itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Влез на чердак Моисей..."

0
265
Время на чтение 4 минуты
Если б я сейчас была ребенком, великий праздник Воздвижения приходил бы ко мне в теплые сентябрьские дни торжественно... вприпрыжку ("припрыжкой", как мы говорили в детстве) - веселой подпрыгивающей походкой 8-го ирмосного гласа: "Влез на чердаак Моисей..."

Древние пророки и цари представлялись бы мне очень веселыми людьми: псалмопевец Давид в светлый и радостный праздник Пасхи "пред сенным ковчегом скакаше играя", суровый обладатель длинной белой бороды и узловатого посоха пророк Моисей карабкается на чердак... Впрочем, про чердак - это, конечно, шутка: так благочестивый, но с трудом понимающий заковыристые церковнославянские обороты церковный народ любовно переиначил первый ирмос воздвиженского канона "Крест начертав Моисей", который помимо самого праздника целый месяц поется в качестве катавасии в воскресные и праздничные дни. Что же делал Моисей, если никуда не залезал?

А он, начертав крест, пересек посохом (жезлом) Чермное (т. е. Красное) (море) вдоль (по-ц.сл. "впрямо") для Израиля (израильского народа), шедшего пешком, и еще против фараоновых колесниц ("обратно фараоновым колесницам"), ударив поперек ("вопреки"), соединил (именно это означает ц.сл. глагол "совокупить") (разделенные половины моря), изобразив непобедимое оружие (т. е. Крест Христов). Никодим Святогорец в своем толковании воздвиженского канона говорит, что греческий глагол "начертывать" означает не только "провести черту" (в буквальном смысле), но и "прообразовать", "предызобразить символически" (http://vozdvizhenie.paskha.ru/Bogoslovie/Tolkovanie_kanona). Так еще задолго до искупительной крестной смерти Спасителя, пророк Божий победил врагов силой Его Креста.

Что же такое катавасии, как и когда их поют? И почему, кстати, в современном русском языке это слово насмешливо обозначает неразбериху и путаницу? Греческое katabasia происходит от глагола katabaino "схожу вниз", "спускаюсь": в монастырском обиходе (где и складывался устав) служба пелась на два хора и для пения катавасии оба хора спускались со своих клиросов и сходились на середине храма, чтобы вместе спеть этот заключительный ирмос (катавасия и есть ирмос этого же или другого канона). При выстраивании певцов мог образовываться беспорядок, отчего и возникло такое переносное, несколько уничижительное значение. Надо уточнить, что не всякий ирмос, поющийся в конце песни канона, называется катавасией, но только тот, что поется на воскресных и праздничных (от славословной и выше по уровню) службах (таковые в Типиконе (Уставе) обозначаются знаком красного цвета). Будничные богослужения лишены катавасий: на них по 3, 6, 8 и 9-й песне канона поется т. н. покрывающий ирмос - ирмос соответствующей песни последнего из читающихся на данной службе канонов. Так, если в будний день бывает обычная служба двум святым, то читается один канон Октоиха и два Минеи; в качесвтве покрывающих ирмосов берутся ирмосы второго канона Минеи (3, 6, 8 и 9-й песен).

Таким образом, при сравнении катавасии с будничным покрывающим ирмосом, видим 3 ее главные характерные черты: во-первых, она поется после каждой песни канона; во-вторых, по уставу катавасия должна петься не на клиросе, а на сходке в середине храма и обоими хорами; наконец, самое важное и страшное - выбор катавасии определяется периодом года, а не данным конкретным днем и только им, как с покрывающим ирмосом. Это значит, что весь церковный год разбит на периоды, разные по протяженности, и в течение каждого поется определенная катавасия. Начинается церковный год 1 (по ст. стилю, а по новому 14) сентября.

С 1 по 21 сентября (чтобы получить дату по новому стилю, нужно прибавить 13 дней), до отдания Воздвижения, поется катавасия "Крест начертав" (ирмосы Воздвижения), 8-й глас.

С 22 сентября по 20 ноября, до предпразднства Введения во храм Прсв. Богородицы, - "Отверзу уста моя", 4-й глас.

С 21 ноября по 31 декабря, до отдания Рождества Христова, катавасия рождественская - "Христос раждается", 1-й глас.

С 1 по 14 января, до отдания Богоявления, - крещенская катавасия "Глубины открыл есть дно", 2-й глас.

С 15 января до отдания Сретения - сретенская катавасия "Сушу, глубородительную землю", 3-й глас. Отдание Сретения не всегда приходится на один и тот же день (иногда - на Сырную седмицу или 1-ю седмицу Великого поста, т. е. время пения Постной Триоди). В обычной ситуации отдание бывает 9 февраля.

С отдания Сретения до 1 августа, кроме воскресных дней Великого поста и всей Пятидесятницы, - катавасия "Отверзу уста моя", 4-й глас.

С 1 по 6 августа, от начала Успенского поста до Преображения включительно, - опять же "Крест начертав".

С 7 по 13 августа - "Лице Израильстии", 4-й глас.

С 14 по 23 августа, от предпразднства до отдания Успения, - катавасия "Приукрашенная Божественною славою", 1-й глас.

С 24 августа до 1 сентября, до отдания Воздвижения, конца церковного года, - снова катавасия "Крест начертав", 8-й глас. Однако на эту стройную систему накладываются особенности, связанные с периодами пения Постной и Цветной Триодей. Что касается Постной, то особенностей 3: 1) в Неделю (т. е. вс.) мытаря и фарисея и во 2, 4, 5-ю недели поста катавасия "Отверзу уста моя"; 2) в Неделю блудного сына, мясопустную и сыропустную, а также в 1-е и 3-е вс. поста, в Неделю ваий и всю Страстную седмицу поется та катавасия, которая указана в Триоди; 3) если в будни поста совершается полиелейная служба (на Благовещение, храмовый праздник или 40 мчч. севастийских), то катавасия "Отверзу уста моя".

В период Цветной Триоди: 1) от дня Пасхи до ее отдания (на 39-й день) - пасхальная катавасия ("Воскресения день"); исключение составляют 2 дня: Преполовение и его отдание, когда поется "Море... еси" (8-й глас); 2) в Неделю о слепом и на отдание Пасхи - вознесенская катавасия "Спасителю Богу" (5-й глас); она же поется от Вознесения до его отдания, кроме недели 7-й по Пасхе; 3) в самый праздник Вознесения катавасия "Божественном покровен"; она же - в Неделю свв. Отец, 7-ю по Пасхе; 4) в Троицкую родительскую субботу поется катавасия Триоди; 5) от Троицы до ее отдания - "Божественном покровен"; 6) в Неделю всех святых (конец Триодей) - "Отверзу уста моя". Так в общем выглядит устав о катавасиях; он изложен в 19-й главе Типикона.

http://www.taday.ru/text/72547.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Агафья Логофетова
Все статьи Агафья Логофетова
Последние комментарии
Нерусские русские
Новый комментарий от Анатолий Степанов
05.02.2023 20:13
Главный ли «главный раввин» Берл Лазар?
Новый комментарий от Калужанин
05.02.2023 19:31
«Мы все подсели на западную культуру»
Новый комментарий от Vladislav
05.02.2023 18:52
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от С. Югов
05.02.2023 18:20
Невозможно соизмерить человеческий грех и Божий дар
Новый комментарий от Виктор
05.02.2023 15:08
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от С. Югов
05.02.2023 11:15
«Чебурашка» как потомок «Последнего богатыря»
Новый комментарий от С. Югов
05.02.2023 11:10