itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Несколько поколений Путиных принадлежало нашему приходу

0
163
Время на чтение 6 минут
Редко приходится видеть, чтобы православные храмы в российской сельской глубинке возводились такими же темпами как московские высотки. Теперь подобный прецедент появился: буквально за полтора года возродился величественный Покровский храм в селе Тургиново Тверской области. В воскресенье 14 октября в нем будет совершено первое после восстановления богослужение. Храм этот был построен в 1835 году на средства помещика Ивана Неплюева. Автором проекта был знаменитый архитектор Львов, под руководством которого велась застройка Твери во 2-й четверти XIX века. Построенные им Вознесенская церковь, дом Дворянского собрания и другие здания до сих пор определяют облик исторического центра города. В эпоху воинствующего атеизма местный приход был закрыт, а Покровская церковь была превращена в клуб и изуродована до полной неузнаваемости. При этом восстановить ее удалось во многом благодаря особенностям биографии президента России Владимира Путина. О том, как возрождался храм и о нынешней жизни прихода в интервью "НП" рассказал настоятель Покровской церкви села Тургиново священник Андрей Миляев.

- Согласно официальным данным, Русская Православная Церковь имеет не менее 19 тысяч приходов. Ситуация в городских и сельских приходах очень разная. Очевидно, что положение сельских приходов куда более сложное, чем городских. Возглавляемый вами приход находится в сельской глубинке Тверской области и возродился совсем недавно. Как он живет в настоящее время?

- Современные границы Тургиновского сельского прихода в целом совпадают с границами сельского поселения, которое включает 27 деревень. Те же границы были до революции, причем тогда приход входил в число богатейших приходов Тверской губернии. Большую роль в его процветании играло богатство и родство местных тургиновских помещиков Неплюевых с царской семьей Романовых. В середине 1830-х Неплюевы на свои средства построили в округе три храма, и одним из них был Покровский храм в селе Тургиново.

В 1935 г. церковь в Тургиново была закрыта и переделана в клуб. Активное участие в этом процессе принимал последний церковный староста, который стремился сохранить от храма все, что было возможно. Росписи были закрашены простым мелом, проемы закладывались таким образом, чтобы их можно было без труда разобрать и т.п. Так что даже тогда люди сохраняли веру в то, что Покровский храм когда-нибудь будет возрожден.

- Вы восстановили Покровский храм и теперь он вновь стал подлинным архитектурным шедевром и украшением окрестных мест. Как вам удалось осуществить столь масштабный и дорогой проект, и сыграли ли в этом роль особенности биографии нынешнего президента России Владимира Путина?

- Мы вновь открыли Тургиновский приход в 2000 г. и начали богослужения в том помещении, которое было выделено властями для удовлетворения "религиозных потребностей" местного населения. В архиве мы искали данные, которые могли бы помочь в восстановлении храма. Одна из наших прихожанок из Твери раскопала в тверских архивах данные о том, что род Путиных в течение нескольких поколений принадлежал Тургиновскому приходу, что родители президента России были крещены в Покровской церкви. Некоторые журналисты даже написали, что родители Путина венчались в этой же церкви. Это неверно. В то время церковь уже была закрыта и изуродована переделками до неузнаваемости. Они не венчались, а заключили официальный брак в сельском клубе, где тогда проходили подобные церемонии, и которому было отдано здание церкви.

Все эти факты нам очень помогли: очевидно, что только благодаря особенностям биографии президента России Покровский храм был восстановлен во всем своем блеске и в поразительно короткие сроки. Поэтому мы поминаем Владимира Владимировича как нашего благотворителя на каждом богослужении. Но мы не должны забывать, что построить или восстановить здание храма куда легче, чем построить храм в сердце человека.

- Сколько прихожан в вашей церкви, и в какой мере она влияет на жизнь местного населения?

- Число прихожан сейчас составляет около пятидесяти человек воцерковленных, включая местных жителей, тверских и московских дачников. Число же жителей села Тургиново составляет около тысячи человек.

Сразу после восстановления прихода на службы приходили десятки людей, но потом их становилось все меньше и в итоге остались единицы, которые стали полноценными прихожанами.

Одним из средств привлечения молодежи к церковному порогу стал созданный в сельской школе четыре года назад отряд Георгиевского союза. Создание отряда призвано способствовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию местной молодежи, его деятельность имеет в основном социальный и гуманитарный характер: помощь старикам и инвалидам по хозяйству и т.п. Численность отряда составляет 26 человек, но в церковь на воскресные службы сейчас приходят только четверо из них. Мы не стремимся никого обязывать или загонять в церковь силой, нельзя вновь повторять ошибки прошлого, когда на исповедь и причастие водили строем и в обязательном порядке. Ничего хорошего подобная практика не принесла ни обществу, ни Православной Церкви.

