Кто в скотном загоне начальник? Часть 2

Новости Москвы 
0
204
Время на чтение 7 минут
Часть 1

XII - начало XIII века было временем расцвета древнерусского монашества, когда монастыри основывались во всех крупных городах Руси; известно более 50 монастырей, созданных тогда, и даты основания еще 42 предположительно относятся к домонгольскому периоду. Крупным центром монашества XII в. был Великий Новгород: треть из основанных в этом веке монастырей расположены на его землях.

Самый древний и известный - конечно, Юрьев (первое упоминание в 1119 г.). Монгольское нашествие прервало развитие монастырской жизни. Возрождение русского монашества со 2-й пол. XIV в., как и возрождение национального самосознания русского народа, его духа и самобытности, связано с именами свт. Алексия Московского и прп. Сергия Радонежского. Интересно, что прп. Сергий дал толчок развитию обоих направлений монастырской жизни: деятельность Преподобного породила мощное движение пустынножителей, связанное с внутренним освоением (колонизацией) русских земель; в то же время его ученики и последователи основывали и общежительные монастыри, иногда это сочеталось в одном лице, как в случае с прп. Павлом Обнорским, поборником безмолвия и одновременно создателем одного из ранних общежительных уставов. Сам прп. Сергий помимо обители в честь Св. Троицы (нынешняя Троице-Сергиева Лавра) (ок. 1345; статус Лавры с 1744 г.) основал по благословению мтрп. Алексия Благовещенский монастырь на р. Киржач (Владимирская обл.). С именем свт. Алексия связаны такие святыни, как ныне уже не существующий Чудов монастырь в Московском Кремле (1365), домовый храм русских митрополитов - его настоятель с 1561 г. считался первым среди игуменов русских монастырей - женский Алексеевский монастырь в Москве (1367 или 1377), Владычний монастырь в Серпухове (1362), Благовещенский в Н. Новгороде (1370).

Вообще со 2-й пол. XIV в. характер монастырской жизни изменился: если в домонгольский период преобладали городские (или вблизи городов) ктиторские и, скорее всего, особножительные обители, то со 2-й пол. XIV в. создается много новых общежительных монастырей, общежительство вводится и там, где его раньше не было (в Троице-Сергиевой Лавре с 50-х гг. XVI в.), географически преобладают пустыни, часто в труднодоступных лесах и болотах, а основателями монастырей чаще становятся монахи-подвижники; возникают монастырские приходы. (Однако в новгородских землях особножительство преобладало еще в 20-е гг. XVI в.) Пустынь - особый вид общежительства; изначально это небольшой монастырь или уединенная келья, обычно в безлюдных местах; к к. XVIII в. многие из них превратились в крупные и известные обители; самые знаменитые - Введенская Оптина пустынь (XVI в.), Нилова Столбенская (1581), Саровская (1692). Пустыни держались особо строгих уставов. Выше мы упоминали про статус Лавры: так издревле называются некоторые наиболее крупные и важные мужские православные монастыри (греч. laura - букв. "улица", "многолюдное место" - многолюдный монастырь). В V-VI вв. в Палестине так именовались монастыри, огражденные стенами от нападений (например, Лавра св. Саввы Освященного). В нашей Церкви Лаврами являются: Киево-Печерская (с 1598 г.), Троице-Сергиева, Александро-Невская (с 1797 г.; осн. в XVIII в.), Свято-Успенская Почаевская (с 1833 г.; осн. в XVI в.)[1].

В 1598 г. на Руси учреждается патриаршество; а в XVII в. появляются ставропигиальные монастыри. До сих пор мы говорили о типах монашеской жизни, а ставропигия - особый тип управления монастырем: по древним церковным законам монастырь должен быть основан с согласия правящего епископа, освящен им, полностью зависеть от него и подлежать его надзору и суду (4-е правило Халкидонского собора; 1-е правило Двукратного собора); т. е. настоятель, возглавлающий монастырь, во всем подчиняется правящему епископу. Но в XVII в. это правило подверглось частному изменению "в пользу" патриарха установлением ставропигиальных монастырей. Ставропигией (по-греч. staur? - крест и pego?n от pe?gnymi - вбиваю) называлось водружение креста при основании монастыря не местным епископом, а патриархом, вследствие чего монастырь получал не зависящее от епархиального архиерея, прямое патриаршее управление[2]. Патриарх (а в синодальную эпоху - Свящ. Синод) управляет такой обителью через своего наместника; женские ставропигии имеют своих настоятельниц, но при этом также состоят в ведении патриарха. Правящий архиерей или патриарх как настоятель монастыря в официальной титулатуре именуется священноархимандритом[3].

