itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Поэма о педагоге

29 декабря, 1927 год - 80 лет со дня основания детской коммуны во главе с Антоном Семёновичем Макаренко

0
237
Время на чтение 8 минут
Несмотря на яростную критику педагогов-большевиков конца 20-х годов и их наследников - нынешних либералов, об Антоне Семёновиче Макаренко как о подвижнике русской педагогики помнят и поныне. Ведь о ком помнить, а о ком забыть - это Бог решает, а не люди. Какой же подвиг совершил он, какой пример оставил нам для подражания и вразумления?

Сразу скажем главное: все воспитательные методы Макаренко можно и нужно бы применять в наше время в любом детском коллективе, не только в детских домах или колониях, но и в каждой школе. Ничего теоретически сложного в его методах нет. Но вот практически необходимо, чтобы во главе коллектива стояла личность, сопоставимая с личностью Антона Семёновича, обладающая такой же чистотой и широтой души, самоотверженностью и силой воли. В работе с детьми именно это необходимо, а всё остальное приложится.

Макаренко излечил сотни душ послереволюционных детей-"подранков", пропавших бы без него в тюрьмах или умерших от голода. Как излечил? Он создал для них новую семью, взамен отнятой революцией, стал для каждого из них строгим, но любящим отцом и старшим братом. Он всех их во время нищеты и разрухи поставил на ноги, дал образование (многим высшее) и профессию. Бог помогает в воспитании детей, особенно сирот, только надо забыть о себе и жить для них. И ещё терпеть, отражать нападки бездарных, ничего не понимающих в воспитании детей бюрократов, тратить на это силы, чтобы защитить своих воспитанников. Вот и всё, пожалуй. И это - подвиг, которого доныне никто повторить не смог. У нас в России победила и доселе торжествует и властвует большевистско-либеральная система образования. Что это такое? А вы разве не видите, не чувствуете в собственном безволии и малой дееспособности и в ещё большем безволии и недееспособности своих детей эти "плоды просвещения"?

Воспитанники Макаренко, все до одного, стали сильными, волевыми, способными принимать собственные решения и отстаивать собственное достоинство людьми. Такие совершенно не нужны были советской власти. Ей нужны были винтики, гаечки, - то есть аморфная легкоуправляемая и покорная масса. Потому колония Антона Семёновича не могла долго существовать. В победе большевистско-либеральной системы воспитания надо искать и корни нынешнего состояния России. Разве воспитанники Макаренко могли бы допустить, чтобы у них на глазах развалили и разграбили построенную их предками Империю? В том, что Россия сейчас "сосредотачивается", не наша заслуга, а милость Божия. Ведь кроме нас, грешных и слабых, ныне удержать равновесие, сохранить мир на нашей планете некому. И потому нам надо как следует позаботиться о воспитании своих детей, вспомнить о методах великого подвижника педагогики А.С. Макаренко.

В сущности, в основе его методов, несмотря на декларируемый атеизм, лежало Православие, евангельские заповеди. Здоровую душу без них и воспитать невозможно. Да и сам Антон Семёнович вырос в православной семье: отец - рабочий на железной дороге в Харькове, мать - дочь солдата. А их сын ещё до революции закончил Педагогический институт в Полтаве с золотой медалью. То есть стал интеллигентным, уважаемым по тем временам человеком. А после революции его называли "интеллигентом паршивым", смеялись: "Очки вон надел" ("Педагогическая поэма", с.1). В августе 1919 года он стал директором школы в Полтаве и скоро стал получать от местных партийных бюрократов нелепые "руководящие указания". Рад был, когда заведующий губернским народным образованием, мужик из простых рабочих, вызвал его к себе и предложил возглавить колонию для малолетних преступников в шести верстах от Полтавы, в здании, построенном для беспризорников ещё до революции. Замечательна большевистская лексика начальника: "Босяков этих развелось - по улице пройти нельзя", - как будто речь шла о бродячих собаках (и потом, кто расстрелял их родителей?). - "Значит, нужно нового человека по-новому делать", - завершал свою речь комиссар, убеждённый, что человек - это простенькая машина, и можно её вот так быстренько по-новому переделать.

Макаренко, перечитав все книги по педагогике, понял, что ничем эта наука в его работе с приходившими к нему "подранками" помочь не может. С ним рядом в полуразрушенном здании жили реальные подростки с переломанными судьбами и искалеченными душами. У них отобрали всё: семью, детство. И методы воспитания их, вернее, возвращения к нормальной жизни, надо было искать на ходу.

