О православном монашестве в Японии

Новости Москвы 
0
228
Время на чтение 6 минут
Хотя в Японской Православной Церкви до последнего времени и не было монастырей, Япония давно знакома с православным монашеством. Через год после образования в 1871 году Русской духовной миссии в Японии в помощь архимандриту Николаю (Касаткину) приехал иеромонах Анатолий (Тихай), затем в Японии служили иеромонах Сергий (Страгородский), архимандрит Андроник (Никольский) и другие монашествующие пастыри из России. В 1936 году в Токио был пострижен в монахи Поликарп (Приймак), возглавивший Корейскую Православную Церковь, а затем Русскую духовную миссию в Иерусалиме.

Из японцев православными монахами становились преимущественно вдовствующие или целибатные священники в преддверии епископской хиротонии. В 1941 году епископскую хиротонию с именем Николай принял протоиерей Иоанн (Оно), ставший первым японцем - предстоятелем Японской Православной Церкви.

Священники и миряне Японской Православной Церкви до недавнего времени имели возможность узнать о буднях, радостях и трудностях монашеской жизни лишь совершив паломничество в Грецию, Россию, Америку и другие страны. Некоторые прихожане на короткое или на длительное время останавливались на Афоне, в Оптиной пустыни, в Троице-Сергиевой лавре. С 2000 года обитель преподобного Сергия каждую зиму встречает одного из пастырей Японии, который в течение двух недель становится не просто гостем, а полноправным членом монашеской братии.
Особенно тесные связи между русским православным монашеством и Японской Православной Церковью ощущаются в самой северной и географически наиболее близкой к России Восточно-Японской епархии. В самом деле, с мыса Вакканай острова Хоккайдо даже невооруженным взглядом можно увидеть южную оконечность Сахалина, а само путешествие на пароме из Японии в Россию сравнимо по времени с поездкой на электричке Москва-Ярославль.

В храме Преображения Господня города Саппоро [1] несколько раз совершались совместные богослужения с участием православных священников из Южно-Сахалинской епархии. 24 августа 2005 года, в будничный день, когда обычно богослужения не бывает [2], в Саппоро состоялась уникальная литургия, почти полностью прозвучавшая на церковнославянском языке. В этот день по приглашению прежде бывавшего и сослужившего в Саппоро священника Южно-Сахалинской епархии отца Виктора вознести молитвы о Православии в Японии в храме Преображения Господня приехали архимандрит Виталий из Сахалина и иеромонах Николай из Троице-Сергиевой лавры. После Божественной литургии гости из России побывали и в приписном храме в городе Отару. Участие в таком богослужении и совместной трапезе помогло прихожанам Саппоро узнать и о жизни Русской Православной Церкви, и о русском монашестве.

А всего лишь несколько месяцев спустя, в декабре 2005 года, в Токио рядом с кафедральным собором Воскресения Христова (Николай-до) по благословению митрополита Токийского и всей Японии Даниила был образован первый монастырь Японской Автономной Православной Церкви. Настоятелем монастыря, освященного в честь равноапостольного Николая Японского, стал иеромонах Троице-Сергиевой лавры Герасим (Шевцов), командированный в Токио решением Святейшего Синода в ответ на просьбу митрополита Даниила.

Ставший в 2000 году предстоятелем Японской Православной Церкви митрополит Даниил уделяет особенное внимание становлению православного монашества в Японии. Поэтому и на недавнем Соборе Японской Православной Церкви 2007 года вступительное слово владыки Даниила было посвящено монашеской жизни в Троице-Сергиевой лавре.


В феврале 2007 года в Осака был организован первый всеяпонский семинар, во время которого иеромонах Герасим рассказал о зарождении православного монашества и истоках монашества на Руси. Осакский семинар посетили 100 прихожан - это очень большая цифра для не слишком многочисленной Японской Православной Церкви. Беседа иеромонаха Герасима привлекла внимание верующих из многих приходов Японии, в том числе и тех, кто не смог приехать в Осаку. Поэтому в июле 2007 года Западно-Японская епархия выпустила красочную брошюру с текстом доклада отца Герасима на японском языке, а также историческими картами и иллюстрациями. В это издание были включены и ответы на все вопросы участников семинара.

В качестве продолжения знакомства христиан Японии с православным монашеством приход Благовещения Пресвятой Богородицы города Нагоя (Западно-Японская епархия) пригласил отца Герасима для участия в богослужении в праздник Преображения Господня и для беседы с верующими Нагоя и приписного храма в Ханда.

Молитва в храме и общение по окончанию службы всегда позволяют почерпнуть и ощутить то, что сложно понять только из книг. Ведь для большинства православных в Стране восходящего солнца источником знаний о монашестве становятся лишь исторические книги и жития подвижников благочестия первых веков христианства. Роль современных монастырей в жизни Поместных Церквей разных стран, будни иноков и инокинь наших дней для многих верующих Японии знакомы преимущественно по статьям в ежемесячном журнале Японской Православной Церкви.

Поездка иеромонаха Герасима и диакона Токийского собора отца Павла Наканиси началась с посещения полуострова Чита вместе с благочинным Нагоя священником Георгием Мацусима. Во времена святителя Николая Японского здесь было открыто несколько православных церквей, которые в середине XX века объединились в один приход Ханда. На православном кладбище, где покоятся прихожане, принявшие крещение еще в конце XIX века, была совершена панихида. По приезде в храм Ханда была отслужена будничная вечерня, а затем за дружеским чаепитием отец Герасим смог поведать прихожанам Ханда о монашестве в России и о молитве насельников Троице-Сергиевой лавры.

