Партнерские отношения

0
146
Время на чтение 8 минут
"НГ-религии" обратились к ответственному секретарю Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андрею Себенцову с просьбой прокомментировать взаимоотношения государства и религиозных организаций в России в уходящем году. Мы решили остановиться на трех вопросах, которые показались наиболее актуальными: взаимоотношениях в сфере светского и религиозного образования, требованиях к религиозным организациям со стороны государственной регистрационной службы и проблеме с выдачей виз священнослужителям, прибывающим в Россию из-за рубежа. Свой ответ в сокращенном виде Андрей Евгеньевич представил в печатной версии газеты на полосе "Итоги года".

- Глава комиссии по делам религиозных объединений вице-премьер Дмитрий Медведев призвал Госдуму нового созыва принять закон о государственной аккредитации программ религиозных вузов. В то же время началась школьная реформа, которая предусматривает отмену регионального компонента образования (в рамках которого де-факто преподавались основы религии). Получается, государство в одном случае идет навстречу религиозным организациям, а в другом действует вопреки их интересам? Разделено ли духовное и светское образование сегодня или есть тенденция к их взаимопроникновению?

- В уходящем году отношения между государством и религиозными организациями развивались по многим направлениям в области духовного образования, распространения знаний о религии и участия религиозных организаций в жизни общества. Прежде всего, это подготовка кадров священнослужителей и специалистов, необходимых религиозным организациям для собственно религиозной (культовой) деятельности; второе - подготовка других светских специалистов для социальной и иной работы, основанной на определенном религиозном мировоззрении; третье - воспитание подрастающего поколения в уважении к религиозным ценностям.

Представления различных религиозных организаций и государственных институтов по разным вопросам развиваются не вполне согласованно, что в общем естественно. Например, Русская Православная Церковь активно "пробивает" основы православной культуры (ОПК) в муниципальной школе. Понятная позиция для большинства, но у меньшинств она встречает некоторый протест. Так, мусульманские лидеры высказываются в связи с этим по-разному, но более настаивают на необходимости равного изучения религий, исторических для народов России. Представителей более новых религиозных движений никто особенно не спрашивает, но можно представить, что их мнение будет особым, оно в российских условиях вполне может совпадать с мнением атеистов. Государственные органы должны действовать в рамках конституционных норм, в соответствии с которыми все религии и религиозные объединения равны перед законом и отделены от государства, с учетом установленного законом светского характера образования в государственной и муниципальной школе... И вокруг понятия "светскость" возникают содержательные споры.

По некоторым вопросам наши позиции близки. Например, подготовка специалистов по любым светским специальностям, необходимых религиозным организациям - хоть журналистов, хоть медсестер или бухгалтеров, сопровождающаяся религиозным воспитанием, - возможна в духовных вузах. С другой стороны, десятки государственных вузов готовят специалистов по православной теологии. При этом удивительным оказывается не то, что среди светских дисциплин возникло богословие, а другое. В государственном университете диплом гособразца выдать можно, а священнослужитель, отучившись в духовном образовательном учреждении, остается человеком без признанного государством диплома и не имеет возможности расти далее на смежных научных направлениях. Скажем, он не вправе стать кандидатом философских наук.

Эту, выражаясь мягко, причудливость, и устраняют поправки в законы об образовании и о свободе совести. Соответствующий законопроект был принят в первом чтении ушедшим составом Госдумы. При этом правительство не смогло дать положительного отзыва на этот законопроект из-за разногласий между государственными органами. Законопроект был принят благодаря прямой поддержке, которую президент Владимир Путин высказал на встрече с иерархами РПЦ в день празднования 90-летия восстановления патриаршества на Руси. Поэтому совершенно уместно и высказывание Дмитрия Медведева о том, что закон надо довести до вступления в силу, и для этого требуется поддержка самых ответственных руководителей в нашем государстве.

Хочется отметить еще несколько важных моментов. Закон РФ "Об образовании" определяет его как сочетание обучения и воспитания в интересах общества, личности и государства. Об этом стали забывать не только в вузах, но и в некоторых средних школах, так что светской школе есть чему поучиться у духовных. Воспитание - составная часть образования! Второе: государственная аккредитация выравнивает правовое положение студентов духовных и светских образовательных учреждений. Пока что первые из них не пользуются студенческими льготами. Третий, но по важности отнюдь не последний момент, состоит в том, что повышение уровня светского образования духовных лидеров, уважение к духовному образованию - это необходимо для нашего государства. У нас должна быть собственная система подготовки нужных обществу специалистов, знающих нашу историю, любящих Россию, ее разнообразие и особенности. Иначе в наших мечетях будут служить только имамы, воспитанные в Саудовской Аравии или другой арабской стране, считающие свой исторический опыт и понятия о направлениях развития общества и государства единственно верными. Последствия проводимой ими воспитательной деятельности могут сильно разойтись с потребностями сохранения безопасности и целостности нашего государства.

