Партнерские отношения

Андрей Себенцов 
0
21.12.2007 90
"НГ-религии" обратились к ответственному секретарю Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андрею Себенцову с просьбой прокомментировать взаимоотношения государства и религиозных организаций в России в уходящем году. Мы решили остановиться на трех вопросах, которые показались наиболее актуальными: взаимоотношениях в сфере светского и религиозного образования, требованиях к религиозным организациям со стороны государственной регистрационной службы и проблеме с выдачей виз священнослужителям, прибывающим в Россию из-за рубежа. Свой ответ в сокращенном виде Андрей Евгеньевич представил в печатной версии газеты на полосе "Итоги года".

- Глава комиссии по делам религиозных объединений вице-премьер Дмитрий Медведев призвал Госдуму нового созыва принять закон о государственной аккредитации программ религиозных вузов. В то же время началась школьная реформа, которая предусматривает отмену регионального компонента образования (в рамках которого де-факто преподавались основы религии). Получается, государство в одном случае идет навстречу религиозным организациям, а в другом действует вопреки их интересам? Разделено ли духовное и светское образование сегодня или есть тенденция к их взаимопроникновению?

- В уходящем году отношения между государством и религиозными организациями развивались по многим направлениям в области духовного образования, распространения знаний о религии и участия религиозных организаций в жизни общества. Прежде всего, это подготовка кадров священнослужителей и специалистов, необходимых религиозным организациям для собственно религиозной (культовой) деятельности; второе - подготовка других светских специалистов для социальной и иной работы, основанной на определенном религиозном мировоззрении; третье - воспитание подрастающего поколения в уважении к религиозным ценностям.

Представления различных религиозных организаций и государственных институтов по разным вопросам развиваются не вполне согласованно, что в общем естественно. Например, Русская Православная Церковь активно "пробивает" основы православной культуры (ОПК) в муниципальной школе. Понятная позиция для большинства, но у меньшинств она встречает некоторый протест. Так, мусульманские лидеры высказываются в связи с этим по-разному, но более настаивают на необходимости равного изучения религий, исторических для народов России. Представителей более новых религиозных движений никто особенно не спрашивает, но можно представить, что их мнение будет особым, оно в российских условиях вполне может совпадать с мнением атеистов. Государственные органы должны действовать в рамках конституционных норм, в соответствии с которыми все религии и религиозные объединения равны перед законом и отделены от государства, с учетом установленного законом светского характера образования в государственной и муниципальной школе... И вокруг понятия "светскость" возникают содержательные споры.

По некоторым вопросам наши позиции близки. Например, подготовка специалистов по любым светским специальностям, необходимых религиозным организациям - хоть журналистов, хоть медсестер или бухгалтеров, сопровождающаяся религиозным воспитанием, - возможна в духовных вузах. С другой стороны, десятки государственных вузов готовят специалистов по православной теологии. При этом удивительным оказывается не то, что среди светских дисциплин возникло богословие, а другое. В государственном университете диплом гособразца выдать можно, а священнослужитель, отучившись в духовном образовательном учреждении, остается человеком без признанного государством диплома и не имеет возможности расти далее на смежных научных направлениях. Скажем, он не вправе стать кандидатом философских наук.

Эту, выражаясь мягко, причудливость, и устраняют поправки в законы об образовании и о свободе совести. Соответствующий законопроект был принят в первом чтении ушедшим составом Госдумы. При этом правительство не смогло дать положительного отзыва на этот законопроект из-за разногласий между государственными органами. Законопроект был принят благодаря прямой поддержке, которую президент Владимир Путин высказал на встрече с иерархами РПЦ в день празднования 90-летия восстановления патриаршества на Руси. Поэтому совершенно уместно и высказывание Дмитрия Медведева о том, что закон надо довести до вступления в силу, и для этого требуется поддержка самых ответственных руководителей в нашем государстве.

Хочется отметить еще несколько важных моментов. Закон РФ "Об образовании" определяет его как сочетание обучения и воспитания в интересах общества, личности и государства. Об этом стали забывать не только в вузах, но и в некоторых средних школах, так что светской школе есть чему поучиться у духовных. Воспитание - составная часть образования! Второе: государственная аккредитация выравнивает правовое положение студентов духовных и светских образовательных учреждений. Пока что первые из них не пользуются студенческими льготами. Третий, но по важности отнюдь не последний момент, состоит в том, что повышение уровня светского образования духовных лидеров, уважение к духовному образованию - это необходимо для нашего государства. У нас должна быть собственная система подготовки нужных обществу специалистов, знающих нашу историю, любящих Россию, ее разнообразие и особенности. Иначе в наших мечетях будут служить только имамы, воспитанные в Саудовской Аравии или другой арабской стране, считающие свой исторический опыт и понятия о направлениях развития общества и государства единственно верными. Последствия проводимой ими воспитательной деятельности могут сильно разойтись с потребностями сохранения безопасности и целостности нашего государства.

