Разве одно другому противоречит?

Интервью с Майей Кучерской

0
193
Время на чтение 6 минут
Уж кого современному читателю представлять, кажется, не надо, - так это Майю Кучерскую. Её знают и любят (или критикуют/оценивают/благодарят/...) в основном, за две книги: "Современный патерик" и "Бог дождя". Но Майя Александровна - автор и уникального перессказа Евангелия для детей, и книги "Константин Павлович" в серии ЖЗЛ, и вообще - автор живой и пишущий. Несмотря на то, что творчество Кучерской неоднократно обсуждалось и в печати, и в Интернете, вопросов остается множесво. Некоторые из них мы и задали...

- Известность пришла к Вам с "Современным патериком" и "Богом дождя". Но в то же время выходят и другие Ваши книги - биография великого князя Константина Павловича, например, или "Евангельская история для детей", которые гораздо менее известны. Вы были к этому готовы, Вас это не уязвляет?

- Как может уязвлять дыхание ветра? Сегодня ветер подул туда, а завтра сюда, послезавтра вообще пообещали штиль. Кто мог предположить, что "Бог дождя", придуманный в 1996-м, переписанный в 2006-м, в 2007-м окажется так успешен? К этому невозможно было подготовиться. И сейчас можно только радоваться, что столько людей прочли мои книги, а как там дальше сложится - Бог знает. Пока же - зюд-зюд-вест и полный вперед.

- Ваш роман "Бог дождя" получил премию "Студенческий Буккер". Один из членов жюри - Александр Цыганков, студент, написавший эссе о романе "Бог дождя", заметил о "Современном патерике", что "сказать однозначно, какую цель писательница преследует - рассмешить или сблизить читателя с Церковью - не представляется возможным". Но для себя писательница Кучерская на этот вопрос отвечает?

- Писательница Кучерская погружается в глубокую задумчивость. И никак не может понять, почему между "рассмешить" и "сблизить" поставлен разделительный союз "или"? Разве одно другому противоречит?

- В "манифесте" "Студенческого буккера", где обозначены требования, которым должны отвечать отбираемые произведения, есть и такое - "не оставлять читателя перед духовной пустотой". Но многие видят в финале "Бога дождя" именно это: героиня (или даже все герои) останавливаются перед пустотой. А о том, что книга не антицерковная, свидетельствует не текст, а, скорее, личность автора, признающего себя православным христианином. Или читатели просто недостаточно внимательны к тексту?

- Да, тем "многим", которым кажется, что героиня останавливается перед пустотой, остается только посочувствовать. Главная героиня вырвалась из плена, ценой душевной боли, отъезда из родной страны, из которой ей совсем не хотелось уезжать, ценой прощания с любимым человеком. Какая ж тут пустота? Это преодоление, движение вперед. Если и пустота, то пустота простора, открытого моря, которое надо пересечь - примерно так. Что же до других персонажей, отца Антония и Петры - то и там никакой пустоты, просто они сломали хребет своей прежней жизни, выбрали другой путь, и за этот выбор кто посмеет их осудить? Может быть, только тот, кто сам без греха.

- Вы говорили, что сейчас Вы гораздо больше внутренне удалены от главной героини, чем 15 лет назад. Значит, для Вас Анины поиски - уже пройденный этап. Почему Вы решили, что вновь затронуть эту тему необходимо, что этот роман нужен современному читателю?

- Да нет же! Этот роман нужен был не читателю, а мне. Мне важно было с этим текстом наконец расстаться - внутренне. А для этого нет способа лучше, чем опубликовать его. Отпускаешь книжечку на волю, она летит себе по свету, а тебе, наконец, легче.

- Но ведь книга уже была опубликована?

- Была, но в 1998 году, в журнале "Волга", которому я и по сей день благодарна, однако прочли ее в итоге совсем немногие. И никаких странствий текста по белому свету не получилось, получилось, скорее, домашнее его чтение крайне узким, хотя и симпатичным кругом читателей... Так что, пусть и с подачи издательства "Время", но, тем не менее, и по своей воле я решила напечатать эту вещь снова. Целый год переписывала, строчку за строчкой. Просто добавляла в прежний вариант слова, воздуха. Закончила. И - оп! Роман оказался нужен не только мне, но и "современному читателю".

- Кажется, церковным людям читать "Бога дождя" тяжелее, чем нецерковным. Поэтому большинство отрицательных отзывов именно с этой стороны. Но немало и положительных, хотя они чаще звучат в том ключе, что книга "полезная" (в смысле назидательная), и некоторые пастыри даже "прописывают" ее прихожанам как вакцину - не ищите, мол, в Церкви душевности и т.д. Вы думали, что Ваша книга может получить такое "употребление"?