Что же касается проникновения религии в светскую школу, то надо учитывать несколько обстоятельств. Первое и самое важное: оно состоялось и соответствовало запросу общества, речи о его искоренении не идет. Хотя в деталях еще многое нуждается в оценке, шлифовке и доводке. С другой стороны, превращение существовавшей на протяжении 15 лет аморфной композиции в единый, но сохраняющий гибкость образовательный стандарт - это тоже назревшая необходимость. Предложенные Минобрнауки идеи были одобрены правительством и внесены в Госдуму в форме законопроекта, который скоро станет законом.

Обеспокоенность Русской Православной Церкви не направлена ли отмена регионального компонента образования против того, что она считает своим достижением - была понята и Минобрнауки. Поэтому в рассмотрение всех связанных с законопроектом последствий был вовлечен и высокий представитель РПЦ. Принятые министерством решения были обсуждены и согласованы с Церковью, и я не ожидаю никаких особенных всплесков противоречий интересов при внедрении обновленной системы стандартизации образования. Таким образом, идет нормальный процесс совершенствования законодательства с учетом реалий, и поводов для обвинений государства в недостаточном учете интересов религиозной части общества или непоследовательности в отношениях с религиозными организациями я не вижу.

Взаимоотношения религиозных организаций и регистрационной службы

- Год назад глава Совета по делам религиозных организаций при президенте РФ Сергей Собянин обещал разработать упрощенную форму отчетности, которую религиозные организации должны представлять в регистрационную службу Минюста. Но Росрегистрация продолжает требовать закрытия религиозных организаций (в основном, малочисленных) по суду из-за непредоставления отчетности. Это государственная политика или отсутствие согласованности между ведомствами?

- Эта проблема представляет собой сплошное недоразумение. Напомню предысторию. В начале 2006 года в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (к которым принадлежат и религиозные) было внесено требование ежегодно представлять значительный объем информации о своей деятельности. Правительство 15 апреля 2006 г. приняло по предложению Минэкономразвития России постановление N 212, которым утвердило соответствующие формы. Срок первого представления - к 15 апреля 2007 года и далее к этой же дате ежегодно. В ноябре 2006 года на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по вопросам религиозных организаций под председательством Сергея Собянина члены Совета от религиозных организаций заявили о практической невозможности для их организаций выполнить все требования и высказали просьбу упростить отчетность для религиозных организаций. Соответствующее поручение Президентского Совета было реализовано под управлением Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ (председатель - Дмитрий Медведев), и 10 апреля 2007 г. было выпущено постановление N 213, которое предельно упростило формы отчетности именно для религиозных организаций и перенесло для них срок первого представления информации на 1 июня. Кроме того, централизованным организациям было дано право представлять сводные отчеты за все входящие в них религиозные организации.

Оставляю в стороне целесообразность именно такого вида контроля за деятельностью некоммерческого сектора. Но в целом понятна мысль, что государству важно знать и финансовые характеристики экономически значимой составляющей деятельности сектора НКО, и источники средств, на которые действуют некоммерческие организации. Возможно, закон и будет пересмотрен, но во всяком случае органы исполнительной, да и судебной власти ради того и существуют, чтобы исполнять закон и наказывать за отступления от него.

Надо отметить, что в срок отчетность была представлена примерно половиной зарегистрированных в России религиозных организаций. Представляют и до сих пор, на сегодня отчитались более 70% организаций в составе РПЦ около 60% других, кроме православных. Эта статистика по сравнению с нерелигиозными НКО выглядит блестяще. В светском секторе отчеты представили менее 30% организаций. Правда, для них и формы посложнее.

Обязанность представлять отчеты была принята религиозными организациями без удовольствия, были даже и высказывания некоторых архиереев, что этот закон Церкви не указ. Но руководство РПЦ своевременно дало разъяснения, и результат налицо. Однако есть случаи, когда отдельные приходы (местные религиозные организации) не дают данные даже в собственные епархиальные управления, где они могли бы быть обобщены и представлены в органы Росрегистрации.

