В двух районах Бутова с общим населением около 200 тысяч человек проживают, по данным общины, от 40 до 60 тысяч мусульман: татары, чеченцы, узбеки, азербайджанцы. Такой плотности мусульман нет нигде в столице, тем не менее активисты "Милости" сетуют, что единоверцы разобщены - друг с другом практически не общаются. Создавая первое в столице брачное агентство для мусульман, общественники ставили задачу объединить правоверных.
- В таком огромном мегаполисе, как Москва, проблема поиска своей половинки стоит очень остро, - поясняет председатель "Милости" Марат Алимов.- Как тогда создавать семью? Тем более в исламской культуре смешанные межнациональные браки не приветствуются... Поскольку словосочетание "брачное агентство" сегодня все чаще ассоциируется с "борделем", мы назвали нашу услугу "Отделом семьи и брака" при общине "Милость". В картотеке холостяков - уже около 200 кандидатов. В активе агентства -15 свадеб.
Как говорят авторы идеи, чаще всего услугами профессиональной свахи пользуются родители одиноких девушек и юношей. Подыскивая вторую половинку для сына или дочери, в качестве главного критерия родственники называют национальность, а затем уже все остальное. Поскольку по исламским канонам женщина - существо чрезвычайно скромное и кроткое, знакомство молодых происходит как бы "невзначай". Община организует различные лекции, экскурсии, пикники на природе. Если молодые люди приглянулись друг другу - происходит помолвка.
Кроме строительства правоверных ячеек общества, у бутовской общины масса других задач. Так, сегодня активисты обсуждают проект создания мусульманского детского сада. Есть спонсоры, готовые профинансировать создание подобного частного заведения или помочь открыть исламские группы в обычных дошкольных учреждениях, однако столичный департамент образования, как утверждают мусульмане, всячески препятствует этому.
- Может быть, чего-то боятся, - пожимает плечами глава бутовской общины. - На все наши предложения ответ один - упорное молчание.
-А чем плохи обычные детсады, что вас в них не устраивает?
- Первое, с чем сталкиваются верующие мусульманские родители в обычных детсадах, - проблема с питанием, - поясняет собеседник. - По исламским канонам пища должна быть приготовлена по технологии халяль. А как в детсаду или школе проследишь, что дали ребенку? Кроме того, мусульманский сад - это целая система ценностей, культуры. Родители должны быть уверены, что ребенка там ничему плохому не научат: ни ругаться матом, ни драться.
- А если православная мама захочет отдать своего ребенка в сад, в котором "не ругаются матом", откажете? - пробую уточнить критерии. После небольшой паузы получаю ответ: "Наши двери будут открыты для всех".
Пока идея дошкольного воспитания "обкатывается" в развивающих мини-центрах для мусульман. Между уроками лепки-рисования-английского малышам читают суры Корана и рассказывают поучительные исламские истории. Все преподавательницы - в хиджабах. Просветительская работа ведется и среди взрослого населения, по выходным здесь проходят публичные чтения Корана, разъясняются различные религиозные течения или просто за чашкой чая обсуждаются последние события светской жизни.
- Сейчас мы собираем благотворительные средства на строительство мечети на улице Ахмата Кадырова, - продолжает мой собеседник. - Когда мечеть будет построена, откроем там высшую духовную школу для мусульман. Спрос на обучение уже есть.
На недавно заработавшем сайте бутовских мусульман (www.butovomuslim.ru) активисты "Милости" приглашают единоверцев "к участию в обсуждении и разработке других проектов общины: организация халяльных точек питания (кафе, рестораны) в Бутове; организация и развитие поставок халяльной продукции в мусульманские детские сады и школы; система поддержки бедных семей и нуждающихся; создание сети мусульманских поликлиник в Москве..." На вопрос одного из пользователей, что подразумевается под мусульманской поликлиникой, дан ответ: "Поликлиника, в которой будет оказываться медицинская помощь, осмотр, обследования и т.д. с соблюдением необходимых норм ислама. Также в клинике можно будет взять омовение и прочитать молитву ин ша Аллах".
- А местные жители на ваши начинания косо не смотрят?
- Поначалу, конечно, присматривались, - улыбается Марат Алимов. -Наша община арендует помещение в обычной жилой многоэтажке. Соседи бдительные. Позвонили участковому, что девушки в хиджабах в большом количестве по двору ходят. Милиционер оказался молоденький, неопытный. На всякий случай омоновцев вызвал. Так нас и проверили... Сейчас с соседями живем душа в душу. Народ даже радуется нашему присутствию - за порядком следим, подъезд в чистоте содержим и клумбы озеленяем. Что еще надо?