- Думала. И считаю, что вся эта история в первую очередь предназначена именно церковным людям. Конечно, "Бог дождя" - роман-предостережение. Хотя я понимаю, что вряд ли, ой вряд ли! эта книжка кого-то действительно предостережет от неверного шага. Евангелие не может уберечь людей от греха, что уж говорить об изящной словесности. "Аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры". Так что это, увы, не столько профилактическое средство, сколько "разъяснительное" что ли... Книга объясняет, как устроена любовная страсть к духовнику, как она зарождается, как незаметно пленяет душу и в итоге полностью подчиняет себе. Если это объяснение покажется кому-то полезным, поможет что-то понять, или даже преодолеть - да я бы счастлива была, если бы это было так...

- Чаще всего Ваше имя ассоциируется с достаточно "острыми" книгами - "Современным патериком" и "Богом дождя". А как Вы стали "детской писательницей" (имею в виду пересказ Евангелия для детей)? Вдохновляли ли Вас чужие опыты работы с данной темой - положительные или отрицательные?

- Детской писательницей я стала очень просто. У меня родилась дочка Маша. Я тогда еще была, как я теперь понимаю, довольно юной мамой. В смысле не очень опытной. И мне казалось страшно важным объяснить Маше основы христианской веры, рассказать ей евангельские притчи, истории. Причем объяснить сразу, с колыбели. Меня совершенно не смущало, что Маше было полтора, потом два годика. Я все равно упрямо разговаривала с ней на эти темы. Но быстро поняла - говорить с такой крохой о Христе, Боге, конечно, можно, но тогда говорить нужно очень конкретно, очень просто. Так, чтобы эти Евангельские истории можно было почти руками пощупать. Друзья мне как раз в это время прислали из Америки несколько детских Евангелий. Некоторые были совершенно прекрасны. Одно было устроено в виде такой волшебной книжечки, которую можно было застегивать на застежку, как настоящее Евангелие, хотя в той книжечке застежка была, конечно, пластмассовая. И, перелистывая эти книжки с Машей, я не столько переводила английский текст, сколько просто комментировала картинки, рассказывала что-то от себя. Вот из этих разговоров и сложилась книжка. Трижды она была выпущена издательством при храме Митрофана Воронежского - каждое издание со своими картинками, оформлением. И следующий ребенок, Гоша, уже учился по ним.

- Cотрудничество с "классической" серией - ЖЗЛ - это для Вас вопрос престижа, коммерчески выгодная работа, возможность использовать творческие наработки (знаю, что Вы писали диссертацию о Константине Павловиче Романове)? Как Вы считаете, то, что ЖЗЛ привлекает к сотрудничеству популярных и "модных" авторов - эффективное маркетингвое решение? Стала ли серия благодаря этому популярнее?

Знаете, есть такое понятие "стокгольмский синдром". Пока я писала диссертацию о великом князе Константине, я постепенно полюбила своего героя. Хотя человечески приятного в нем было немного, но он мне за годы изучения его жизни, чтения его писем, воспоминаний о нем, стал почти родственником. Так что написать его биографию было естественно! Она, надо сказать, с диссертацией связана очень условно, потому что диссертация была посвящена скорее тому культурному туману, который окружал фигуру цесаревича, а жзловская книжка - как раз этот туман рассеивает и излагает факты. Денег за это платят очень мало. Примерно месячную зарплату начинающего специалиста. Так что это коммерчески не выгодная работа, и, по-моему, довольно в меру престижная. Ну, а модных авторов привлекает не столько издательство, сколько сами персонажи. Быкову было интересно написать про Пастернака, он написал. Архангельскому важна была фигура Александра I - он написал. Равно как и читателей "ЖЗЛ" больше, по-моему, привлекает сам герой, чем тот, кто о нем пишет. Хотя допускаю, что кому-то важно, что это именно Быков или Архангельский, или Варламов.

- Но чем-то для Вас привлекательна фигура Константина Павловича из династии Романовых, которого принято считать достаточно посредственным государственным деятелем? Ставили ли Вы целью изменить это представление?

Что значит посредственным? Да он был ужасен, провалил не одну военную кампанию, не раз жестко подставлял родных братьев-императоров, и Александра, и Николая. Возможно, поэтому его фигура обычно и оставалась в тени, документальных биографий Константина Павловича в ХХ веке не вышло ни одной. Между тем, он сыграл определенную роль и в войне 1812 года, и в момент междуцарствия, само собой, не говоря уж о русско-польских отношениях, но в чем именно эта историческая роль Константина заключалась, слабо себе представлял даже тот, кто интересовался историей. Так что целью моей было не изменить чьи-то представления о великом князе, а, наконец, дать широкому читателю возможность это представление составить. Это популяризаторский труд, который профессиональные историки наверняка исполнили бы лучше, но что-то они все медлили и медлили, 100 с лишним лет, пришлось мне...

- Вы - очень смелый автор, но есть ли тема, на которую Вы принципиально никогда не будете писать?

Дело не в теме, а в подаче. По-моему, нельзя использовать запрещенные приемы - эксплуатировать низменные инстинкты, бить на жалость, запугивать, шокировать, словом, манипулировать читателем, зная его слабые места.

Мария Хорькова

http://www.taday.ru/text/91198.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Майя Кучерская
Все статьи Майя Кучерская
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35