Мы попросили рассказать о проблемах построения прихода и приходской жизни известного московского протоиерея Алексия Уминского, создавшего в храме Святой Троицы в Хохлах дружную общину.
Отец Алексий, расскажите пожалуйста, такая дружная община, которая сложилась у Вас в приходе - это получилось само собой или потребовались большие усилия?
- Конечно, потребовалось множество усилий, это была моя цель - как настоятеля храма - создать такую общину. В своё время, я получил разрушенную церковь с очень немногочисленным приходом. И это понятно - наш храм находится в таком районе Москвы, где через каждые тридцать метров есть храмы, а население очень малочисленное. Поэтому надо было употребить все усилия на то, чтобы людям захотелось быть вместе. Чтобы их объединяла Евхаристическая жизнь и жизнь после службы.
У нас регулярно проходит трапеза после службы для всех прихожан; мы начали не с воскресной школы, а с бесед для взрослых, потом постепенно люди сами стали изыскивать для себя возможность служения ближним. Проблемы, конечно, были и есть. Когда проблем нет - это означает, что община умерла.
Часто бывает так, что человек, придя в храм, видит там уже сложившуюся, очень дружную, но закрытую общину. Ему в неё путь закрыт - там все свои. Что делать? Знакома Вам такая проблема - одиночество в общине?
- Знакома. У нас не очень большая община, я знаю всех в лицо и по имени. Все друг друга так же прекрасно знают, все переженились, детей родили, стали кумовьями, и это очень хорошо. Но основная проблема в том и состоит - что общине хорошо внутри себя. Новому человеку войти в неё очень непросто: все места заняты. Что делать? Это надо разрушать.
Священник, если он замечает что-то подобное у себя в общине, должен с этим бороться. Потому что христианская община - это не место, где люди собираются "своей тесной компанией", где им хорошо друг с другом. В моём представлении - христианская община это такое место, ну, своего рода тренировочная площадка, где людям проще в общении друг с другом исполнять евангельские заповеди. Они там этому учатся, тренируются. Потому что здесь, внутри общины - где все свои близкие и родные - это очень просто. Проще любить, служить, уступать, смиряться, проще выполнять то самое сложное, что написано в Евангелии. И если человек забывает обо всем, живёт только внутри общины и принимает только то, что ему приятно - это плохо. Поэтому, когда "занимают свои места, согласно купленным билетам" - с этим надо бороться.
У нас был в приходе такой случай. На Пасхальную службу приходит, как правило, много людей "с улицы", "чужих". После службы бывает трапеза для всех, и может получиться так, что "своим" мест может не хватить. И тогда некоторые наши прихожане решили "забить" себе место за праздничным столом, они разложили за столом листочки со словами "занято". Они были уверены в своей правоте. "Мы же целый год трудимся тут, работаем, так готовились к Светлому празднику...и тут пришли чужие - поели и ушли. Мы все старались, готовили для себя... Как же так?". Да, психологически всё понятно. Пришёл хор - а хору места не хватило. Конечно, обидно. Но ведь это и есть тот самый печальный случай! Прихожане всю Страстную неделю пробыли в храме - какие песнопения, какие слова они слушали, сострадали! Например, как Господь умывал ноги ученикам. Страстная седмица прошла и вдруг прихожане в какой-то момент забыли всё это, и хочется только одного - посидеть за столом, пообщаться спокойно, порадоваться со своими. Чужие тут как-то ни к чему...
Так что приходится с этим бороться, объяснять, ведь непросто до человека такое донести.
С протоиереем Алексием Уминским беседовала Елена Коровина
http://www.pravmir.ru/article_2600.html