В столице появятся халяльные магазины
Комиссия по межнациональным отношениям Мосгордумы обратилась с предложением в департамент потребительского рынка включить в программу магазинов шаговой доступности халяльные торговые точки. Заведения получат льготы по аренде. В переводе с арабского "халяль" означает "свободный, дозволенный". В халяльных магазинах, например, нельзя будет торговать спиртным и табаком - в священном писании эти "удовольствия" запрещены. Главное для "правильной" пищи - соответствие традициям. Например, из мяса мусульманину дозволяется употреблять лишь конину, баранину, говядину и птицу. Если, скажем, баран забит с помощью тока - это противоречит Корану, поскольку кровь остается в теле животного, а употреблять ее правоверным нельзя. "Если говорить проще, халяльные продукты - это значит свежие, качественные, - пояснил "Известиям" директор отдела Центра по стандартизации и сертификации "Халяль", уполномоченный Совета муфтиев России Жафар Азизбаев. - Например, свежее яблоко - халяль, а с подгнившим бочком - уже "харам" - запрещенное. Поэтому спрос на продукцию будет не только среди правоверных".Урбанист Ольга Вендина: "Создание в мегаполисе "национальных территорий" чревато конфликтами"
Наталья Двыдова
Как быть с желанием этнических меньшинств жить среди своих и учить детей в "своих" школах? Возможен ли компромисс между интересами большинства и желаниями меньшинства? На вопросы обозревателя "Известий" Натальи Давыдовой отвечает Ольга Вендина, ведущий научный сотрудник Института географии РАН.
вопрос: Одна негодующая москвичка написала в "Известия" про азербайджанцев, что "их много, число их растет, а занятая территория неминуемо станет принадлежать тем, кто на ней живет". Однако социологи уверяют, что паниковать не стоит - мегаполис переваривает всех, рано или поздно все мигранты становятся москвичами. Вы тоже так думаете?
ответ: Конечно.
в: Но сами-то представители московских этнических меньшинств всячески сопротивляются тому, чтобы город их "переварил".
о: Так происходит сегодня во всем мире: глобализация сопровождается взрывом интереса к традициям, к этнической идентичности. К тому же нужно учесть, что в нашей стране до перестройки вся этническая культура сводилась только к сфере "фольклорно-культурного" наследия и не рассматривалась как часть нормальной человеческой жизни. А нынешние наши проблемы связаны с тем, что общество, с одной стороны, продолжает демократизироваться, а с другой - не готово к новым реалиям. В итоге возникает классический конфликт: между правами человека, группы и общества как целого.
в: И как его решать?
о: В одних случаях - в пользу меньшинств, в других - в пользу большинства. Жизнь требует согласования интересов. У этнических меньшинств должны быть свои права. Но и городское сообщество может благополучно развиваться, только если все его члены признают наличие общих интересов.
в: Создание мусульманских детских садов и школ - в русле общих интересов?
о: Думаю, у нас должен соблюдаться тот же железный принцип, который исповедуют французы: "Все мы - граждане одной страны или города и живем по общим правилам. В частной жизни нам никто ничего не запрещает. Это наш выбор, и у нас есть возможность по частным каналам его реализовать. Но что касается всеобщей системы образования, гражданского воспитания, то в этом мы соблюдаем приоритет общих интересов". Отсюда и борьба, например, с хиджабами в учебных заведениях Франции. Воспитание детей - вопрос даже не их интеграции или адаптации, это вопрос социализации. Если город хочет жить как единое целое, то молодые поколения должны расти и воспитываться в общей системе. Попытки уже в юном возрасте отделить одних от других никому не принесут пользы. Безусловно, родители-мусульмане должны иметь возможность дать своим детям соответствующее образование, например, в школе при мечети. Но при этом их дети должны обязательно получать общее образование наравне с другими. Чтобы в будущем они нашли свое место в этом городе, в этой жизни. В Германии, Франции, Америке, Англии - везде, где есть общины, которые живут достаточно замкнутой жизнью, - снято множество фильмов о том, как дети, воспитанные в этнической традиции, изолированно от общества, потом начинают конфликтовать с семьей, пытаются вырваться, найти свой путь. Почему у нас не увидишь подобных фильмов? Почему мы предпочитаем не обсуждать эту тему? Понятно, что, когда семья строго мусульманская, а дети в школе едят запрещенную исламом пищу, это серьезная проблема. Но она техническая, ее можно разрешить.