Сильным ударом по монастырской жизни стали реформы Петра I, который - помимо того, что упразднил патриаршество в 1721 г., - попытался остановить рост и сократить общее количество монастырей (а на к. XVII - н. XVIII в. насчитывалось более 600 обителей, имевших крепостные дворы, и примерно столько же, не владевших крепостными). При Петре I впервые была составлена точная роспись всех монашествующих - монастырские штаты. Желающих принять постриг дозволялось брать лишь на места убывших монахов; с 1723 г. и это было запрещено: в монахи стали принимать только инвалидов - старых солдат. Но поскольку такой указ грозил полным исчезновением монашества, вскоре он был отменен, однако постриг совершался только с разрешения Синода. Жесткую церковную политику проводили и преемники Петра. И только было при императрице Елизавете прежние строгости отменили, как Указ Екатерины II о секуляризации церковных земель (1764) радикально изменил монастырский уклад. Он положил конец монастырскому землевладению в России - все населенные церковные земли переходили в казну, что принесло ей значительные выгоды (1,5 млн р. одного оброка и только в великорусских губерниях). Однако государство обязалось часть средств выделять на церковные нужды, в том числе и на монастыри. Для этого снова составили монастырские штаты, а монастыри в этих штатах распределили по 3 классам. В 1-й класс вошли Лавры (в сер. XIX в. их было 4, см. выше), ставропигиальные и крупнейшие, знаменитые монастыри; далее по убывающей шли монастыри 2-го и 3-го классов. За настоятелями 1- и 2-классных обителей было закреплено звание архимандрита; были также немногочисленные архимандриты, для которых этот сан был почетным титулом (без должности настоятеля), чаще всего - наместники больших монастырей, настоятелями которых являлись архиереи. Настоятели 3-классных монастырей именовались игуменами. Настоятельницы женских - игумениями. Оклад монастыря зависел от класса; б?льшая часть их, однако, осталась за штатами (отсюда и выражение "заштатный монастырь"), и лишь немногие было разрешено сохранить за счет пожертвований и собственного труда насельников. Так, значительная часть монастырей была закрыта. Кстати, не только заштатных: в 1788 г. был закрыт московский Симонов монастырь, а его здания отданы под военные казармы. Лишь благодаря ходатайствам мтрп. Платона (Левшина), губернатора П. Д. Еропкина и именитых жителей Москвы монастырь через год был восстановлен. В полное запустение пришла Оптина пустынь: когда в 1796 г. по инициативе мтрп. Платона началось ее восстановление, в ней жили всего три престарелых монаха, а хозяйство пришло в упадок.

Постепенное возрождение монастырей началось в правление Павла I, и на протяжении всего XIX и в начале XX в. число обителей неуклонно росло. Если в 1808 г. их насчитывалось 447, а монашествующих ок. 5 тыс., то к 1917 г. - 1257 монастырей и 107 035 насельников. По существовавшему с 1865 г. порядку жизнь во всех новых обителях строилась на общежительных началах.

Все постепенно, но неизбежно закончилось с приходом советской власти. В январе 1918 г. вышел Декрет об отделении Церкви от государства, а с начала 20-х гг. монастыри уже стали закрываться. Некоторые поначалу сохранялись, преобразованные в сельхозартели и коммуны, но в 1919-1921 гг. закрытие приобрело массовый характер в ходе национализации имуществ монастырей. В 1922-1923 гг. были расстреляны 1962 монаха и 3447 монахинь. К 1922 г. было национализировано 722 обители. В "год великого перелома", 1929-й, год начавшейся "сплошной коллективизации", резко усилились гонения на Церковь; прокатилась новая волна разрушения храмов и монастырей. В Москве разрушили кремлевские Чудов и Вознесенский, Сретенский и Никитский монастыри. В сер. 1937 г. исчез последний на территории СССР - Боровичский монастырь, маленькая мужская обитель в глухом лесу Новгородской обл. А как же всем известные никогда не закрывавшиеся Псково-Печерский и Пюхтицкие монастыри и Почаевская Лавра, удивитесь вы...

