История одной из древнейших святынь православного Киева

0
163
Время на чтение 4 минуты
Среди православных святынь Киева первое место занимают Софийский собор и Киево-Печерская Лавра. Последняя явилась колыбелью монашества на Руси и начала свое бытие в виде подземного монастыря. Его пещеры впоследствии стали местом упокоения святых мощей более ста угодников Божиих и привлекли к себе внимание множества паломников, в связи с чем подверглись значительному переустройству. Но в Киеве сохранилось и много других монашеских пещер лаврского типа, из которых самыми замечательными являются подземелья в урочище Церковщина на южной окраине Киева. Они знамениты своей разветвленностью, многоэтажностью и разнообразием форм подземной архитектуры. Район Церковщины изобилует и более древними памятниками прошлого, но именно возникновение в урочище на рубеже XI-XII вв. подобного Лавре пещерного монастыря предопределило особое почитание людьми этого уголка. История монашеской обители в Церковщине связана со множеством выдающихся событий и имен.

Считается, что начало пещерам Церковщины положил преподобный Феодосий Печерский, один из основателей Киево-Печерской Лавры, который периодически уединялся в этом урочище в дни Великого поста. О монастыре же предполагается, что он возник в Церковщине в качестве лаврского пустынного скита и хозяйственного подворья. В 1147 г. отсюда отправился на Север Руси - скорее всего по миссионерскому призванию - преподобный Герасим Вологодский (+1178), основавший в Вологде свой Свято-Троицкий монастырь. В конце XII в. в Церковщине была возведена каменная монастырская церковь, чьи развалины впоследствии дали урочищу нынешнее название. К началу XVI в. обитель - она именовалась Пречистенской Гнилецкой - пришла в запустение. В 1830-х гг. трудами ректора Киевской Духовной Академии архимандрита Иннокентия (+1857), впоследствии Святителя Херсонского, пещеры Церковщины были частично открыты для официального посещения как древняя святыня и памятник старины. Здесь мечтал уединиться сам преподобный Феофил Киевский - знаменитый старец, подвизавшийся тогда в Киево-Братском монастыре, а позднее в соседней с Церковщиной Китаевской пустыни (+1853).

В 1900-1902 гг. обитель в Церковщине была восстановлена и стала известной под именем "Скита Пречиситой". Руководителем здешних иноков был один из лучших учеников преподобного Ионы Киевского (+1902) - старец Мануил (в схиме Серафим; +1920). В первые годы возрождения Церковщины ее инокам приходилось терпеть великие лишения, на мужественное преодоление которых о.Мануила наставляли преподобный Варнава Гефсиманский (+1906) и святой праведный Иоанн Кронштадтский (+1908). Старцу Мануилу являлись во сне преподобные Иона Киевский и Серафим Саровский, обещая скорую помощь, которая действительно приходила в виде обильных пожертвований, причем многих жертвователей приводили в Церковщину чудесные знамения. Со временем монастырь достиг нового расцвета: он имел несколько храмов, частично укрепил пещеры, располагал образцовым хозяйством, опекал киевский памятник на месте Крещения Руси, основал две малых обители в г.Умани, владел двумя подворьями и часовней в Киеве. Духовная жизнь обители при этом оставалась на высоте и прославила "Скит Пречистой" далеко за пределами Украины. Во время гражданской войны в обители временно прятались от большевиков известные братья Николай и Владимир Жеваховы - потомки родственников Святителя Иоасафа Белгородского (+1754). Первый из них известен как писатель и последний дореволюционный заместитель обер-прокурора Св.Синода Русской Православной Церкви, второй - как выдающийся киевский меценат. Есть основания считать, что именно при посредничестве Жеваховых в руки церковного писателя С.Нилуса попали ценные автобиографические записи старца Мануила и заметки его письмоводителя послушника Саввы Буренко (+1915), которые и были опубликованы С.Нилусом в 1919 г. в Киеве общей книгой. Эта публикация оказалась последним из осуществленных С.Нилусом изданий и впоследствии была забыта аж до 1990-х гг.

После окончательной победы советской власти в Украине "Скит Пречистой" долго сосуществовал с поселенной в Церковщине колонией малолетних правонарушителей, а потом был закрыт. Территория же урочища до начала 1950-х гг. использовалась как зона лишения свободы, после чего была отведена под лечебные учреждения. Пребывая в запустении, древний монастырь продолжал привлекать внимание киевлян. История обители стала забываться и обрастать легендами, но пещеры Церковщины по-прежнему считались великим памятником прошлого и неоднократно посещались археологами. В 1991 г. началось планомерное исследование подземелий силами отдела "Киев подземный" Музея истории г.Киева. Одновременно началось и возрождение Церковщины как святыни: в расчистке пещер от завалов и мусора и приведении их в подобающий для посещения вид принимали активное участие сначала как отдельные православные энтузиасты, так и целые монастыри - Лавра, затем Голосеевская пустынь. В 1999 г., по договоренности между Голосеевской пустынью и Музеем истории Киева, в Свято-Феодосиевском пещерном храме Церковщины начались регулярные богослужения. В 2001 г. Церкви возвращено здание недостроенного наземного Свято-Николаевского храма, заложенного при пещерах в 1907 г. С этого момента в Церковщине действует скит Голосеевской пустыни. Свои усилия в деле возрождения святыни насельники скита объединяют с сотрудниками Музея истории г.Киева и расположенной в Церковщине больницы восстановительного лечения.

Сегодня Церковщина для огромного числа людей - открытие или полулегенда. Новая книга об урочище призвана всесторонне познакомить читателя с его историей и святынями. Она содержит 400 страниц и делится на 4 части. Первая представляет собой небольшой экскурсионный обзор Церковщины. В нем имеются выделенные жирным шрифтом фразы, чтение которых в отдельности от остального текста позволяет ознакомится с основными вехами истории Церковщины за более короткое время. Вторая часть книги содержит богатый набор иллюстраций, многие из которых публикуются впервые. Третья часть - объемное исследовательское повествование об урочище, основанное на широком круге источников, включая архивные. Четвертая часть состоит из приложений - посвященных Церковщине стихов начала XX в. и половины жизнеописания старца Мануила, охватывающей период от рождения подвижника до прихода в Церковщину в 1902 г. При этом вторая половина жизнеописания и записки С.Буренко включены в третью часть книги. Таким образом, в предлагаемом издании помещена вся вышеописанная книга С.Нилуса.

Прикосновение к прошлому Церковщины не только открывает читателю историю одной из древнейших киевских святынь, но позволяет более глубоко вникнуть и в некоторые аспекты истории Киево-Печерской Лавры. Кроме того, книга построена таким образом, что при ее чтении и нецерковный читатель обретает возможность в интересной для него форме узнать об азах Православия в целом и православного монашества в частности.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4343&Itemid=94
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28