В субботу, 18 августа, после утрени в Ханда и панихиды у могил русских воинов, навсегда оставшихся в Японии во время русско-японской войны 1904-1905 годов, гости из Токио приехали в Благовещенский храм Нагоя. Здесь в течение двух часов состоялась лекция иеромонаха Герасима о жизни преподобного Силуана Афонского. Для встречи с настоятелем Токийского монастыря в этот вечер перед торжественной всенощной в праздник Преображения собрались 20 прихожан Нагоя, Ханда и Сидзуока. На небольшой семинар в Нагоя приехали и верующие из Тоёхаси вместе со священником Исаией Сакаи [3].

Повествование о духовном подвиге современного нам святого увидело свет на японском языке еще в 1982 году. Однако сейчас рассказ об умном делании, об искушениях, о многолетней борьбе с собственной гордыней и о неисчерпаемой христианской любви святого прозвучал из уст православного монаха и оказался совсем не похожим на чтение католического перевода воспоминаний архимандрита Софрония (Сахарова) [4].

Рассказ об Иисусовой молитве оказался достаточно новым для православных верующих Японии. Поэтому иеромонах Герасим на время отлучился из зала, а затем вернулся с афонскими четками и показал, как совершается эта молитва.

В ответ на вопрос о пути к достижению смирения, отец Герасим привел слова аввы Дорофея о необходимости считать себя хуже других и о памяти смертной. Только так, ощущая собственное недостоинство, каждый мирянин может следовать примеру преподобных, победивших главную из страстей - гордость.

Что же касается роли монастырей и самого тяжелого из монашеских обетов, то так же, как и несколько месяцев назад в Осака, отец Герасим пояснил, что монашество - это не бегство от мира, а призвание. Монахов можно сравнить с сухими палками, которые сами по себе, возможно, и не приносили бы пользы. Однако приняв на себя вес тяжелых гроздей виноградника, эти омертвевшие ветви служат незаменимой опорой для плодоносящего сада. Самым тяжелым обетом для монаха становится не столько заповедь целомудрия, сколько послушание - отсечение собственной воли.

Иеромонах Герасим рассказал и о правильном отношении к чудесам в жизни православных христиан.

После беседы состоялась праздничная всенощная в сослужении благочинного Нагоя священника Георгия Мацусима, иеромонаха Герасима (Шевцова), священника из Тоёхаси Исайи (Сакаи) и диакона собора Николай-до Павла Наканиси. Эта служба была, пожалуй, наиболее полной всенощной в современных православных приходах Японии. Совершенная по уставу Троице-Сергиевой лавры с минимальным количеством сокращений, она продолжалась три часа - в два раза дольше, чем обычные субботние и праздничные вечерние богослужения в Японии.

На следующий день 50 прихожан участвовали в Божественной литургии в праздник Преображения. В конце службы хор пропел по-японски "Многая лета" отцу Герасиму, а в ответ русский монах по-русски пожелал "Благоденствие и мирное житие" настоятелю и прихожанам Нагоя.

Спустя два месяца, в октябре 2007 года, в Японию приехал еще один русский монах - духовный сын архимандрита Софрония (Сахарова), насельник Валаамского монастыря игумен Серафим. Он посетил храмы Осака и Тоёхаси, также кафедральный собор Западно-Японской епархии в городе Киото. В течение трех дней игумен Серафим общался с верующими Нагоя и Ханда. Насельник "Северного Афона" участвовал в Нагоя в богослужении в праздник святителей Московских.
В Токио вместе с иеромонахом Герасимом отец Серафим молился у могилы святителя Николая Японского на кладбище Янака. Игумен Серафим побывал и в кафедральном храме Восточно-Японской епархии в Сендае и сослужил епископу Сендайскому Серафиму в Иваядо. Затем отец Серафим отправился в Хакодатэ - город, видевший зарождение Православия в Японии.

Так взаимная молитва русских монахов и прихожан Японской Православной Церкви становится основой духовного общения православных христиан обеих стран. По словам иеромонаха Герасима, пример православного монашества - духовного становления в удалении от мира - призван помочь верующим Японии и в суете будничных дней пытаться достичь самого большого чуда в нашей жизни и преодолеть грех, чтобы, подобно святым подвижникам христианского благочестия, непрестанно следовать по пути духовного возрождения.



[1] Приход почти двухмиллионного Саппоро - административного и экономического центра губернаторства Хоккайдо - один из крупнейших в Японии. Во время воскресной литургии в храме бывает от 30 до 50 прихожан, а количество православных семей в городе достигает нескольких сот.

[2] В большинстве храмов Японии богослужение совершается лишь в субботние и воскресные дни.

[3] Священник Исаия был ведущим первого семинара о монашестве. В Осака его вступительная речь в преддверии основного доклада иеромонаха Герасима была посвящена собственному опыту соприкосновения с иноческой жизнью.

[4] И в наши дни, как и во время святителя Николая, прихожанами Японской Православной Церкви нередко становятся бывшие приверженцы католичества.


http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=754&did=2075
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Бесстремянная
Монах из рода самураев
Беседа с иеродиаконом Николаем (Оно)
04.03.2014
"Радуйся, градов Твери и Кашина и всея земли нашея украшение"
100 лет со дня второго прославления благоверной княгини Анны Кашинской
10.07.2009
"Спаси, Господи, ибо не стало праведного" (Пс. 11:2)
Памяти схиигумении Стефаниды (Топорковой)
29.04.2009
Все статьи Галина Бесстремянная
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06