itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Невежды поневоле

Основы православной культуры 
0
155
Время на чтение 5 минут
Статьёй протоиерея Михаила Ходанова "Без культа духа нас ждёт тупик эволюции" ("ЛГ", N 1 от 16-22.01.08) и полемической репликой доктора философских наук Владимира Гончарова "Нам нужен культ разума" ("ЛГ", N 2 от 23-29.01.08) мы начали разговор о том, необходимо ли включать Основы православной культуры в число обязательных предметов общеобразовательной школы. Ввиду того, что пока в нашем обществе не сформировалось единого мнения на этот счёт, мы решили обратиться к зарубежному опыту. Сегодня собкор "ЛГ" в Париже рассказывает о том, как решается проблема религиозного просвещения во Франции.

Вопрос о том, каково место религии в системе школьного образования, имеет во Франции давнюю историю. Та острота, с которой он встал в последнее время, не может быть понята, если забыть о его корнях.

Преподавание религии в школах отменено здесь ещё в 1882 году, её заменили уроками "нравственного и гражданского обучения", которые, впрочем, продержались в программах недолго. Тринадцать лет спустя (февраль 1905 года) это решение было закреплено в государственном законе более общего характера: школа отделена от Церкви, которой доступ в систему государственного образования любого уровня был закрыт.

Частное образование занимает достаточно заметное место в общей образовательной французской системе, причём никаких ограничений для Церкви в создании своих школ не существует. Католические и протестантские школы посещают сегодня примерно 17 процентов всех учеников школьного возраста. По соглашению 1958 года, заключённому с католической церковью, государство берёт на себя расходы по преподаванию в частных религиозных школах единых для всей страны ("государственный стандарт") общеобразовательных дисциплин, преподавание же собственно религиозных предметов оплачивается Церковью или семьёй и носит исключительно добровольный характер. Факт обучения религиозным дисциплинам в таких школах не отмечается в аттестате и никакого влияния на продолжение образования не оказывает. Необходимо отметить, что многие родители, отнюдь не являющиеся фанатами религиозного образования, охотно выбирают для своих детей частные католические или протестантские школы, так как там, по общему правилу, преподавание ведётся на более высоком уровне из-за особо строгих критериев при подборе преподавательского состава. Согласно действующему закону, какая бы то ни было форма навязывания предметов (дисциплин) религиозного характера категорически запрещена как в светских, так и в частных религиозных школах.

В последние годы вопрос о месте религии во французской школе, казалось бы, давно решённый, вновь стал весьма актуальным, и дискуссии вокруг него затронули все слои французского общества. Наиболее сильный толчок обсуждению этого вопроса на правительственном уровне дал аналитический доклад тогдашнего министра образования (2002 год) Режиса Дебре, который констатировал ситуацию, представившуюся ему "удручающей". Отметив резкое снижение интереса нового поколения к гуманитарному образованию, Дебре нарисовал действительно печальную картину, свидетельствующую о "таких глубоких провалах в знаниях о культурном и историческом наследии", которое грозит (министр не боялся сильных выражений. - А.В.) "превратить французов в дебилов". Без этих знаний, с полным основанием утверждал Дебре, "нельзя понять ни кафедральный собор в Шартре, ни картины Тинторетто, ни музыку моцартовского "Дон Жуана", ни произведения Виктора Гюго, ни даже "Страстную неделю" коммуниста Луи Арагона. Продолжая красноречивый перечень того, чего "нельзя понять без...", министр разъяснил, что "невежды поневоле" не могут разобраться "в событиях, сотрясающих бывшую Югославию, постичь, кто такой Мартин Лютер Кинг, каковы истоки современного джаза и уж, конечно, того, что породило трагедию 11 сентября 2001 года, - ведь для этого надо иметь хотя бы элементарное представление о том, что такое ваххабизм".

Нетрудно заметить, что во всех этих рассуждениях и аргументах присутствует исключительно светский, историко-познавательный, а отнюдь не мировоззренчески конфессиональный контекст. Во Франции с большой настороженностью относятся к любым инициативам Церкви (какой бы то ни было) по заполнению вакуума в современном гуманитарном образовании, полагая, что изучение всего, так или иначе связанного с историей религий и религиозных учений, должно исходить только от государственной власти и ею же осуществляться. С этой целью дипломированным преподавателям гуманитарных дисциплин рекомендуется пройти обучение в недавно созданном Европейском институте религиоведения (ведь те же проблемы существуют и в других европейских странах), где осваивается "философия светского подхода к истории религий".