- Распад СССР и бурные события конца прошлого века резко изменили российское общество. Ощущается ли влияние происходивших тогда процессов на жизни Тургиновского прихода?

- Конечно. Сюда приехало очень много мигрантов из Средней Азии. Сегодня на них приходится 40-50% населения. Они переехали сюда стихийно - кто-то на родину предков, кто-то к знакомым, устраивались на работу в колхоз и таким образом получали жилье. В середине 1990-х продать жилье в бывших союзных республиках за нормальную цену было невозможно, так что купить жилье переселенцы не могли. Приехали в основном русские, и это улучшило качество населения - ведь в Россию вернулись социально мобильные люди, многие с прекрасным образованием, специалисты в разных областях хозяйства. Можно сказать, что вернулись те, благодаря которым Тверская область и вся сельская и провинциальная Россия вновь может подняться на ноги.

Наша семья также в 2000 г. переехала сюда из Кустаная (северный Казахстан), где в 1994 г. я начал служить. Главной причиной стал перевод школьного образования на казахский язык, русский стал преподаваться как иностранный два часа в неделю. Стало понятно, что если мы хотим, чтобы наши дети остались русскими и православными, нужно уезжать в Россию.

- Недавно правительство приняло специальную государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Ощущается ли вы влияние этой программы на миграционные процессы?

- Я не слышал, чтобы кто-то приехал по программе переселения соотечественников. Наоборот, насколько я знаю, в Казахстане развернута программа прямо противоположная - по возврату русского населения, которое оттуда уехало. Россия не приняла и до сих пор не принимает русских - их возврату на историческую родину продолжает препятствовать множество бюрократических преград. При этом при натурализации нерусского населения бывших союзных республик особых проблем не возникает. В прошлом году из приехавших на работы по восстановлению нашего храма таджиков двое тут остались. Они женились на местных девчонках, прописались, получили российские паспорта без всяких проблем.

У русских ситуация другая, и я знаю это по примеру нашей семьи. Уже два года мы не можем прописать к себе мою мать, которая отработала всю жизнь на родное государство, и которой до пенсии остался всего год. Теперь она не имеет никаких прав, не может получить российского паспорта, а значит и работы, а через год она не сможет получать даже минимальную пенсию по старости. К сожалению, у нас все еще слишком большое значение сохраняет такое понятие, как взяткоемкость того или иного вопроса, так что многое происходящее невозможно понять с точки зрения логики, да и элементарного здравого смысла.

- Бросалось в глаза, что в работах по восстановлению Покровского храма было занято много рабочих из Средней Азии. Чем это объяснить, ведь подобная картина казалась особенно странной на фоне распространенных представлений о бедственном социально-экономическом положении российской глубинки, царящих в ней бедности, безработице?

- Действительно, может показаться странным, что мусульмане принимали столь активное участие в восстановлении православного храма в тверской глубинке. Дело в том, что местные рабочие отличаются большим гонором, они спорят по любому поводу с прорабом или начальником участка. У восточных же людей в советское время так и не было вытравлено такое чувство, как уважение и почтение к старшим. Они готовы исполнять приказы и распоряжения беспрекословно. Теперь совершенно очевидно, что без привлечения рабочих из Средней Азии мы бы не смогли уложиться в отведенные на восстановление храма полтора года.

С рабочей силой у нас вообще сложилась парадоксальная ситуация. Нам удалось сформировать всего одну бригаду из местных жителей. В ней было всего девять человек. При этом зарплата составляла от 11 до 18 тысяч рублей, работа сдельная почасовая. Для села это очень приличные деньги, казалось бы - иди и работай. Но не идут. Многие не могут, так как банально спились, многие слишком ценят свою личную свободу и не желают от нее отказываться даже ради высоких, но требующих трудовой дисциплины заработков.

Многие зарабатывают куда больше на так называемых шабашках и халтурах у дачников. Но подобный вид заработков имеет сезонный характер, сегодня халтура есть, завтра - нет. Мы же предлагали совершенно легальную, гарантированную и высокооплачиваемую работу минимум на полтора года. Но не хотят, да и не могут. Тут ведь дисциплина, нужно работать с утра до вечера, никакие многодневные запои не допускаются, работать нужно не тогда, когда хочу, а каждый день. И местные люди оказались не готовы к смене того образа жизни, который им привычен с советских времен.

Изменить это в короткие сроки невозможно, нужна длительная, повседневная и кропотливая работа, направленная на укоренение принципиально нового уклада жизни, да и самого отношения людей к собственной жизни, своим близким, соседям и односельчанам. Большую роль в этом может сыграть восстановленный Покровский храм, наш приход и процесс возрождения православия в крае и в масштабах всей России. Уверен, что только таким путем можно будет добиться морального оздоровления нашего общества.

Беседовал Александр Крылов

http://www.novopol.ru/opinion28607.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25