Что же касается проникновения религии в светскую школу, то надо учитывать несколько обстоятельств. Первое и самое важное: оно состоялось и соответствовало запросу общества, речи о его искоренении не идет. Хотя в деталях еще многое нуждается в оценке, шлифовке и доводке. С другой стороны, превращение существовавшей на протяжении 15 лет аморфной композиции в единый, но сохраняющий гибкость образовательный стандарт - это тоже назревшая необходимость. Предложенные Минобрнауки идеи были одобрены правительством и внесены в Госдуму в форме законопроекта, который скоро станет законом.

Обеспокоенность Русской Православной Церкви не направлена ли отмена регионального компонента образования против того, что она считает своим достижением - была понята и Минобрнауки. Поэтому в рассмотрение всех связанных с законопроектом последствий был вовлечен и высокий представитель РПЦ. Принятые министерством решения были обсуждены и согласованы с Церковью, и я не ожидаю никаких особенных всплесков противоречий интересов при внедрении обновленной системы стандартизации образования. Таким образом, идет нормальный процесс совершенствования законодательства с учетом реалий, и поводов для обвинений государства в недостаточном учете интересов религиозной части общества или непоследовательности в отношениях с религиозными организациями я не вижу.

Взаимоотношения религиозных организаций и регистрационной службы

- Год назад глава Совета по делам религиозных организаций при президенте РФ Сергей Собянин обещал разработать упрощенную форму отчетности, которую религиозные организации должны представлять в регистрационную службу Минюста. Но Росрегистрация продолжает требовать закрытия религиозных организаций (в основном, малочисленных) по суду из-за непредоставления отчетности. Это государственная политика или отсутствие согласованности между ведомствами?

- Эта проблема представляет собой сплошное недоразумение. Напомню предысторию. В начале 2006 года в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (к которым принадлежат и религиозные) было внесено требование ежегодно представлять значительный объем информации о своей деятельности. Правительство 15 апреля 2006 г. приняло по предложению Минэкономразвития России постановление N 212, которым утвердило соответствующие формы. Срок первого представления - к 15 апреля 2007 года и далее к этой же дате ежегодно. В ноябре 2006 года на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по вопросам религиозных организаций под председательством Сергея Собянина члены Совета от религиозных организаций заявили о практической невозможности для их организаций выполнить все требования и высказали просьбу упростить отчетность для религиозных организаций. Соответствующее поручение Президентского Совета было реализовано под управлением Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ (председатель - Дмитрий Медведев), и 10 апреля 2007 г. было выпущено постановление N 213, которое предельно упростило формы отчетности именно для религиозных организаций и перенесло для них срок первого представления информации на 1 июня. Кроме того, централизованным организациям было дано право представлять сводные отчеты за все входящие в них религиозные организации.

Оставляю в стороне целесообразность именно такого вида контроля за деятельностью некоммерческого сектора. Но в целом понятна мысль, что государству важно знать и финансовые характеристики экономически значимой составляющей деятельности сектора НКО, и источники средств, на которые действуют некоммерческие организации. Возможно, закон и будет пересмотрен, но во всяком случае органы исполнительной, да и судебной власти ради того и существуют, чтобы исполнять закон и наказывать за отступления от него.

Надо отметить, что в срок отчетность была представлена примерно половиной зарегистрированных в России религиозных организаций. Представляют и до сих пор, на сегодня отчитались более 70% организаций в составе РПЦ около 60% других, кроме православных. Эта статистика по сравнению с нерелигиозными НКО выглядит блестяще. В светском секторе отчеты представили менее 30% организаций. Правда, для них и формы посложнее.

Обязанность представлять отчеты была принята религиозными организациями без удовольствия, были даже и высказывания некоторых архиереев, что этот закон Церкви не указ. Но руководство РПЦ своевременно дало разъяснения, и результат налицо. Однако есть случаи, когда отдельные приходы (местные религиозные организации) не дают данные даже в собственные епархиальные управления, где они могли бы быть обобщены и представлены в органы Росрегистрации.