Проведённый недавно социологический опрос среди старшеклассников показал, что 56 процентов из них хотели бы получить знания о "различных мировых религиях". Именно так: не о какой-либо конкретно (христианстве, мусульманстве и пр.), а обо всех! То есть речь идёт о понимании всей совокупности мирового религиозного и культурного наследия, а не той или иной его части. Многие французы больше не исповедуют христианство - это не атеисты, а люди, способные отличить Веру и Церковь (традиционная ментальность обычно смешивает эти понятия). Вместе с тем многие считающие себя христианами ничего толком не знают о религии, к которой принадлежат. Тот же опрос показал: хотя такие религиозные праздники, как Пасха, Вознесение и Рождество, являются выходными днями, многие молодые люди понятия не имеют, в честь чего государство освободило их от учёбы или работы. При проведении локальных опросов в школах подавляющее большинство участников не смогли рассказать даже на самом примитивном уровне о Христе, Магомете, Аврааме и Заратустре. Все эти данные ещё больше подхлестнули разговоры о том, чтобы срочно ввести в школьные программы предмет о мировых религиях. Не религию, а "О" ней. Минувшим летом, едва став министром культуры, Кристин Альбанель твёрдо заявила, что без знания истории религий быть культурным человеком попросту невозможно и в сотрудничестве с министерством образования этот вопрос будет скорейшим образом решён.

И опять, во избежание ложной трактовки проекта, было сделано существенное уточнение: школа останется только светской, религиозную историю и культуру в ней будут преподавать только со светских позиций (не с религиозных и не с атеистических), независимо от того, понравится Церкви такой подход или нет. Если дословно: "Франция не допустит превращения религиозного просвещения в проповедь. И тем более в познание только христианства, а не всех основных религий".

Это уточнение имеет для Франции особую остроту. Десять процентов всего её населения составляют мусульмане - их примерно шесть миллионов. "Легко представить себе, - заметил один французский философ и историк, - что произошло бы, если бы вдруг какие-либо дисциплины религиозного характера начали преподавать представители Церкви. Это привело бы страну в состояние гражданской войны".

Большого преувеличения тут нет. Многим, и не только во Франции, памятны совсем недавние события, вызванные реакцией на появление в государственных школах девушек-мусульманок в религиозных платках. Нынешний президент Саркози, который был тогда министром внутренних дел, заявил со всей категоричностью, что этого не допустит, какую бы реакцию запрет ни вызвал. И не допустил! По закону от 15 марта 2004 года "любая бросающаяся в глаза религиозная атрибутика, как то мусульманские головные платки, иудейские кипы, индуистские тюрбаны, христианские кресты большого размера", в школах запрещена. Отказ подчиниться этому закону влечёт за собой (и уже повлёк!) безоговорочное исключение нарушителя из государственного учебного заведения.

В одной совсем недавно опубликованной статье левая газета "Либерасьон" писала: "Интерес к истории религий и к самим религиозным учениям возрастает, независимо от принадлежности или не принадлежности к той или другой конфессии. Франция должна показать, что есть реальная возможность удовлетворить этот интерес, ни в коей мере - ни прямо, ни косвенно - не покушаясь на светский характер государства, общества и школы. Это дело Власти, а не Церкви".

http://www.lgz.ru/article/id=3170&top=26&ui=1202845728128&r=184
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Аркадий Ваксберг
Мадемуазель, откройте личико
Франция: дискуссия вокруг хиджаба перерастает в политический кризис.
28.01.2004
Между крестом и свастикой
Франция взбудоражена новым фильмом Коста-Гавраса
21.03.2002
Все статьи Аркадий Ваксберг
Основы православной культуры
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
«Настало время духовной мобилизации»
По словам Патриарха Кирилла, все мы вошли в тревожную полосу
05.02.2024
Бедные богатые!
Евангелие пятницы (Мк, 46 зач., 10, 23—32)
02.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
К пятой годовщине смерти Ж.Алфёрова
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.02.2024 16:00
Усиление государства или гибель
Новый комментарий от Hyuga
29.02.2024 16:00
Ещё об одной путанице
Новый комментарий от Русский танкист
29.02.2024 15:58
Антивакцинщица
Новый комментарий от Сергей
29.02.2024 15:58
«Я как русская природа – без особых красок»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
29.02.2024 15:10
«Без сильной России никакой прочный миропорядок невозможен»
Новый комментарий от Советский недобиток
29.02.2024 14:51
Последний Большевик с большой буквы
Новый комментарий от Русский Сталинист
29.02.2024 14:45