Древние пророки и цари представлялись бы мне очень веселыми людьми: псалмопевец Давид в светлый и радостный праздник Пасхи "пред сенным ковчегом скакаше играя", суровый обладатель длинной белой бороды и узловатого посоха пророк Моисей карабкается на чердак... Впрочем, про чердак - это, конечно, шутка: так благочестивый, но с трудом понимающий заковыристые церковнославянские обороты церковный народ любовно переиначил первый ирмос воздвиженского канона "Крест начертав Моисей", который помимо самого праздника целый месяц поется в качестве катавасии в воскресные и праздничные дни. Что же делал Моисей, если никуда не залезал?
А он, начертав крест, пересек посохом (жезлом) Чермное (т. е. Красное) (море) вдоль (по-ц.сл. "впрямо") для Израиля (израильского народа), шедшего пешком, и еще против фараоновых колесниц ("обратно фараоновым колесницам"), ударив поперек ("вопреки"), соединил (именно это означает ц.сл. глагол "совокупить") (разделенные половины моря), изобразив непобедимое оружие (т. е. Крест Христов). Никодим Святогорец в своем толковании воздвиженского канона говорит, что греческий глагол "начертывать" означает не только "провести черту" (в буквальном смысле), но и "прообразовать", "предызобразить символически" (http://vozdvizhenie.paskha.ru/Bogoslovie/Tolkovanie_kanona). Так еще задолго до искупительной крестной смерти Спасителя, пророк Божий победил врагов силой Его Креста.
Что же такое катавасии, как и когда их поют? И почему, кстати, в современном русском языке это слово насмешливо обозначает неразбериху и путаницу? Греческое katabasia происходит от глагола katabaino "схожу вниз", "спускаюсь": в монастырском обиходе (где и складывался устав) служба пелась на два хора и для пения катавасии оба хора спускались со своих клиросов и сходились на середине храма, чтобы вместе спеть этот заключительный ирмос (катавасия и есть ирмос этого же или другого канона). При выстраивании певцов мог образовываться беспорядок, отчего и возникло такое переносное, несколько уничижительное значение. Надо уточнить, что не всякий ирмос, поющийся в конце песни канона, называется катавасией, но только тот, что поется на воскресных и праздничных (от славословной и выше по уровню) службах (таковые в Типиконе (Уставе) обозначаются знаком красного цвета). Будничные богослужения лишены катавасий: на них по 3, 6, 8 и 9-й песне канона поется т. н. покрывающий ирмос - ирмос соответствующей песни последнего из читающихся на данной службе канонов. Так, если в будний день бывает обычная служба двум святым, то читается один канон Октоиха и два Минеи; в качесвтве покрывающих ирмосов берутся ирмосы второго канона Минеи (3, 6, 8 и 9-й песен).
Таким образом, при сравнении катавасии с будничным покрывающим ирмосом, видим 3 ее главные характерные черты: во-первых, она поется после каждой песни канона; во-вторых, по уставу катавасия должна петься не на клиросе, а на сходке в середине храма и обоими хорами; наконец, самое важное и страшное - выбор катавасии определяется периодом года, а не данным конкретным днем и только им, как с покрывающим ирмосом. Это значит, что весь церковный год разбит на периоды, разные по протяженности, и в течение каждого поется определенная катавасия. Начинается церковный год 1 (по ст. стилю, а по новому 14) сентября.
С 1 по 21 сентября (чтобы получить дату по новому стилю, нужно прибавить 13 дней), до отдания Воздвижения, поется катавасия "Крест начертав" (ирмосы Воздвижения), 8-й глас.
С 22 сентября по 20 ноября, до предпразднства Введения во храм Прсв. Богородицы, - "Отверзу уста моя", 4-й глас.
С 21 ноября по 31 декабря, до отдания Рождества Христова, катавасия рождественская - "Христос раждается", 1-й глас.
С 1 по 14 января, до отдания Богоявления, - крещенская катавасия "Глубины открыл есть дно", 2-й глас.
С 15 января до отдания Сретения - сретенская катавасия "Сушу, глубородительную землю", 3-й глас. Отдание Сретения не всегда приходится на один и тот же день (иногда - на Сырную седмицу или 1-ю седмицу Великого поста, т. е. время пения Постной Триоди). В обычной ситуации отдание бывает 9 февраля.
С отдания Сретения до 1 августа, кроме воскресных дней Великого поста и всей Пятидесятницы, - катавасия "Отверзу уста моя", 4-й глас.
С 1 по 6 августа, от начала Успенского поста до Преображения включительно, - опять же "Крест начертав".
С 7 по 13 августа - "Лице Израильстии", 4-й глас.
С 14 по 23 августа, от предпразднства до отдания Успения, - катавасия "Приукрашенная Божественною славою", 1-й глас.
С 24 августа до 1 сентября, до отдания Воздвижения, конца церковного года, - снова катавасия "Крест начертав", 8-й глас. Однако на эту стройную систему накладываются особенности, связанные с периодами пения Постной и Цветной Триодей. Что касается Постной, то особенностей 3: 1) в Неделю (т. е. вс.) мытаря и фарисея и во 2, 4, 5-ю недели поста катавасия "Отверзу уста моя"; 2) в Неделю блудного сына, мясопустную и сыропустную, а также в 1-е и 3-е вс. поста, в Неделю ваий и всю Страстную седмицу поется та катавасия, которая указана в Триоди; 3) если в будни поста совершается полиелейная служба (на Благовещение, храмовый праздник или 40 мчч. севастийских), то катавасия "Отверзу уста моя".
В период Цветной Триоди: 1) от дня Пасхи до ее отдания (на 39-й день) - пасхальная катавасия ("Воскресения день"); исключение составляют 2 дня: Преполовение и его отдание, когда поется "Море... еси" (8-й глас); 2) в Неделю о слепом и на отдание Пасхи - вознесенская катавасия "Спасителю Богу" (5-й глас); она же поется от Вознесения до его отдания, кроме недели 7-й по Пасхе; 3) в самый праздник Вознесения катавасия "Божественном покровен"; она же - в Неделю свв. Отец, 7-ю по Пасхе; 4) в Троицкую родительскую субботу поется катавасия Триоди; 5) от Троицы до ее отдания - "Божественном покровен"; 6) в Неделю всех святых (конец Триодей) - "Отверзу уста моя". Так в общем выглядит устав о катавасиях; он изложен в 19-й главе Типикона.
http://www.taday.ru/text/72547.html