в: Почему же этнические меньшинства сами себя "изолируют от общества"?
о: Потому что их мало. Потому что 60% москвичей их не любят. И они это ощущают каждый день. Нет ни одного представителя этнического меньшинства, который бы не сталкивался с проявлениями насилия либо недружелюбия. Естественно, они замыкаются. Точно так же ведут себя в подобной ситуации и русские. К примеру, тот же Брайтон-Бич в Нью-Йорке - очень криминальный район, люди там часто не говорят по-английски, и уже третье поколение иммигрантов не может интегрироваться в местное сообщество.
в: Но как сказать людям нет, если они хотят жить среди своих и учиться в "своих" школах ?
о: Тут нужна политика маленьких шагов и мелких согласований на каждом шагу. Это сложно. Это требует усилий. Но это важно не только для нас как для большинства, но и для меньшинств, которые должны понимать: если им говорят нет, то вовсе не потому, что "вы плохие и лицом не вышли", а потому, что всем нам жить вместе, в одном городе. Людям должно быть ясно, что это не означает ущемления их прав в этнокультурном самовыражении. Никто не против, чтобы в городе существовали мусульманские центры. Но зачем создавать в Москве "национальные территории" со своими магазинами, детскими садами и школами? Это чревато конфликтами и плохо не только для большинства москвичей, но и для представителей этнических меньшинств. Важно, чтобы они тоже это осознали.
в: В своем исследовании "Москва этническая" вы утверждали, что из районов с "дешевым" жильем, многие из которых и раньше считались социально неблагополучными, с нарастанием "этнического компонента" начинает уезжать в другие районы интеллигенция и средний класс. А это опасно, потому что чем ниже представительство среднего класса в сообществе, тем выше раздраженность и тревожность людей.
о: Да, запускается опасный механизм, при котором, хотя доля русского населения дальше может и не сокращаться, жители будут испытывать сильное раздражение и страх от наплыва мигрантов. Хотя, надо сказать, наличие жильцов-мусульман в конкретном доме приводит к тому, что в подъезде становится чище.
в: Два года назад наибольшие раздражение и напряженность испытывали жители районов, где доля "нерусских" составляла 10,5-11,5%. Но почему вы назвали роковым 17-процентный рубеж?
о: Этот феномен заметили в США - как только доля этнических меньшинств достигает 17%, происходит быстрая этнизация жилых кварталов. Правда, сейчас в той же Америке процессы сегрегации усложнились: богатые афроамериканцы не хотят жить с бедными - они либо живут с белыми людьми своего статуса, либо создают богатые афроамериканские кварталы. Но если за океаном научились жить в сегрегированном сообществе и все конфликты там решаются в суде, то мы так жить не умеем и наша судебная система к этому не готова. Для нас это опасно.
в: В том же исследовании вы сделали неутешительный прогноз -представители среднего класса постепенно покинут столичные районы с плохой репутацией, и они превратятся в неблагополучные этнические гетто. Власть может "переписать" этот сценарий?
о: Если она будет регулировать не только межэтнические проблемы, но и рынок жилья - сохранять социальный сектор, развивать рынок аренды, жилья для пожилых и молодых. Если мы не хотим, чтобы в городе возникали гетто для бедных и богатых, нужно создавать условия для создания смешанной социальной среды - по имущественному, этническому, возрастному составу. Такой микст сам по себе будет стабилизировать ситуацию в городе. Сегодня мы боимся даже озвучить проблемы, возникающие в связи с процессами сегрегации в обществе. Прячем голову в песок. Предпочитаем говорить, что у нас все нормально. Но все плохое случается неожиданно, не по расписанию. Поэтому так важно сегодня обсудить стратегические вопросы и начать действовать. Общество, в котором сокращается численность населения, должно быть готово учитывать интересы и интегрировать представителей других этнических групп. У нас нет другого выхода.
Нужны ли мононациональные школы? Все ли благополучно в полиэтнических учебных заведениях? Как уберечь своего ребенка от проявлений национализма? Продолжение темы межнациональных отношений - во вторник в "Известиях".
http://www.izvestia.ru/obshestvo/article3109523/