся быть послушным велениям благочинного, священноначалия. Не опаздывай на епархиальные собрания. Не забывай сердечно поздравить архиерея в день его Ангела, ибо это не угодничество, не ласкательство, не лизоблюдство, но проявление сыновней любви к своему отцу.

Старайся общаться со своими собратьями не в духе высокомерия, но искренне радуйся тому, что ты не один обрабатываешь Божий виноградник. Ибо где двое или трое батюшек соберутся во имя Господа, там и Он среди них.

Не усердствуй особенно за ужином, потому что ужин, по древней пословице, надо отдавать нашим заокеанским политическим партнерам.

Ведай, что исполняемое тобою молитвенное правило - утренние и вечерние молитвы, канон с молитвами ко Святому Причащению - суть крылья вдохновения, имея которые за спиной, ты сможешь с дерзновением сказать пастве: "Пора брат, пора... туда, где гуляет лишь ветер да я". И, действительно, тайный личный подвиг благочестия для священника - это оселок, стержень, основа его бытия.

Если можешь, дорогой батюшка, не теряй чувства радости, признательности и благодарности Живому Богу. Знай, что ты - представитель не специальности, не профессии, не ремесла, но Призвания, выше которого нет ни на земле, ни на небе.

Ну а в заключение, собрате, давай напишем с тобою над скромной кроватью, где ты упокоеваешься после дневных трудов, грозное, но спасительное изречение святителя Иоанна Златоустого, патриарха Константинопольского. "Не думаю,- говорил святитель IV столетия,- что многие священники спасаются". И понятно: ведь пастырство требует от священника колоссального жертвенного труда, внимания, постоянства, дабы никто из нас не болел головокружением от мнимых успехов, но каждый сознавал себя пусть негодным, но инструментом, орудием в руках Божиих, ничего не приписывая себе, все относил ко Господу, даровавшему нам благодать священства.

Священнику нужно постоянно сосредотачиваться на хождении пред Богом, на желании прославлять Господа своего словом, мыслью и всяким действием; прославлять Его в душе и теле своем.

Вот это хождение пред Богом, молитвенное призывание Господа, память о Нем поможет священнику сделать невозможное: находиться с собственными детьми, читая им букварь, и в это же самое время ходить по нулевому циклу будущего храма, беседуя на молдавском языке с нанятыми по случаю рабочими, в это же самое время ехать к архиерею с отчетом о проделанной работе и в это же самое время читать наш журнал "Православие и современность" и даже... помолиться за недостойного автора нынешней публикации, протоиерея Артемия Владимирова.

Записала Анна Гусева

Православие и современность N4, 2007

Протоиерей Артемий Владимиров родился в Москве в 1961 году. В 1983 году закончил филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, преподавал русский язык и литературу в Математическом интернате имени академика Холмогорова при МГУ, а также в Московской Духовной семинарии и Академии. В 1987 году состоялась дьяконская хиротония отца Артемия, во священники рукоположен в 1988 году. Свое служение начинал в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке (бывшая ул. Неждановой). В 1991 году поставлен настоятелем храма Всех Святых бывшего Алексеевского женского монастыря, что в Красном Селе. Автор многих литературных произведений, в числе которых несколько сочинений для детей.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4729&Itemid=274
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Артемий Владимиров
«Борьба с плотскими страстями». Встреча с прихожанами
Алексеевского ставропигиального женского монастыря
13.11.2024
«Усекновение главы св. Иоанна Предтечи».
Тема вопросов: Целомудрие
11.09.2024
«Державная Русь и державный Владимир».
Проповедь на праздник святого равноапостольного князя Владимира
30.07.2024
Все статьи Протоиерей Артемий Владимиров
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от учитель
25.11.2024 04:21
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.11.2024 02:52
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.11.2024 23:47
«А ныне только лишь слова»
Новый комментарий от Агафон
24.11.2024 22:06
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.11.2024 17:33
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
24.11.2024 16:05
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.11.2024 12:34