Как это ни парадоксально звучит, но становлению первой колонии Макаренко, позднее названной в честь Максима Горького, "помогла" Гражданская война. В тогдашней неразберихе о колонии просто забыли, она должна была выживать, как может, но зато и руководящих указаний не было. И в этих условиях талант Антона Семёновича (было ему в то время 32 года) развернулся во всю свою ширь и мощь. А иначе не было бы у нас такого педагогического опыта.

Первыми пришли к нему довольно взрослые "детишки" - семнадцатилетние, чудом выжившие беспризорники, никому и ничему не верившие. Пришли, чтобы где-то перезимовать. Они были умны и дерзки, никого и ничего не боялись, грабили селян и самого "Антона", - так беспризорники называли своего воспитателя, и вот из них Макаренко смог создать мощное ядро большой колонии, вливаясь в которую бывшие малолетние воры и разбойники превращались в нормальных детей как бы автоматически.

Почему ему это удалось? Да потому что он по натуре своей был подобен эпическому герою из древней былины. Ребята многое в жизни повидали, хорошо разбирались в людях и могли довериться, встать рядом только с сильной личностью. Страшный во гневе, но желающий им добра, благородный и добрый "Антон" был им нужен. Они быстро поняли, что он, как отец, будет требователен, но никогда их не оставит. Он ничего не испугается и защитит. В сложившейся ситуации ребятам было лучше оставаться с ним. Уже через несколько дней один из будущих лидеров колонии, юноша из интеллигентной семьи (расстрелянной, вероятно) подошел к нему и сказал:

- Мы не такие плохие, Антон Семёнович! Всё будет хорошо. Мы понимаем...

Для того чтобы сохранить свой авторитет, держать в узде коллектив одичавших подростков, Макаренко должен был жить в постоянном напряжении. Воспитателю иначе и нельзя жить. Дети всё замечают, и слабость или несправедливость не прощают.

- Ребята о вашем подвиге (гнева и строгости) рассказывают с упоением. Они в вас даже готовы влюбиться... Что это, привычка к рабству? - удивлялась работавшая с Макаренко молодая воспитательница.

- Да нет, тут сложнее, - отвечал Макаренко.

Конечно, сложнее. Эти дети рабами никогда не были. Они нашли столь необходимого им отца и полюбили его. Питались они первую зиму, чем придётся, ходили в истлевших рубахах и изодранных при рубке леса, необходимого для отопления, пиджаках. На ногах - портянки, обвязанные верёвками. И всё-таки никто никуда уходить не хотел. Все видели, что "Антон" валит лес и чистит снег наравне с ними, что у него такой же рваный пиджак и сапоги без подмёток.

В феврале из ящика стола Макаренко украли деньги. Он гневно кричал: "Вы люди или кто? У себя ведь крадёте!" Но кражи продолжались. Беспризорник из интеллигентов сказал:

- А вы думали как, Антон Семёнович, трудовая колония, трудись и трудись - и никакого удовольствия?

- Так ведь вас же обкрадывают.

- Ничего тут моего нет.

- Вы должны быть хозяевами.

Подросткам, у которых отобрали всё, слова о том, что они могут и должны стать хозяевами, хотя бы вот на этом клочке земли, в этом здании, были необходимы. Антону Семёновичу они верили. И он действительно сделал их хозяевами, дал им даже местное самоуправление - совет командиров отрядов. Ребята поверили, что посаженное и посеянное ими у них не отберут, что восстановленный ими дом останется их домом, что они сами смогут решать главные вопросы своей жизни. И потом - у них была не только работа для пропитания, но и учёба, а учиться тогдашние беспризорники желали страстно. У них ещё сохранилось дореволюционное понимание того, что образованный человек - личность уважаемая, живущая в достатке.

Вот на таких основах уже можно было успешно воспитывать в подростках чувства долга, чести, собственного достоинства и необходимости самодисциплины. "Человек должен уважать себя, должен быть сильным",- говорил он им, и они верили, потому что видели перед собой именно такого человека. Краж больше не было, наоборот, отряд колонистов, вооружившись дрекольем, "без всякого страха и с искренним интересом" защищал местных жителей от пришлых разбойников. Это для них была как бы весёлая игра, которая, несомненно, имела большое воспитательное значение, выковывала характеры, закаляла волю.