Со всем массивом организаций, не представивших отчеты, Росрегистрации предстоит разбираться и разбираться. Ее бездействие провоцировало бы дальнейшее нарушение закона. С другой стороны, у некоммерческих организаций есть еще время исправиться, представить отчетность за 2006, а через три месяца срок отчета и за 2007 год. Поэтому, как мне кажется, и подаются в суды лишь отдельные иски о ликвидации мелких религиозных организаций. Ведь многие из них могут продолжать свою деятельность и в форме религиозной группы (без образования юридического лица, связанного с наличием заметного имущества). Это делается для того, чтобы стимулировать к выполнению закона тысячи некоммерческих организаций.

Так что говорить о каком-то рассогласовании ведомств в данном случае нет поводов, а исполнение государственной политики - самое что ни на есть мягкое из всех возможных в пределах закона. Что же касается самого закона и перспектив его изменения, то время оценки результатов его действия приближается. Последствиями, как мне кажется, могут быть заметное упрощение формы отчетности для всех НКО (отмена отчетности - вряд ли) и активизация ликвидации "злостных нарушителей".

Визы для иностранных священнослужителей

- Осенью этого года архиепископом Тадеушем Кондрусевичем перед его отъездом в Минск вновь был поднят вопрос о долговременных визах для католических священнослужителей. Тот же вопрос о визах - на этот раз для раввинов - обсуждался на встрече Дмитрия Медведева с главным раввином Берлом Лазаром в декабре. Есть ли какие-то подвижки в этом вопросе? Готово ли государство в исключительном порядке пойти навстречу священнослужителям, приезжающим из-за границы по временной визе?

- Что касается виз, то, как мне кажется, решение этого вопроса лежит не в области уступок религиозным организациям. Изменение миграционных правил произошло вследствие вступления в силу для России единого порядка с Европейским союзом. Соглашение между ЕС-РФ об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза было подписано в городе Сочи 25 мая 2006 г., оно ратифицировано Федеральным законом от 7 марта 2007 года N 30-ФЗ. Правительство постановлением от 4 октября 2007 г. N 635 закрепило изменения в "Положении об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы", утвержденном в 2003 г. Теперь в России и всех государствах ЕС установлены единые визовые правила - почему бы не попробовать жить по ним? Наверное, раввинам можно ездить в Россию так же, как и в Италию, а если невозможно, то надо посмотреть, в чем причины. Не исключаю, что здесь есть что подкорректировать, и не обязательно исправлять надо закон. Может быть, достаточно изменить инструкцию, написанную еще в советские времена. А может быть, священнослужителям надо приезжать на работу по рабочей визе, а не по гуманитарной, предусматривающей возможность многократных посещений, но не постоянное пребывание в течение всего года.

Мне представляется, что заинтересованным религиозным организациям необходимо сначала глубоко продумать ситуацию и при необходимости сформулировать свои пожелания в рамках действующих законов с учетом международного опыта. Потом письменно обратиться со своими предложениями в федеральные органы, на которые возложены нормативное регулирование и выработка государственной политики в сфере, в которой они найдут необходимость корректировок. Например, в МВД России, если речь пойдет об особенностях деятельности Федеральной миграционной службы. Во всяком случае, начинать надо с попыток исполнения установленных норм, а не с их пересмотра.

Андрей Евгеньевич Себенцов - ответственный секретарь комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ.

http://religion.ng.ru/people/2007-12-19/4_partnery.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Андрей Себенцов
За что платят служители Господа
Отделение Церкви от государства оправдывает для нее налоговые льготы, считает Андрей Себенцов
07.09.2006
Закон есть закон
Работа экспертов-религиоведов не будет бесплатной
02.03.2006
Ошибки стоят дорого
Для решения проблем во взаимоотношениях власти и Церкви необходим квалифицированный государственный орган
21.05.2003
Все статьи Андрей Себенцов
Последние комментарии
О маме
Новый комментарий от Калужанин
22.09.2021 23:13
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Константин В.
22.09.2021 22:30
Возможно ли объединение патриотических сил?
Новый комментарий от Человек
22.09.2021 22:17
«Новые люди» как инструмент либерального транзита власти
Новый комментарий от учитель
22.09.2021 20:19
Что-то запредельное происходит в России
Новый комментарий от Константин В.
22.09.2021 19:32
«Маньяки стали "героями" нашего времени»
Новый комментарий от Тимофей56
22.09.2021 18:18