На снимке 1936 года - священники и миряне Новосибирской епархии (фото из личного архива протоиерея Виталия Бочкарёва) |
Одни пишут, что, дескать, русский народ тут ни при чём, а творили эти безобразия латышские стрелки и прочие инородцы, в качестве примера приводя нерусские фамилии абсолютного большинства руководителей ЧК, другие считают, что дореволюционное священство само дискредитировало себя в глазах народа, отсюда и такая реакция (при этом практически все вспоминают сказку Пушкина "О попе и работнике его Балде"). Есть ещё один довод: после февральской революции практически во всех российских епархиях перестали за богослужением поминать царя и начали, несмотря на парадоксальность такого словосочетания, воспевать "многая лета" Временному правительству. И, дескать, за такое цареотступничество последовало Божье наказание. Трудно возразить против всех этих аргументов, а охватившая русскую Церковь волна обновленческого раскола, когда многие из священников во главе с высшими иерархами стали открыто попирать многовековые церковные устои, лишь подтверждают претензии к дореволюционным священнослужителям. Но это вовсе не означает, что все священники тогдашней России отошли от Христовых заповедей, настоящих пастырей, готовых душу положить за веру, было гораздо больше, и тысячи новомучеников российских, память которых Церковь будет отмечать в ближайшее воскресенье, - тому свидетельство.
Волны репрессий на Церковь следовали одна за другой. И если в двадцатые годы новые хозяева жизни уничтожали "церковников" без суда и следствия (о том, как под Новосибирском были обнаружены останки зверски убитых священнослужителей, "Вечёрка" писала 25 октября 2007 г.), то, начиная с тридцатых годов, под это уничтожение, как, впрочем, и под уничтожение других слоёв населения, власти подводили законодательную базу "социалистической законности". Как эта законность проявлялась на самом деле, видно из ордера на арест в 1937 году новосибирского архиепископа Сергия.
Владыка Сергий - представитель дореволюционного священства, стал священником ещё в 1888 году, в сан епископа был рукоположен в 1926 году, а через год был арестован и приговорён к ссылке. На новосибирскую кафедру был назначен 8 мая 1935 года, заменив ушедшего на покой митрополита Никифора, а через два года, 5 мая 1937 года, вместе с группой священников архиепископ Сергий был арестован. Ордер, выписанный на арест гражданина Василькова (фамилия архиепископа Сергия), проживающего по адресу: ул. Пушкина, 8, выписан в апреле 1937 года с открытой датой. Если внимательно изучить этот зловещий бланк, то можно понять, почему в ордере не указана конкретная дата. Типографским способом в бланке напечатано "действителен на 1 сутки". При масштабе террора 1937 года, когда в органы НКВД приходили срочные разнарядки арестовать определённое количество человек, уложиться в одни сутки было проблематично, нарушать же "социалистическую законность" было чревато для самих представителей органов, вот и ставили открытую дату. О спешке при выписывании столь важного документа свидетельствует и ошибка в указании отчества владыки Сергия - вместо Ниловича написано Николаевича.
Нет в ордере и отметки о приёме арестованного гражданина Василькова. А арестован архиепископ был не в апреле, а в начале мая. Причинами такой задержки могут быть две: либо та же загрузка карательных органов, либо кончина предшественника архиепископа Сергия - митрополита Никифора, скончавшегося 30 апреля 1937 года. Возможно, владыке Сергию позволили похоронить собрата, но вот отслужить панихиду на 9 дней ему уже не удалось: на шестой день после кончины митрополита Никифора семидесятипятилетнего архиепископа арестовали и 29 июля 1937 года после недолгого следствия и скоротечного суда расстреляли.
На фотографии, сделанной в Вознесенском соборе за год до кончины двух архиереев - митрополита Никифора (в белом клобуке) и архиепископа Сергия (в чёрном клобуке), - священники и миряне новосибирской епархии. Во втором ряду второй слева сидит священник Пётр Мильский (расстрелян в Бийске 27 августа 1937 года), четвёртый слева - протоиерей Василий Вавилов (расстрелян в Новосибирске 29 июля 1937 года), седьмой слева, рядом с архиепископом Сергием - протоиерей Иоанн Боголюбов (расстрелян в Новосибирске 25 августа 1937 года). В третьем ряду пятый слева стоит протодиакон Григорий Солодилов (расстрелян в Новосибирске 25 августа 1937 года).
Клирик новосибирского кафедрального Вознесенского собора протоиерей Виталий Бочкарёв, предоставивший редакции эту редкую фотографию, уже много лет занимается сбором и анализом архивных данных, касающихся репрессий священнослужителей. Надеемся, что наши читатели помогут ему в этих изысканиях. Если кто-то узнает на фото своих близких или знакомых, сообщите об этом либо в редакцию "Вечернего Новосибирска", либо самому отцу Виталию, которого можно найти в Вознесенском соборе. А в ближайшее воскресенье православные России будут поминать всех усопших, пострадавших в годину гонения за веру Христову. Поминать, значит помнить, а если будем помнить, то ещё теплится надежда, что кошмар тех времён в нашей стране не повторится.
http://www.vn.ru/07.02.2008/society/90542/