itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Третий завет Равиля Гайнутдина

Глава Совета муфтиев призвал активизировать диалог между религиями. Христиане и иудеи его не поняли

0
120
Время на чтение 4 минуты
Межрелигиозный диалог для стороннего наблюдателя - процесс чрезвычайно длительный, полный навязчивых повторений одних и тех же клише и в целом малопонятный. Однако порой и здесь происходят события, заставляющие вялотекущую дискуссию между статусными представителями религиозных организаций принять стремительный оборот. Выступая 14 сентября в Российской академии государственной службы (РАГС) на международной конференции под названием "Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития" глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин выступил с довольно смелой инициативой.

"Возможно, наряду с названием "Коран" в качестве его смыслового эквивалента во время научно-практических конференций и богословских дискуссий можно было бы использовать понятие "Коран - Третий Завет", - передает слова Гайнутдина агентство "Благовест-инфо". - Триада "Ветхий Завет - Новый Завет - Коран как Третий Завет", подчеркивая общую богооткровенную природу иудаизма, христианства и ислама, может вывести осмысление межрелигиозных отношений в нашей стране на совершенно новый уровень".

Слова муфтия довольно быстро получили широкую огласку и вполне естественно были поняты как призыв к христианам и иудеям признать богооткровенность Корана. Гайнутдин озвучил мысль, давно вынашиваемую исламскими богословами: для того чтобы межрелигиозный диалог не был только лишь обменом любезностями, его нужно выводить на уровень богословского диспута. Но где диспут, там и потенциальная опасность конфликта: ведь ни мусульмане, ни христиане, ни иудеи не собираются поступаться основами своей веры. Другими словами, богословский диалог часто заканчивается, не успев даже начаться.

Чтобы разобраться в ситуации вокруг инициативы Равиля Гайнутдина, "НГР" провели небольшой опрос, который мы предлагаем нашим читателям.

Шейх Фарид Асадуллин, заместитель председателя Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР)

Для мусульман триада "Ветхий Завет - Новый Завет - Третий Завет" вполне обоснованна. Она подчеркивает общую богооткровенную природу всех монотеистических учений. Ислам не отрицает религиозный опыт иудеев и христиан, наоборот, включает в себя многие их положения. При этом сама логика ниспослания предыдущих Заветов приводит к пониманию того, что Коран является не чем иным, как третьим и последним Заветом.

Муфтий Равиль Гайнутдин предложил современное понимание истин, заложенных в Коране. Мы исходим из того, что Бог един. Ислам в этом плане - наиболее последовательная, универсальная форма монотеизма. Между прочим, в Новом Завете нет никаких указаний на завершенность пророческих миссий. Следовательно, можно считать, что учение Пророка Мухаммеда и стало продолжением пророчеств Моисея и Иисуса.

Мы искренне настроены на то, чтобы найти общий язык между представителями трех авраамических религий, которые исповедуют народы, населяющие Россию. Мы должны искать то, что нас больше объединяет, а не разделяет. Разговоры же о том, что ислам является христианской ересью, - отголоски эпохи Иоанна Дамаскина. Сегодня ислам исповедуют около полутора миллиарда живущих на земле людей. Считать ислам ересью или даже "зловерием", как говорят некоторые православные деятели в России, в условиях многонационального и многоконфессионального государства весьма опасно и по сути неверно.

Епископ Егорьевский, Марк (Головков), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

Диалог - это, безусловно, положительное явление. Однако нужно понимать, что он приносит хорошие результаты только тогда, когда стороны владеют культурой диалога, когда они ищут истину, точки соприкосновения с позицией другой стороны, а не навязывают партнеру по диалогу свое видение реальности. Призыв вести диалог - это похвальная инициатива. И Русская Православная Церковь принимает активное участие в диалоге с представителями ислама и в России, и за рубежом по самым разным направлениям.

