itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Архивные материалы свидетельствуют, что большевики не убивали митрополита Владимира

0
316
Время на чтение 9 минут
Зная, что митрополит Владимир был одним из кандидатов на патриарший престол, ему предлагают стать патриархом Украины. В ответ будущий мученник заявил: "посмеяться над церковью я не дам!".Таким образом фигура митрополита стала главным препятствием созданию "истинно национальной церкви"

Промозглым февральским вечером предстоятель православной церкви в Украине митрополит Киевский и Галицкий Владимир был выведен группой лиц в военной форме за ворота Киево-Печерской лавры и расстрелян. Тому предшествовали его серьезные разногласия с первым национально-патриотическим руководством Украины. Правительство не нашло в лице митрополита поддержки созданию истинно национальной поместной церкви, но встретило понимание в окружении архипастыря.

Долгие годы эта смерть считалась и продолжает считаться первой в ряду жертв войны, объявленной церкви в XX веке коммунистами. Но в этом, казалось бы, очевидном факте заставляют усомниться самые последние исторические исследования.

4 февраля 2008 года доцент Киевского государственного университета Илья Назаров обнародовал их результаты на заседании Киевского религиозно-философского общества.


- Илья Владиславович, кто же все-таки убийцы?

- Думаю, достоверно этого мы уже не узнаем никогда. Зато со стопроцентной уверенностью можно сказать, кому эта смерть была выгодна. Архивные же материалы однозначно свидетельствуют лишь об одном - большевики не убивали.

- Референт нынешнего предстоятеля Украинской православной церкви Василий Анисимов в свое время упоминал о некой книге "Венок на могилу Высокопреосвященного митрополита Владимира", по сведениям, изложенным в которой, следующий после Владимира киевский митрополит Антоний (Храповицкий) уже в июле 1918 года постановил провести внутренне церковное расследование о деятельности т.н. "революционных попов", или, как их еще называли, "самостийников" - Алексия Дородницына, Александра Маричева, Василия Липковского и др., которых обвинили в "недостойной священнослужителей травле покойного митрополита". Не здесь ли лежат ответы?

- "Венок" - это собрание свидетельств очевидцев событий, связанных с убийством митрополита Владимира, по свежим следам записанное профессором, протоиереем Федором Титовым. Книга вышла уже при гетмане Скоропадском, высоко чтившем покойного. Она и определила направление поиска. Считанные ее экземпляры сохранились в библиотеках США. Друзья любезно предоставили мне джорданвилльское ротопринтное издание 1981 г. Из "Венка" и становится ясно, кто такие упомянутые вами "революционные попы". И в чем, собственно, их революционность.

В 1917 г. 3-й всеукраинский войсковой съезд образовал особый комитет по созыву всеукраинского... собора духовенства и мирян. Во главе комитета и был поставлен первый из перечисленных "самостийных" священников архиепископ Алексий (Дородницын). Хотя к Украине он имел мало отношения - в Печерскую лавру он был сослан "на покой" после изгнания народом из Владимирской епархии за тесные связи с Распутиным. В состав комитета вошли также один из киевских приходских священников отец Василий Липковский (известный нам-нынешним уже как Липкивский) и протоиерей Александр Маричев из Подолья, но большей частью какие-то светские люди. 23 ноября (здесь и далее - по старому стилю) 1917 года комитет переименовывается во Всеукраинскую православную церковную раду. Этот совершенно светский орган и собирал "поместный" церковный собор.

- Ну, как по нынешним временам - ничего сверхъестественного. Учреждает же Петр Ющенко и бывший советник Виктора Ющенко, а ныне глава Госкомрелигии Александр Саган Всеукраинскую организацию "За помісну Україну".

-Да, но что дальше: Церковная Рада провозглашается "временным правительством для всей украинской православной церкви". В каждую епархию назначаются комиссары от рады. Они и признаны выявлять священнослужителей, противящихся курсу на автокефалию. Незадолго до этого по приходам стали рассылаться распоряжения о церковном поминовении Всеукраинской церковной рады. Эта деятельность находит всецелую поддержку у министра исповеданий Николая Бессонова и премьер-министра УНР Всеволода Голубовича.

В ответ на "правительственные инициативы", 24 ноября (то есть буквально на следующий день после образования Рады) Союз приходских православных советов созывает многолюдное собрание, которое принимает прошение к митрополиту "в это тяжелое время выступить против самочинной антиканонической попытки создать автокефальную украинскую церковь".

- Очень похоже на те воззвания, с которыми сегодня обращаются к священноначалию православные братства. И какова же реакция владыки?

