Праведный богач - редкость?

Священник Евгений Гомзяк 
0
20.10.2007 94
Проблема социального неравенства известна с глубокой древности. По свидетельству Библии, социальное неравенство явилось результатом нарушения заповеди Адамом и Евой.

И все же изначально богатство составляло часть благого Божьего творения, над которым человек получил владычество (Быт. 1, 26). Такую ответственность человек сохраняет и после потопа (Быт. 9, 1-3), когда многое уже искажено и испорчено вследствие существования греха. В дальнейшем Бог обещает сделать потомство Авраама великим народом, подчеркивая, что он будет благоденствовать в земле обетованной (Быт. 12, 7; 15, 18; 17, 8; 22, 17). Сами патриархи - Авраам, Соломон, Иов - богаты, в качестве первого знака этого Божьего благословения (Быт. 24, 35; 26, 13).

Кроме того Бог также благословляет израильтян материальными благами в земле Гесем в качестве свидетельства для египтян (Быт. 47, 27). Тем не менее уже на пути в землю обетованную Бог недвусмысленно указывает ограничение для накопления богатств. В пустыне манну и перепелок следует собирать так, чтобы ни у кого их не оказалось слишком мало или слишком много (Исх. 16, 16-18).

Далее у пророков получает продолжение тема благоденствия как награды за послушание и тема угрозы этому благоденствию как наказания за грех.

Вместе с тем люди заметили, что богатство порождает жадность и злоупотребление властью. Уже в период между заветами многие считали: праведный богач - чрезвычайная редкость (Сир. 31, 3-10). Золотая середина относительно материальных благ выражена в молитве, согласно которой человек должен иметь достаточно собственности для того, чтобы избежать искушения красть, но не достаточно для того, чтобы возомнить себя независимым от Бога (Притч. 30, 7-9). "Двух вещей я прошу у Тебя... нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: "Кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе".

Что касается Нового Завета, то он относится к богатству менее позитивно, чем Ветхий. Иисус не был дуалистом. Он не считал злом собственность как таковую. Однако Он видел в богатстве определенную опасность. Во многих высказываниях Христа богатство олицетворяется в образе маммоны (в арамейском языке того времени это слово обозначало "собственность" и могло иметь, в зависимости от контекста, как негативную, так и нейтральную окраску).

И Бог, и богатство (маммона) требуют служения себе. Однако мало того, что богатство не признак Божией милости, - оно мешает войти в Царство Божие! Об этом в Евангелии говорится не единожды, и по-разному. В рассказе о богатом юноше, например, содержится наглядное доказательство того, как предельно сложно войти в Царство Божие людям, чьи сердца привязаны к богатству.

У данного радикального подхода такое основание: сердце человека будет там, где находится его сокровище. Когда сокровище на небе, то и сердце обращено к небу. Когда сокровище на земле, сердце устремлено к земле. Фактически это подобно тому, как если бы верблюд попытался пройти сквозь игольное ушко! Отсюда можно заключить, что богачи не спасутся. Ученики потрясены: "Кто же может спастись?" (Мк. 10, 26). Иисус отвечает: "Все возможно Богу" (Мк. 10, 27). Об этом повествует и святой Лука в рассказе об обращении Закхея, начальника сборщиков податей (Лк. 19, 1-10). Там как раз свершается невозможное: "Ныне, - говорит Господь, - пришло спасение дому сему" (Лк. 19, 9). Однако эти слова Иисус произносит после того, как Закхей пообещал отдать нищим половину имущества и вернуть вчетверо тем, с кого он взял лишнее.

Невозможность одновременного служения Богу и деньгам подчеркивается в притче о богатом и Лазаре (Лк. 16, 19-31). Авраам говорит попавшему в ад богачу: "Ты получил уже доброе твое в жизни своей... ныне же... ты страдаешь". Итак, кто утешается в нашем мире, рискует быть осужденным Богом. Ту же мысль раскрывает притча о безумном богаче (Лк. 12, 16-21). В ней говорится о богаче, у которого уродили поля. Этот богач "рассудительно" решил сберечь излишки зерна на будущее и радовался, что у него не будет материальных забот. Само обладание этим богатством осуждает богача. Ведь он не раздал его бедным, не стал богатеть для Бога, но сберег для себя.

Другой важный евангельский текст: "Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители" (Лк. 16, 9). Смысл таков: человек должен заботиться о бедняках, делясь с ними богатством ("приобретайте себе друзей"), чтобы, когда он умрет, они приняли его на небеса ("в вечные обители").

Уже в Ветхом Завете богачи обнаруживали свою праведность именно заботой о бедняках - подобно Аврааму и Иову (христианские образы - это Иосиф Аримафейский, Варнава и др.).

И все же благотворительность - это не просто верное устремление сердца или освобождение от опасного имущества. Она приносит награду. И если богач из одной притчи осужден за черствость к Лазарю, а богач из другой - за желание оставить богатство себе, то тем, кто позовет на трапезу бедняков, обещано: "...воздастся тебе в воскресение праведных" (Лк. 14, 14).

В условиях полнейшего западного индивидуализма многое в учении Иисуса Христа о богатстве и бедности кажется безжалостно радикальным, революционным и даже безсмысленным. Но для христианина, как тогда, так и сегодня, оно должно быть исполненным глубокого смысла. Ибо Господь призывает нас в новый социальный мир, где призыв отказаться от имущества (частично или полностью) требует индивидуального решения. Христос учит нас радикальной этике даяния, основа которой - всецелое доверие Богу и приход Царства Божия. Конечно, выбор - всегда за нами. Но не будем забывать: "Благотворящий бедным дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его" (Притч. 19, 17).

http://www.stavropol-eparhia.ru/blagovest/archive/0097/reach.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Священник Евгений Гомзяк
Все статьи Священник Евгений Гомзяк
Последние комментарии
В прорубь – в маске, в раздевалку – по QR-кодам
Новый комментарий от allan
21.01.2022 14:30
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от Валерий
21.01.2022 14:17
Что не так с современным феминизмом?
Новый комментарий от В.Р.
21.01.2022 13:50
«Мавзолей на Красной площади будет стоять вечно»
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
21.01.2022 13:27
Русская ли это идея - Третий Рим? Часть первая
Новый комментарий от р.Б.Алексий
21.01.2022 13:24