Через пять лет бывшие беспризорники полностью обеспечивали себя и продуктами, и одеждой, и учебными принадлежностями. Увидев весёлую работу свободных колонистов на поле, один старый крестьянин сказал: "Хорошо это у вас, как у людей раньше было... Вроде как люди празднуют...Хлеб собрать человеку - торжество из торжеств, а у нас забыли про это".

К сожалению, сохранить этот праздник для детей Макаренко не мог. Гражданская война закончилась, бюрократы расселись по своим местам и стали давать руководящие указания. Всё в колонии им. М. Горького в их представлении было не так, шло не в том направлении: "Ах, бедные детки, сколько они работают, да ещё и учатся, ходят строем, как солдаты на плацу, выполняют приказы каких-то командиров, какое безобразие!", - восклицали сердобольные чиновники из комитета народного образования. Да все эти детки - аккуратные, стройные, весёлые, сгнили бы в тюрьмах и лагерях, если бы не попали в колонию, созданную Макаренко.

Впрочем, этот уникальный коллектив был обречён ещё и потому, что во всей стране по указу верховной власти переламывали хребет всему сельскому хозяйству России. И райские кущи свободного крестьянского труда даже в колонии для беспризорников подлежали уничтожению. Это Макаренко понимал и как умный стратег готовился к отступлению. Его "старая гвардия" давно уже закончила институты, прочно стояла на ногах. Предстояло срочно подготовить к самостоятельной жизни, найти место работы или учёбы, дать "подъёмные" всем своим подросшим воспитанникам. Ему надо было за короткое время "свернуть" детский коллектив в 400 человек!

Но колонистам вскоре Бог послал временный плацдарм для отступления. Харьковские чекисты (совесть, что ли, в них заговорила) решили создать свою коммуну для беспризорников - имени Ф.Э. Дзержинского, и предложили Антону Семёновичу в конце 1927 года стать её директором. Подготовили в посёлке Новый Харьков красивое здание с лепниной на потолке. Туда для начала в качестве ядра будущего коллектива Макаренко попросил переселиться 60 своих воспитанников. Сам же почти год был и начальником колонии им. М. Горького, и директором коммуны им. Ф. Дзержинского, благо располагались они недалеко друг от друга. В те времена дети, жившие в семьях, завидовали колонистам и коммунарам. А тех мучили допросами и проверками чиновники.

Бюрократы Наркомпроса Украины 3 сентября 1928 года на своём заседании осудили методы воспитания Макаренко. Интересны их доводы: "Товарищ Макаренко хочет педагогический процесс построить на идее долга. Это идея буржуазных отношений. Он призывает к воспитанию чувства чести. Советская общественность не примирится с возвращением этого понятия!".

- Мы не договоримся. Я вас не понимаю, - отвечал им Макаренко, - по-вашему, например, инициатива есть какое-то наитие. Она приходит неизвестно откуда, из чистого, ничем не заполненного безделья. Нет, инициатива придёт только тогда, когда есть задача, ответственность...

Коммуна им. Ф. Дзержинского встала на более неуязвимые для бюрократов индустриальные рельсы. Здесь в 1932 году воспитанники Макаренко открыли первый в стране завод электроинструментов. Они первыми начали изготовление фотоаппаратов "ФЭД" и "Лейка", по качеству не хуже зарубежных. Коммуна жила, кормила и учила малышей, помогала своим студентам собственными средствами. Чекисты материально ей совсем не помогали. Здесь Антон Семёнович проработал до 1935 года, а потом его "заменили". Слава Богу, что не посадили. Уж слишком заметной он был фигурой, таких советская власть терпела только по мере надобности.

Макаренко выбросили из стихии детского коллектива, вне которого он уже ни жить, ни дышать не мог. И он умер, как прикованный к стене богатырь, ещё молодым, 1 апреля 1939 года. Среди его воспитанников - инженеры, врачи, историки, геологи, летчики, судостроители, педагоги, музыканты, актёры...

А кого воспитываем мы - без опоры на долг, честь и внутреннюю дисциплину? Сами знаете, кого.

http://www.russdom.ru/2007/200712i/20071228.shtml

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Надежда Ильичёва
О бессмертии
29 апреля - Радоница. Пасхальное поминовение усопших
28.04.2014
Ещё раз про любовь
C 28 ноября по 6 января - Рождественский (Филиппов) пост
29.11.2010
Основатель Лавры
18 июля - 1010 лет со дня праведной кончины преподобного Афанасия Афонского
18.07.2010
Слово о полку Владимирове
600 лет со дня кончины князя Владимира Храброго
03.05.2010
Все статьи Надежда Ильичёва
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 03:37
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04