- 4 декабря проходит большое собрание Союза приходских советов под председательством митрополита Владимира, которое, несмотря на попытки сторонников автокефалии организовать демонстрацию против владыки, ему удалось направить в конструктивное русло. Неоднократно заявленная владыкой позиция, направленная на сохранение единства Русской Православной Церкви, и в этот раз проводилась им спокойно и непоколебимо. "Для нас страшно даже слышать, когда говорят об отделении южно-русской Церкви от единой Православной Российской Церкви, - возглашал владыка еще в архипастырском послании летом 1917 года. - Не из Киева ли шли проповедники Православия по всей России? Среди угодников Киево-Печерской Лавры разве мы не видим пришедших сюда из различных мест Святой Руси? Не совместно ли те и другие созидали Единую Великую Православную Российскую Церковь? К чему же стремление к отделению? К чему оно приведет? Конечно, только порадует внутренних и внешних врагов".

Через пять дней, 9 декабря, к митрополиту прибывает комиссия от Рады в составе священников, депутатов и военных с требованием "немедленно удалиться из Киева". "Я никого и ничего не боюсь, - ответил владыка. - Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову и за веру Православную, чтобы только не дать врагам Ее посмеяться над Нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие в Руси там, где оно началось..."

В то же самое время Василий Липковский является к епископу Каневскому Василию с предложением взять на себя управление киевской митрополией. Когда последний с негодованием отклоняет это предложение, Липковский заявляет, что все равно "митрополит Владимир будет удален из Киева. Равно как и епископы Никодим и Назарий".

Видя непреклонность канонического епископата, "прогрессивное священство" (еще одно самоназвание "инициативной группы") решает использовать другой подход. Зная, что митрополит Владимир был одним из кандидатов на патриарший престол, ему предлагают стать патриархом Украины. Ответом послужили те же слова: "посмеяться над церковью я не дам!".

Таким образом фигура митрополита становится главным препятствием созданию "истинно национальной церкви".

- И все же в устранении этого препятствия были заинтересованы не только "автокефалы". Буквально в тот день, когда "муравьевцы" взяли Киев, вступает в действие декрет Совнаркома "Об отделении церкви от государства" - по сути, объявление церкви войны. Это был ответ на анафему патриарха Тихона большевикам. Владыка Владимир, еще с 1905 года был известен как не менее открытый противник революционного элемента.

- Как бы ни относились большевики к митрополиту, их причастность к убийству как раз и отрицают архивные документы. Ни при УНР, ни при Украинской Державе Скоропадского - никому убийство митрополита списать на большевиков даже в голову не приходило. В воспоминаниях отца Василия Зеньковского - министра вероисповеданий в правительстве гетмана - также ничего о красных.

18 июля 1918 года "Киевская мысль" (N125) сообщает, что "в связи с убийством митрополита Владимира предаются суду члены Украинской церковной рады Маричев, Филиппенко, Липеровский". В Киевском областном архиве удалось обнаружить "Дело о возбуждении следствия об убийстве митрополита Киевского и Галицкого Владимира".

Убивали, разумеется, не они. На протяжении нескольких месяцев - пока красные не ликвидировали саму следственную систему, доставшуюся украинским правительствам от царской России - главный следователь по важным делам Киевского окружного суда Н.И.Лучицкий пытается определить круг лиц, причастных к убийству. В ноябре 1918 г. арестован первый подозреваемый: "крестьянин с. Ладино, Прилукского уезда Трофим Харитонов Нетребко привлечен к следствию в качестве обвиняемого в убийстве Митрополита Киевского и Галицкого Владимира по признакам 13 и 3 п. 1453 ст. ул. нак. - основание для привлечения означенного Нетребко в качестве обвиняемого послужил ряд добытых следственным путем косвенных улик, о котором мною было подробно изложено в предыдущем донесении, и которые привели следственную власть к в выводу, что беседовавший с монахами непосредственно перед уводом митрополита на расстрел один из убийц и Трофим Харитонов Нетребко одно и то же лицо... (хотя сам обвиняемый свою причастность к убийству отрицал. - Авт.).

В 1916 году Нетребко поступил на военную службу... и был зачислен в крепостную артиллерию в г. Севастополь, где пробыл до 16 декабря 1917 г., когда получил трехнедельный отпуск и приехал на побывку на родину в с. Ладино; здесь его родственник Макарий Нетребко уговорил его не возвращаться в Севастополь, а ехать в Киев и поступить в Сердюкский "гарматный" горный дивизион; в этой воинской части Трофим Нетребко, по его словам, пробыл с 13 по 15 приблизительно января сего года, когда полк был демобилизован; с 16 января он поселился на квартире своей тетки Василисы Троянчук, проживавшей в Киеве, и в виду бомбардировки безотлучно был у Троянчук до 26 января, когда вышел из дому и был арестован большевиками... за предъявленное им красное "посвідчення".

Упомянутая в деле "беседа" убийц с монахами подробно описана в "Венке". 25 января, ввалившись в лаврскую трапезную, пятеро солдат ("командир которых был одетый в кожаную тужурку и был тогда в матросской фуражке") всячески оскорбляли братию и хвалились, что должны совершить что-то небывалое. Последними их словами были "пойдем к митрополиту на чай".

