Выходец из богатой новгородской семьи Добрыня Ядрейкович, вероятно, был сыном новгородского воеводы Ядрея, погибшего во время похода на югру зимой 1193/94 г. Широкую известность в Новгороде ему принесло паломничество в Константинополь, совершенное в 1200 г., еще до разорения города крестоносцами (1204). Результатом этого путешествия стала составленная им "Книга Паломник", с подробным описанием константинопольских святынь.
Согласно Новгородской Первой летописи, "преже изгнания Митрофана" (т. е. во всяком случае до января 1210 г.) "бяше пришьлъ... Добрына Ядреиковиць изъ Цесаряграда и привезе съ собою Гробъ Господень". По собственным словам Антония, он приобрел в Константинополе (и, очевидно, привез на Русь) часть ризы св. Феодора Студита, часть мощей св. Власия, епископа Севастийского, а также камень от гроба апостола Иоанна Богослова. Кроме того, в число привезенных новгородским паломником святынь входят крест с частицами Животворящего Древа и. возможно, частица мощей св. великомученицы Варвары.
По возвращении в Новгород Добрыня принял пострижение с именем Антоний "на Хутине у Святого Спаса", т. е. в Спасо-Преображенском Хутынском монастыре, основанном Варлаамом Хутынским. В Житии преп. Варлаама сообщается, что незадолго до смерти преподобный поручил монастырь Антонию, которого назвал своим "сверстником" (не обязательно по возрасту, но, скорее, по добродетелям, духовному опыту и т. д.).
За время пребывания в Хутынском монастыре Антоний успел сблизиться с новым новгородским князем Мстиславом Мстиславичем Удатным (занял новгородский стол зимой 1208/09); по словам летописца, "волею Божиею възлюби и (Антония. - А. К.) князь Мьстислав и вси новгородьци". 22 января 1210 г. князь вместе с новгородцами изгоняет с кафедры и заточает в Торопце новгородского архиепископа Митрофана, а на его место ставит Антония. В том же году Антоний отправляется в Киев к митрополиту Матфею, и тот рукополагает его в архиепископы. "И приде поставленъ архиепископъ Антонии, и створи полату Митрофаню въ церковь во имя святого Антония". (Не вполне ясное летописное известие по-разному воспроизводится в новгородских и суздальской Московско-Академической летописях; по-видимому, речь идет о создании Антонием церкви на владычном дворе, на месте прежних палат его предшественника.)
В 1215 г. Мстислав Удатной "по своеи воли" уходит из Новгорода в Южную Русь. Новгородцы, "много гадавъше", приглашают на княжение переяславского князя Ярослава Всеволодовича (сына Всеволода Юрьевича Большое Гнездо), и в том же году архиепископ Антоний "съ новгородьци" встречает вступающего в Новгород Ярослава. Впрочем, почти сразу же между Ярославом и новгородцами происходит конфликт, приведший к уходу князя и торговой блокаде Новгорода, в котором начинается жестокий голод. В феврале 1216 г. в Новгород возвращается князь Мстислав Мстиславич. 21 апреля того же года новгородцы во главе с Мстиславом одерживают решительную победу над Ярославом и его братом Юрием на р. Липице (близ Юрьева-Польского), после чего Мстислав возвращается в Новгород, "и радъ бысть владыка и вси новгородьци".
В 1217 г. архиепископ Антоний закладывает каменную церковь Св. Варвары в новгородском Варварином монастыре (завершена строительством в 1218). В том же году Новгород вновь - и на этот раз окончательно - покидает князь Мстислав Мстиславич Удатной, решивший бороться за княжеский стол в Галиче. Это сразу же негативно сказывается на положении Антония. В том же году в Новгород из Владимира возвращается бывший архиепископ Митрофан, "и проводиша и новгородьци къ Святеи Богородици Благовещению" (т. е. в Благовещенский монастырь).