Дело в том, что после 1917 г. некоторые православные обители оказались за пределами СССР. Так, на территории независимой Финляндии остался Валаамский монастырь; в результате финской и Отечественной войны его здания все же оказались у нас, а вот монахи были эвакуированы в глубь Финляндии. Псково-Печерский монастырь действительно не закрывался - в 1920 г. он оказался на территории Эстонии (схожая судьба у Пюхтицкой обители); в составе восстановленной Польши оказалась Почаевская Лавра. Они, как и многие монастыри на территории Прибалтийских республик, Зап. Белоруссии и Украины, Бессарабии, были возвращены в ходе войны, но закрыть их руки у власти не дошли.

Правда, дошли они в хрущевско-брежневские времена - даже до Киево-Печерской Лавры, закрытой в 1963 г. И если во время и после войны некоторые монастыри "разрешили" (в 1948 г. их было 85), то к н. 1980-х в СССР осталось 16 монастырей.

Сейчас нет уже ни штатов, ни классов, ни соответственно рангов настоятелей или наместников монастырей (само это различие, в зависимости от "обычности" или "ставропигиальности" обители сохранилось; кроме того, если настоятелем монастыря является правящий (архи)епископ, фактическое управление ведет также наместник): и архимандрит, и игумен теперь не должность, а сан, или титул; награда монашествующему священству. Титул игумена соответствует протоиерею в белом духовенстве. Поскольку в синодальную эпоху епископов на управление епархиями поставляли исключительно из архимандритов, у нас сложился обычай возводить будущего епископа сначала в сан архимандрита (если он таковым еще не является); право это принадлежит патриарху. Кроме того, сейчас почти всегда возведение в сан архимандрита сопровождается наградой - правом служить в митре, поэтому обычно архимандрит соответствует митрофорному протоиерею. Если игумен или архимандрит возглавляет монастырь, он обладает правом ношения посоха. Кроме настоятеля (наместника) в монастыре трудятся, под его началом, духовник, на которого возлагается духовное окормление братии, обязанность исповедовать монахов; благочинный, ответственный в основном за порядок и дисциплину в обители; эконом, помогающий заведовать монастырским хозяйством. Все они во главе с настоятелем образуют духовный собор, обсуждающий и решающий важнейшие монастырские дела. Кроме того, есть еще казначей; келарь (отвечающий за заготовку и хранение продуктов) и ризничий (следящий за церковной утварью и облачением священнослужителей).



[1] Лавры подчинялись патриарху, а с упразднением патриаршества (1721-1917) - Синоду. Сейчас настоятелями Лавр, кроме Троице-Сергиевой, являются правящие архиереи, т. е. епископы или архиепископы, управляющие данной епархией. Настоятелем ТСЛ по-прежнему является патриарх.

[2] Этот обычай симвлолически сохраняется в Русской Церкви: монастырю, получающему статус ставропигиального, от патриарха передается крест, который хранится в алтаре.

[3] Правящий архиерей, как и патриарх по отношению к Троице-Сергиевой Лавре, является настоятелем крупнейшего монастыря епархии.

Использованные материалы:

1) прот. Владислав Цыпин "Церковное право": гл. 25, п. 25.4 Монастыри; п. 25.5 Монастыри и монашество в России (любое изд-е);

2) православная энциклопедия. Том "Русская Православная церковь": Русское монашество и монастыри X-XVII вв. (http://ezh.sedmitza.ru/index.html?did=578); Монастыри и монашество. 1700-1998 гг. (http://ezh.sedmitza.ru/index.html?did=583);

3) Смолич И. К. Русское монашество 988-1917 гг. (http://www.sedmitza.ru/index.html?did=25889).

http://www.taday.ru/text/80544.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Агафья Логофетова
Все статьи Агафья Логофетова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Похоже, русские патриоты заскучали без гражданской войны
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
31.01.2025 03:40
Не подменять собеседника фантомом
Новый комментарий от Русский Иван
30.01.2025 19:35
Заповеди блаженства — не бегство от реальности
Новый комментарий от Игорь Бондарев
30.01.2025 18:35
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Новый комментарий от Борис Романов
30.01.2025 18:14
Похоже, «чёрный крест» до сих пор висит над Екатеринбургом
Новый комментарий от Александр Волков
30.01.2025 17:24