"Влез на чердак Моисей..."

Агафья Логофетова 
0
05.10.2007 106
Если б я сейчас была ребенком, великий праздник Воздвижения приходил бы ко мне в теплые сентябрьские дни торжественно... вприпрыжку ("припрыжкой", как мы говорили в детстве) - веселой подпрыгивающей походкой 8-го ирмосного гласа: "Влез на чердаак Моисей..."

Древние пророки и цари представлялись бы мне очень веселыми людьми: псалмопевец Давид в светлый и радостный праздник Пасхи "пред сенным ковчегом скакаше играя", суровый обладатель длинной белой бороды и узловатого посоха пророк Моисей карабкается на чердак... Впрочем, про чердак - это, конечно, шутка: так благочестивый, но с трудом понимающий заковыристые церковнославянские обороты церковный народ любовно переиначил первый ирмос воздвиженского канона "Крест начертав Моисей", который помимо самого праздника целый месяц поется в качестве катавасии в воскресные и праздничные дни. Что же делал Моисей, если никуда не залезал?

А он, начертав крест, пересек посохом (жезлом) Чермное (т. е. Красное) (море) вдоль (по-ц.сл. "впрямо") для Израиля (израильского народа), шедшего пешком, и еще против фараоновых колесниц ("обратно фараоновым колесницам"), ударив поперек ("вопреки"), соединил (именно это означает ц.сл. глагол "совокупить") (разделенные половины моря), изобразив непобедимое оружие (т. е. Крест Христов). Никодим Святогорец в своем толковании воздвиженского канона говорит, что греческий глагол "начертывать" означает не только "провести черту" (в буквальном смысле), но и "прообразовать", "предызобразить символически" (http://vozdvizhenie.paskha.ru/Bogoslovie/Tolkovanie_kanona). Так еще задолго до искупительной крестной смерти Спасителя, пророк Божий победил врагов силой Его Креста.

Что же такое катавасии, как и когда их поют? И почему, кстати, в современном русском языке это слово насмешливо обозначает неразбериху и путаницу? Греческое katabasia происходит от глагола katabaino "схожу вниз", "спускаюсь": в монастырском обиходе (где и складывался устав) служба пелась на два хора и для пения катавасии оба хора спускались со своих клиросов и сходились на середине храма, чтобы вместе спеть этот заключительный ирмос (катавасия и есть ирмос этого же или другого канона). При выстраивании певцов мог образовываться беспорядок, отчего и возникло такое переносное, несколько уничижительное значение. Надо уточнить, что не всякий ирмос, поющийся в конце песни канона, называется катавасией, но только тот, что поется на воскресных и праздничных (от славословной и выше по уровню) службах (таковые в Типиконе (Уставе) обозначаются знаком красного цвета). Будничные богослужения лишены катавасий: на них по 3, 6, 8 и 9-й песне канона поется т. н. покрывающий ирмос - ирмос соответствующей песни последнего из читающихся на данной службе канонов. Так, если в будний день бывает обычная служба двум святым, то читается один канон Октоиха и два Минеи; в качесвтве покрывающих ирмосов берутся ирмосы второго канона Минеи (3, 6, 8 и 9-й песен).

Таким образом, при сравнении катавасии с будничным покрывающим ирмосом, видим 3 ее главные характерные черты: во-первых, она поется после каждой песни канона; во-вторых, по уставу катавасия должна петься не на клиросе, а на сходке в середине храма и обоими хорами; наконец, самое важное и страшное - выбор катавасии определяется периодом года, а не данным конкретным днем и только им, как с покрывающим ирмосом. Это значит, что весь церковный год разбит на периоды, разные по протяженности, и в течение каждого поется определенная катавасия. Начинается церковный год 1 (по ст. стилю, а по новому 14) сентября.

С 1 по 21 сентября (чтобы получить дату по новому стилю, нужно прибавить 13 дней), до отдания Воздвижения, поется катавасия "Крест начертав" (ирмосы Воздвижения), 8-й глас.

С 22 сентября по 20 ноября, до предпразднства Введения во храм Прсв. Богородицы, - "Отверзу уста моя", 4-й глас.

С 21 ноября по 31 декабря, до отдания Рождества Христова, катавасия рождественская - "Христос раждается", 1-й глас.

С 1 по 14 января, до отдания Богоявления, - крещенская катавасия "Глубины открыл есть дно", 2-й глас.

С 15 января до отдания Сретения - сретенская катавасия "Сушу, глубородительную землю", 3-й глас. Отдание Сретения не всегда приходится на один и тот же день (иногда - на Сырную седмицу или 1-ю седмицу Великого поста, т. е. время пения Постной Триоди). В обычной ситуации отдание бывает 9 февраля.

С отдания Сретения до 1 августа, кроме воскресных дней Великого поста и всей Пятидесятницы, - катавасия "Отверзу уста моя", 4-й глас.

С 1 по 6 августа, от начала Успенского поста до Преображения включительно, - опять же "Крест начертав".

С 7 по 13 августа - "Лице Израильстии", 4-й глас.

С 14 по 23 августа, от предпразднства до отдания Успения, - катавасия "Приукрашенная Божественною славою", 1-й глас.

С 24 августа до 1 сентября, до отдания Воздвижения, конца церковного года, - снова катавасия "Крест начертав", 8-й глас. Однако на эту стройную систему накладываются особенности, связанные с периодами пения Постной и Цветной Триодей. Что касается Постной, то особенностей 3: 1) в Неделю (т. е. вс.) мытаря и фарисея и во 2, 4, 5-ю недели поста катавасия "Отверзу уста моя"; 2) в Неделю блудного сына, мясопустную и сыропустную, а также в 1-е и 3-е вс. поста, в Неделю ваий и всю Страстную седмицу поется та катавасия, которая указана в Триоди; 3) если в будни поста совершается полиелейная служба (на Благовещение, храмовый праздник или 40 мчч. севастийских), то катавасия "Отверзу уста моя".

В период Цветной Триоди: 1) от дня Пасхи до ее отдания (на 39-й день) - пасхальная катавасия ("Воскресения день"); исключение составляют 2 дня: Преполовение и его отдание, когда поется "Море... еси" (8-й глас); 2) в Неделю о слепом и на отдание Пасхи - вознесенская катавасия "Спасителю Богу" (5-й глас); она же поется от Вознесения до его отдания, кроме недели 7-й по Пасхе; 3) в самый праздник Вознесения катавасия "Божественном покровен"; она же - в Неделю свв. Отец, 7-ю по Пасхе; 4) в Троицкую родительскую субботу поется катавасия Триоди; 5) от Троицы до ее отдания - "Божественном покровен"; 6) в Неделю всех святых (конец Триодей) - "Отверзу уста моя". Так в общем выглядит устав о катавасиях; он изложен в 19-й главе Типикона.

http://www.taday.ru/text/72547.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Агафья Логофетова
Все статьи Агафья Логофетова
Последние комментарии
Почему православные всё время проигрывают?
Новый комментарий от р.Б. Алексий
13.04.2021 01:09
«Белая лихорадка»
Новый комментарий от р.Б. Алексий
13.04.2021 00:57
Улыбка Гагарина
Новый комментарий от Игорь Бондарев
12.04.2021 22:04
Единственный гарант суверенности Родины
Новый комментарий от Наталия 2016
12.04.2021 21:31
Фотографии и время
Новый комментарий от Наталия 2016
12.04.2021 20:52