Кагор пьют не только православные священники, но и все миряне - потому что по установившемуся в Русской Православной церкви обычаю именно это красное вино используется у нас для приготовления вещества (т.е. материала, видимой физической субстанции) крови Христовой в таинстве Причастия. Чтобы быть совсем точными, скажем, что предписание о вине для таинства Евхаристии (т.е. Причастия; греч. слово eucharistia означает "благодарение") содержит т.н. "Известие учительное" - печатающееся с 1699 г. в наших Служебниках[1] указание о дожном приготовлении священника к богослужению, случаях, когда оно не может совершаться и т.п., и в том числе - о хлебе и вине, пригодных для Причастия.
Разумеется, в "Известии учительном" не сообщается, что вино должно быть кагором, и даже о том, что оно должно быть красным: "Вещество крове Христовы есть вино от плода лозного, сиесть, из гроздов винныя лозы источенное. Подобает сему вину свойственный имети вкус и обоняние, и к питию приемное, и чистое быти, несмешенное с каковым либо иным питием, кроме еже из гроздия... Вином же не суть быти и быти не могут вси соки, от различных овощей и ягод источени, сиесть, яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый, и инии сим подобнии"[2]. Как видим, Известия решительно утверждают, что веществом должно быть именно вино, а не сок, причем вино виноградное, неиспорченное, не превратившееся в уксус ("Аще же кто дерзнет... вино кислостию во оцет ("оцет" по ц-слав. "уксус") претворившееся...") и неразбавленное до совершения проскомидии[3]. Вино в нашей традиции выбрано красным, чтобы как можно более своим внешним видом напоминать кровь - Кровь Спасителя. Кроме того, историки считают, что в Палестине времен Христа было распространено именно красное вино. Однако это всего лишь трациция Русской поместной церкви: ни современная восточная православная практика, ни даже, по-видимому, Древняя Церковь таких ограничений не знала[4]. На православном Востоке при совершении Евхаристии беспрепятственно употребляются сорта вин, по нашей терминологии относящихся к разряду белых. Почему некоторые наивно-благочестивые паломники в Святую Землю утверждали, что "у греков за причащением Крови Христовой нет".
Что же касается сладости используемого у нас вина (кагора), то она также объясняется исторически: до XVII в. на Руси своего вина не было, и т.н. "церковное вино" ввозилось сначала из Греции, а потом из Италии, Франции и даже Испании. (Стоглавый собор 1551 г. предписывал употребление "фряжского" - итальянского - вина). Для удобства транспортировки и хранения вино выбиралось крепленое. Лишь в XVII в. в Астрахань была завезена закавказская виноградная лоза, что положило основание русскому виноделию. К к. XIX в. сложилось представление о церковном вине как сладком, умеренно-крепком, интенсивно-красном. Оно употреблялось и на свадьбах, именинах и поминках, а также во время болезней, поскольку считалось в народе целебным. Поэтому красное вино, в том числе и кагор, очень широко фальсифицировалось.
В 1917-18 г. Церковь, в виду начавшейся в стране разрухи и отсутствия продовольствия, столкнулась с более серьезной проблемой - невозможностью подчас найти необходимые для совершения Евхаристии хлеб и вино. В связи с чем поднимался вопрос о возможности замены пшеничного хлеба ржаным, а виноградного вина - вином плодовым, более доступным. Обсуждению этой богословской проблемы были посвящены 2 последних заседания Отдела о богослужении, проповедничестве и храме Св. Синода 7 августа и 8 сентября 1918 г. и Совещание епископов 22 сентября 1918 г. В результате Высшее Управление Русской Православной церкви подготовило циркулярное распоряжение о том, что по нужде Евхаристия может совершаться "на некоторых ягодных соках за отсутствием виноградного вина". Очевидно, что решение это опиралось на пример свщмч. Патриарха Ермогена, разрешившего в Смутное время совершение таинства Причастия на вишневом соке.
[1] Служебник - богослужебная книга, содержащая неизменяемые молитвословия и последования священных действий повседневного богослужения, использующаяся священником и диаконом. В нем содержатся главные службы (вечерня, утреня, 3 разновидности литургии), месяцеслов, некоторые добавочные чины, а также "Известия учительные"
[2] См., например, Служебник, изд. Московской Патриархией в 2000 г., с.534-535
[3] Проскомидия - 1-ая часть Божественной литургии, на которой через особые священные действия из принесенных хлебов и вина приготовляется вещество для Евхаристии и при этом совершается поминовение членов Церкви Христовой - небесной и земной (т.е. уже умерших и нас с вами).
[4] См. доклад проф. И.А. Карабинова о веществах для совершения Евхаристии, сделанный 7 августа 1918 г. на 40-м заседании Отдела о богослужении, проповедничестве и храме в Богослужебных указаниях за 2005 г.
http://www.taday.ru/text/75311.html