В 1218 г. Антоний едет в Торжок. Новгородская летопись не объясняет причин этой поездки; в "Истории" же В. Н. Татищева (XVIII в.) сообщается, что архиепископ поехал, "осердясь на новгородцов" из-за возвращения в город Митрофана. Так или иначе, но после ухода Антония новгородцы вновь ввели Митрофана на владычный двор, а Антонию предложили покинуть город: "поиди, кде ти любо". Антоний все же вернулся в Новгород, "къ Святому Спасу в Нередицех", и таким образом в городе оказалось два владыки, что, конечно, не способствовало стабильности ("и было о том несогласие великое", по словам Татищева). Занимавший в то время новгородский престол князь Всеволод Мстиславич (сын великого князя Киевского Мстислава Романовича) и новгородцы решают отправить обоих владык в Киев к митрополиту Матфею: "да кого намъ прислеть, то нашь владыка"; вместе с соперничающими архиепископами в Киев отправляются иеромонах Вассиан и священник Борис.
В начале 1220 г. (дата вызывает некоторые сомнения из-за хронологического сбоя в Новгородской Первой летописи) вопрос наконец был решен в пользу Митрофана, который получил от митрополита новгородскую кафедру (вернулся в Новгород 17 марта). Антония же, по словам новгородского летописца, митрополит также "у себе держи въ чести", после чего "вда ему епископью в Перемышле". По сведениям московских книжников XVII в., авторов т. н. Лаптевского тома Лицевого летописного свода, Антоний пришел в Перемышль 2 июня 1220 г., однако насколько достоверна эта дата, сказать трудно.
Возможно, Антоний стал первым епископом Перемышльским, а само образование кафедры в этом городе связано с занятием галицкого стола князем Мстиславом Мстиславичем Удатным. Во всяком случае, перевод туда Антония, несомненно, объясняется его близостью к бывшему новгородскому князю.
Святительство Антония в Перемышле продолжалось шесть лет, до 1225 г., когда Перемышль заняли венгры. Однако, судя по данным Киево-Печерского патерика, после кончины Митрофана (3 июля 1223) новгородская кафедра по-прежнему считалась "Антониевым местом", так как преемник Митрофана Арсений так и не был рукоположен в архиепископы.
Зимой 1225/26 г., по свидетельству Новгородской Первой летописи, "приде архиепископъ Антонии ис Перемышля въ Новгородъ и седе на своемь столе, и ради быша новгородьци своему владыце". Арсений же был сведен с кафедры. Точная дата возвращения Антония - 27 февраля 1226 г. - может быть высчитана с большой долей условности, ибо сведения об Антонии в летописи содержат явное хронологическое противоречие.
В самом начале марта того же года архиепископ Антоний вместе с Иванком Дмитриевичем и "все новгородце" избирают преемника новгородского архимандрита, настоятеля Юрьева монастыря Савватия, который, предчувствуя свою смерть, сам назвал имя Саввы Гречина, священника церкви Св. Константина и Елены. 2 марта Савва принимает пострижение, а 8 марта архиепископ ставит его игуменом Юрьева монастыря. В следующем 1227 г. в Новгороде на "Ярославле дворище" сожжены четверо волхвов, вина которых была, по-видимому, не вполне ясна: "творяхуть е потворы деюще, а Богъ весть"; об участии архиепископа в этом новгородские летописи не сообщают.
Весной 1228 г. Антоний вновь оставляет новгородскую кафедру и удаляется в Спасо-Преображенский Хутынский монастырь - на этот раз "по своеи воли", из-за болезни, случившейся с ним 17 марта ("на святого Ольксия"): владыка полностью онемел, что, естественно, делало невозможным исполнение им обязанностей архипастыря. Новгородскую кафедру опять занимает Арсений.
