Слог песен должен быть приятен, прост и ясен,
Витийств не надобно - он сам собой прекрасен.
Александр Сумароков
Тщетно я скрываю сердца скорби люты,
Тщетно я спокойною кажусь:
Не могу спокойной быть я ни минуты,
Не могу, как много я ни тщусь.
Да это ведь та же надрывная интонация, дожившая до наших дней.
Лирика Сумарокова была неодобрительно встречена Ломоносовым, сторонником гражданственной тематики. От любовных песен Сумароков переходит к стихотворным трагедиям: "Хорев" (1747), "Гамлет" (1748), "Синав и Трувор" (1750). В этих произведениях впервые в истории русского театра были использованы достижения французской и немецкой просветительской драматургии. Появление трагедий послужило стимулом для создания Российского театра, директором которого стал Сумароков (1756-1761).
В 1759 он начал издавать первый русский литературный придворный журнал "Трудолюбивая пчела", в тайне приверженный будущей императрице Екатерине II. В начале царствования её литературная слава Сумарокова достигла зенита. Молодые сатирики, группировавшиеся вокруг Н. Новикова и Д. Фонвизина, поддерживали Сумарокова, который писал басни, направленные против бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными, чем вызывал гнев лицемерно либеральной Императрицы.
Даже столичная слава не помогла внуку генерала, выпускнику Шляхетского корпуса: он, самый известный драматург, соратник Фёдора Волкова, стал неугоден двору своими нравоучениями и обличениями. Учитывая прежние заслуги писателя, Императрица, чтобы убрать Сумарокова с глаз долой, выделила ему на переезд в Москву 2 тыс. руб. - огромную по тем временам сумму. Александр Петрович купил дом "за Земляным городом в приходе церкви Девяти мучеников, что в Кудрине". Этот храм и поныне возвышается между двумя зданиями Американского посольства. Но его московская жизнь не сложилась, он продолжал конфликтовать с придворными, в том числе и с тогдашним "мэром" Москвы - губернатором Салтыковым. Первый русский профессиональный литератор зачастил в трактир у Кудринской площади, недалеко от нынешнего Центрального дома литераторов. Так что конец его был типичен для русского поэта более поздних времён. Он стал первым знаменитым литератором, погибшим от нашей национальной напасти...
Поэт В.И. Майков сложил надгробную надпись на могиле А.П. Сумарокова, более тяжёлую по слогу, чем мог бы написать сам поминаемый:
Пиит и русския трагедии отец,
Прекраснейших стихов разумнейший творец,
Он первый чистоты во оных был примером.
Расин, де Лафонтен, Кино со Молиером
Блистали, во его душе съединены.
Он был Вольтеру друг, честь росския страны,
Поборник истины, гонитель злых пороков, -
Под камнем сим сокрыт муж славный Сумароков.
1777 г.
При жизни Сумарокова было опубликовано всего 16 его песен, и только спустя пять лет после его смерти всё песенное наследие поэта увидело свет.
В Год русского языка хотелось бы вспомнить часто повторяемый афоризм Сумарокова: "Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, но порча языка".
Господи, ничто не ново под русской луной...
http://www.russdom.ru/2007/200711i/20071113.shtml