Со всем массивом организаций, не представивших отчеты, Росрегистрации предстоит разбираться и разбираться. Ее бездействие провоцировало бы дальнейшее нарушение закона. С другой стороны, у некоммерческих организаций есть еще время исправиться, представить отчетность за 2006, а через три месяца срок отчета и за 2007 год. Поэтому, как мне кажется, и подаются в суды лишь отдельные иски о ликвидации мелких религиозных организаций. Ведь многие из них могут продолжать свою деятельность и в форме религиозной группы (без образования юридического лица, связанного с наличием заметного имущества). Это делается для того, чтобы стимулировать к выполнению закона тысячи некоммерческих организаций.

Так что говорить о каком-то рассогласовании ведомств в данном случае нет поводов, а исполнение государственной политики - самое что ни на есть мягкое из всех возможных в пределах закона. Что же касается самого закона и перспектив его изменения, то время оценки результатов его действия приближается. Последствиями, как мне кажется, могут быть заметное упрощение формы отчетности для всех НКО (отмена отчетности - вряд ли) и активизация ликвидации "злостных нарушителей".

Визы для иностранных священнослужителей

- Осенью этого года архиепископом Тадеушем Кондрусевичем перед его отъездом в Минск вновь был поднят вопрос о долговременных визах для католических священнослужителей. Тот же вопрос о визах - на этот раз для раввинов - обсуждался на встрече Дмитрия Медведева с главным раввином Берлом Лазаром в декабре. Есть ли какие-то подвижки в этом вопросе? Готово ли государство в исключительном порядке пойти навстречу священнослужителям, приезжающим из-за границы по временной визе?

- Что касается виз, то, как мне кажется, решение этого вопроса лежит не в области уступок религиозным организациям. Изменение миграционных правил произошло вследствие вступления в силу для России единого порядка с Европейским союзом. Соглашение между ЕС-РФ об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза было подписано в городе Сочи 25 мая 2006 г., оно ратифицировано Федеральным законом от 7 марта 2007 года N 30-ФЗ. Правительство постановлением от 4 октября 2007 г. N 635 закрепило изменения в "Положении об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы", утвержденном в 2003 г. Теперь в России и всех государствах ЕС установлены единые визовые правила - почему бы не попробовать жить по ним? Наверное, раввинам можно ездить в Россию так же, как и в Италию, а если невозможно, то надо посмотреть, в чем причины. Не исключаю, что здесь есть что подкорректировать, и не обязательно исправлять надо закон. Может быть, достаточно изменить инструкцию, написанную еще в советские времена. А может быть, священнослужителям надо приезжать на работу по рабочей визе, а не по гуманитарной, предусматривающей возможность многократных посещений, но не постоянное пребывание в течение всего года.

Мне представляется, что заинтересованным религиозным организациям необходимо сначала глубоко продумать ситуацию и при необходимости сформулировать свои пожелания в рамках действующих законов с учетом международного опыта. Потом письменно обратиться со своими предложениями в федеральные органы, на которые возложены нормативное регулирование и выработка государственной политики в сфере, в которой они найдут необходимость корректировок. Например, в МВД России, если речь пойдет об особенностях деятельности Федеральной миграционной службы. Во всяком случае, начинать надо с попыток исполнения установленных норм, а не с их пересмотра.

Андрей Евгеньевич Себенцов - ответственный секретарь комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ.

http://religion.ng.ru/people/2007-12-19/4_partnery.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Себенцов
За что платят служители Господа
Отделение Церкви от государства оправдывает для нее налоговые льготы, считает Андрей Себенцов
07.09.2006
Закон есть закон
Работа экспертов-религиоведов не будет бесплатной
02.03.2006
Ошибки стоят дорого
Для решения проблем во взаимоотношениях власти и Церкви необходим квалифицированный государственный орган
21.05.2003
Все статьи Андрей Себенцов
Последние комментарии
В поисках подковы
Новый комментарий от С. Югов
16.04.2024 23:31
О мифических надеждах на отрезвление Запада и православном будущем Китая
Новый комментарий от Владимир Николаев
16.04.2024 22:20
По молитвам прмц.Елисаветы Феодоровны
Новый комментарий от Владимир Николаев
16.04.2024 22:15
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
16.04.2024 22:04
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от prot
16.04.2024 21:09
На картошку!
Новый комментарий от В.Р.
16.04.2024 20:29