Пребывание бывшего архиепископа в Хутынском монастыре было, однако, прервано из-за вспыхнувшего в том же году в Новгороде мятежа. Осенью в городе начались оттепель и затяжные дожди, так что, по словам летописца, с "Госпожина дня" (Успения Пресв. Богородицы, т. е. 15 августа) и до "Николина дня" (6 декабря) "не видехомъ светла дни, ни сена людьмъ бяше лзе добыти, ни нивъ делати". Новгородцы обвинили во всем происходящем Арсения, поставив ему в вину незаконное занятие владычной кафедры, якобы купленной "за мзду" у новгородского князя Ярослава Всеволодовича (будущего великого князя), и изгнание Антония. Арсения, "акы злодея, пьхающе за воротъ", выгнали с кафедры и едва не убили, так что ему пришлось спасаться в Софийском соборе, а затем удалиться в Хутынский монастырь. На следующий день "въведоша опять Антония архиепископа"; в помощь ему были даны двое новгородских мужей: Якун Моисеевич и Микифор щитник. Впрочем, на этом мятеж не остановился: с веча люди пошли "въ оружии" на дворы новгородского тысяцкого и других бояр, в том числе владычного стольника. В феврале 1229 г. из Новгорода бежали сыновья князя Ярослава Всеволодовича Федор и Александр (будущий Невский), а 28 апреля в город вступил приглашенный новгородцами черниговский князь Михаил Всеволодович.
Именно князь Михаил Всеволодович указал на невозможность оставления больного немотой Антония на кафедре. Летопись приводит его слова, обращенные к новгородцам: "Се у васъ нету владыкы, а не лепо быти граду сему безъ владыце; оже Богъ казнь свою възложилъ на Онтония, а вы сочите таковаго мужа...". По жребию на кафедру был избран Спиридон, Антоний же ушел на покой - вероятно, снова в Хутынский монастырь.
Преставился Антоний 8 октября 1232 г.; "и положиша и у Святеи Софии въ притворе, при князе Ярославе Всеволодиц, при архиепископе Спуридоне". Позднейший новгородский книжник сопроводил запись о кончине святителя следующим благочестивым замечанием: "...тако преставися въ небесное царство, душа убо его взиде на небеса...".
В XV в., при новгородском архиепископе Евфимие II, архиепископ Антоний был причтен к лику местночтимых святых. Его церковная память празднуется 10 февраля и 4 октября, а также в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе новгородских святых.
Известна печать владыки Антония с изображением Божьей Матери на лицевой стороне и русской надписью на обороте: "Антони[и] архиеп[и]скопъ Новъгородьскы[и]". Кроме того, сохранился крест с частицами Животворящего Древа, украшенный византийскими эмалями и надписью: "Господи, помози рабу Своему Антону, архи[епископ]у Новгородьскуму, давшюму [...] крьстъ [Святои Со]фии". Согласно предположению В. Г. Пуцко, именно архиепископу Антонию могут принадлежать поручи, хранившиеся в новгородском Хутынском монастыре и традиционно приписываемые преп. Варлааму Хтуынскому, а также т. н. Служебник преп. Варлаама Хутынского.
ИЗДАНИЯ "КНИГИ ПАЛОМНИК":
Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце 12-го столетия / С предисл. и примеч. П. Савваитова. СПб., 1872; Лопарев Х. М. Книга Паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиепископа Новгородского, в 1200 г. // Православный палестинский сборник. 1899. Вып. 51. С. 1-39, 71-94.
ЛИТЕРАТУРА:
Прозоровский Д. И. О родословии св. Антония, архиепископа Новгородского // Известия Имп. Русского Археологического общества. 1880. Т. 9. С. 84-93; Белоброва О. А. "Книга Паломник" Антония Новгородского (К изучению текста) // ТОДРЛ. Т. 29. 1974. С. 178-185;Янин В. Л. К хронологии новгородского летописания первой трети XIII в. // Новгородский исторический сборник. Вып. 2 (12). Л., 1984. С. 89-94; Царевская Т. Ю. О Царьградских реликвиях Антония Новгородского // Реликвии в истории и культуре восточнохристианского мира. М., 2000. С. 69-70; Православная энциклопедия. Т. 2. С. 600-601; Гордиенко Э. А. Варлаам Хутынский и архиепископ Антоний в новгородской письменной традиции // Древняя Русь. 2003. N 4 (14); Пуцко В. Г. Хутынские произведения-реликвии первой четверти XIII в. // Новгородский исторический сборник. Вып. 10 (20). СПб., 2005. С. 45-65.
http://www.portal-slovo.ru/rus/history/10879/11395/