Можно ли назвать призывом к диалогу идеи, высказанные недавно муфтием Равилем Гайнутдином? Согласно ему, результатом диалога должно быть богословское признание ислама со стороны христиан. То есть призывая христиан к дискуссии, Гайнутдин говорит о заведомой цели, которую он хочет достигнуть в результате этого процесса. Но если цель уже определена, какое отношение будет иметь ее обсуждение к равноправному обмену мнениями? Это уже не настоящий диалог, а лишь его инсценировка, в которой одна сторона будет пытаться внушить другой свое понимание вопроса.

Борух Горин, глава Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России

Предложение муфтия Равиля Гайнутдина замечательно в том смысле, что для каждого мусульманина важно понимать истоки его религии, которые находятся в вере Авраама. Но даже если мусульмане всего мира проголосуют за то, чтобы продолжением Библии считать Коран, для ортодоксального иудея от этого ничего не изменится. Все отлично понимают, что для иудея Ветхий Завет - совсем не ветхий, а единственный и вечно действующий завет. Для христианина в самом понятии Нового Завета заложена мысль о том, что он был дан, чтобы дополнить прежний. Соответственно, люди, не принимающие Нового Завета, в представлении христиан не до конца понимают и Ветхий - в общем, жестоковыйные иудеи, которые не узрели истины. Поэтому весь межрелигиозный диалог крутится вокруг "десяти заповедей" и других вещей, общих для всех. Призывы же всем верить в одно и то же изначально обречены на провал и бесперспективны. Но зная Равиля Гайнутдина - а он прагматичный и умный человек - я практически уверен, что он не стал бы делать никаких утопических заявлений. Речь идет о том, что три авраамические религии связывает общая цепь.

Роман Силантьев, автор книги "Новейшая история ислама в России"

В межрелигиозном диалоге есть принцип, согласно которому дискуссия не должна вести к размыванию вероучительных границ. Не может православный человек, участвующий в межрелигиозном диалоге, идти на какие-то компромиссы в области веры. Призывы к этому из уст Равиля Гайнутдина, который участвует в межрелигиозном диалоге уже не первый год, звучат очень странно. В ответ православные могут предложить муфтию подать пример самому и признать Иисуса Христа богочеловеком. Если он на такое предложение не пойдет, то эту ситуацию можно считать признаком двойных стандартов. Почему христиане должны идти на уступки вероучительного характера в одностороннем порядке? И на что надеется человек, который призывает их к этому?

В России до сих пор не сложилось мусульманской богословской школы. Во всяком случае, в окружении Равиля Гайнутдина нет людей, которые соответствуют принятому в исламском сообществе уровню богословской подготовки. Настоящих улемов, или алимов, мнение которых было бы принято за пределами российской мусульманской общины, у нас нет. Влияния на мировую исламскую мысль российские мусульмане, к сожалению, не оказывают. Поэтому богословский диалог РПЦ ведет с теми богословами, которые оказывают реальное влияние на процессы, происходящие в исламском мире. Например, с аятоллой Тасхири - именитым богословом, которого уважают как шииты, так и сунниты. С такими людьми имеет смысл вести диалог, потому что достигнутые с ними договоренности будут иметь силу не только среди договорившихся, но и для самой широкой аудитории.

http://religion.ng.ru/society/2007-10-03/5_zavet.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Круг
Патриарх Кирилл делает ставку на молодежь
Церковь настаивает на преподавании религиозных дисциплин в школах
19.02.2009
От Поместного собора сюрпризов не ждут
Фактически победитель сегодняшних церковных выборов известен заранее
28.01.2009
Минюст предупреждает...
Государство добивается отчетности от религиозных организаций
30.10.2008
Фанарское гостеприимство
Эстонский и украинский расколы оказались в центре внимания на Всеправославном совещании
23.10.2008
Донецк не встретит Патриарха
Нештатная ситуация в столице Украины резко изменила планы Алексия II
29.07.2008
Все статьи Павел Круг
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 06:42
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04