Последующие события описаны в "Венке" так: пятеро вооруженных солдат во главе с матросом пришли за митрополитом Владимиром. Когда владыку привели к месту расстрела, он спросил: "что, вы здесь меня хотите расстрелять?". "А что же, церемониться с тобой?", - был ответ. Тогда митрополит попросил дать ему возможность помолиться. Кто-то из группы сказал: "Но только поскорее"! Митрополит поднял руки к небу и произнес: "Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные, и приими дух мой с миром". Затем он благословил убийц и попросил Господа простить их. Но не успел опустить рук, как прозвучали четыре выстрела. Убийцы подошли к своей жертве и уже в лежащего произвели несколько выстрелов ("Акт освидетельствования тела высокопреосвященнейшего митрополита Киевского Владимира, убиенного 25 января 1918 года, произведенный 26 января того же года" обнаруживает раны от разрывных пуль и уколов холодным оружием).

Спустя полминуты после звука стрельбы, в Лавру вбежали 12-15 красноармейцев, посланных комендантом Лавры. Помощник коменданта, возглавлявший отряд воскликнул: "Батюшки! Провели митрополита"? Монахи ответили: "провели за ворота". Отряд выбежал за ворота и через 15-20 минут бесполезных поисков митрополита и уведших его, вернулся. "А не было тут матроса, который, говорят, игрался здесь деньгами?" - допрашивал помощник коменданта монаха-трапезника Иринея, накануне кормившего убийц. "Был". "Если бы я его здесь застал, я бы его на месте уложил", - заявил красноармеец.

- Да уж, если бы Муравьев отдал приказ расстрелять митрополита "в свете последних постановлений", то последнего не уводили бы за ворота, а "пустили бы в расход" показательно, в назидание остальным монахам. Но откуда же тогда взялась столь устойчивая версия об убийцах-большевиках?

- Это голословное утверждение появилось в начале 90-х, когда коммунисты "по умолчанию" стали виноваты вообще во всем. К тому же это было удобно. Ну не подозревать же в убийстве демократов, которые вмиг стали примером прижизненной святости или, тем более, священнослужителей. А уж если демократ и священник в одном лице - то и подавно. Вспомните, как мы тогда восхищались "попом-диссидентом" Глебом Якуниным.

Подобные настроения преобладали и в революционном 17-м. Зародилось т.н. обновленчество, выступавшее за замену церковнославянского языка богослужения на русский и украинский, выступавшее за "белый (т.е. женатый) епископат" и прочие либеральные новшества. Но у нас, как и в случае с советским диссидентством, либеральное движение приняло националистическую окраску. Гипертрофировались и другие аспекты: будущий "митрополит УАПЦ" Липковский стал открытым двоеженцем, "епископ-министр" Бессонов, хороня любовницу, положил ей на грудь свою панагию (нагрудный знак архиерея с иконой Богоматери), а в ноги - клобук (головной убор монаха).

На фоне жесткого противостояния митрополита Владимира и сторонников автокефалии (в один из отъездов последние даже призывали не "пускати цю нікчемну людину в Київ") и шли активные приготовления к открытию под эгидой Церковной рады всеукраинского собора. "К этому последнему почивший архипастырь относился совершенно отрицательно", свидетельствует автор "Венка" профессор, протоиерей Федор Титов, отмечавший, кстати, что к идее политической самостоятельности Украины митрополит Владимир относился терпимо.

Поэтому особо больно слышать "откровения" телеканала "Глас" о том, что "в кінці життя митрополит благословив собор", и, вроде как не успел лично засвидетельствовать почтения, только потому, что "в буремні роки загинув". Владыка, конечно, молитвенно испрашивал Божье благословение на труды собора, но при этом отнюдь не принадлежал к числу его инициаторов и, более того, радикально расходился с ними во взглядах на судьбы Церкви.

Печалит и другое. Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан) свое служение в Киеве начал с инициативы канонизации своего тезоименитого предшественника. В 1992 году митрополит Владимир был причислен к лику святых. Но еще в 1918 году киевские власти постановили "передать участок земли в 600 саженей для постройки на месте убиения митрополита Владимира церкви-часовни и основания в будущем просветительско-филантропического учреждения". Сегодня же ни градоначальники, ни священноначалие даже не поднимают вопрос об увековечивании памяти единственного архиерея в истории церкви, последовательно занимавшего Московскую, Петроградскую и Киевскую кафедру. И это в то время, как именем Липковского упорно пытаются назвать одну из улиц столицы Украины.

С Ильей Назаровым беседовал Дмитрий Скворцов, газета "2000", Киев

http://www.pravaya.ru/expertopinion/116/15278
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Илья Назаров
Халкидонский догмат и соблазн экклезиологического монофизитства
Доклад экономиста Ильи Назарова на заседании круглого стола «Вопросы духовной безопасности в информационном обществе» в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре
17.11.2017
«Разговоры о том, что Россия занимается религиозной пропагандой на Украине, не имеют ничего общего с действительностью»
Киевский ученый и общественный деятель Илья Назаров прокомментировал высказывание Петра Порошенко о том, что «информационная война России» против Украины касается церковных вопросов
19.02.2015
Все статьи Илья Назаров
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 06:42
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04