Новая жизнь старинных традиций

Анна Гусева 
0
25.09.2007 112
Архиерейский мужской хор Духосошественского кафедрального собора города Саратова 23 сентября впервые выступил с концертом духовной музыки в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.А Чайковского. Зал, насчитывающий около 1800 мест, был почти полон, и певчие не обманули ожиданий собравшихся. По окончании концерта аудитория рукоплескала, музыкантов не отпускали, они дважды выступали на бис.

В ходе концерта, который продолжался более двух часов, участники хора исполнили около 20 церковных песнопений конца XIX - начала XX века - произведения композиторов так называемой Московской Синодальной школы: А.Д. Кастальского, А.Т. Гречанинова, П.Г. Чеснокова, В.С. Калиникова, К.Н. Шведова. В программу также вошли произведения современных авторов: регента хора Свято-Троице-Сергиевой Лавры и Московских духовных школ архимандрита Матфея (Мормыля), регента Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры Владимира Горбика, диакона Сергия Трубачева и других.

Традиции хорового пения

По окончании концерта руководитель хора, регент Александр Занорин рассказал журналистам, что хор начал готовиться к выступлению давно, с апреля: "Когда мне поступило от Московской филармонии это предложение я, честно говоря, испугался. Но все равно ответил согласием. Я много раз выступал на этой сцене, но в качестве певца, а тут - возможность выступить в качестве дирижера, со своим хором, причем достаточно молодым, которому в декабре будет четыре года...".

Идея создания хора принадлежит Преосвященнейшему Лонгину, Епископу Саратовскому и Вольскому, возглавившему епархию по благословению Святейшего Патриарха в 2003 г. "Одним из первых дел Владыки стало создание профессионального Архиерейского хора. Причем мужского, звучание которого более емкое, цельно отражающее главные черты хорового церковного пения",- пояснил Занорин. Он рассказал, что саратовский Архиерейский хор в значительной степени опирается на традиции церковного пения знаменитого хора Троице-Сергиевой Лавры: "У архимандрита Матфея есть определенный стиль, сочетающий и молитвенность, и профессионализм. Мы стараемся стремиться к этому стилю, и продолжать, и развивать, и прививать его у нас на саратовской земле".

Значительное влияние на манеру исполнения хора оказал также Владимир Горбик: "Еще одна лаврская традиция, которую я у него заимствовал, точнее, он мне эту традицию передал, подсказал - это сочетание смешанного, ?микстового? пения и фальцетного. Оно придает произведениям легкость и воздушность".

В то же время А. Занорин подчеркнул, что его цель - сохранить колорит и стилистические особенности саратовского певческого коллектива: "Конечно, есть основы, которые заложены в партитуре - их нужно исполнять, от них никто не отказывается, но кроме академических законов существует еще закон прочтения текста и отображения образности, которая скрыта в сочинении. Допустим, образ Богородицы - светлый, небесный, легкий, здесь возможно фальцетное звучание, чтобы передать состояние легкости, небесного звука".

Говоря о традициях и преемственности в своем деле, Александр Занорин, потомственный хоровой дирижер и выпускник Саратовской консерватории, выразил особую благодарность своему педагогу Людмиле Алексеевне Лицовой, которая руководит Саратовским губернским театром хоровой музыки. Этот театр в настоящее время является одним из ведущих хоровых коллективов в России, отметил он.

О составе участников и надеждах на будущее

Архиерейский хор состоит из профессиональных музыкантов, хотя различных специальностей. В его состав входят "народники", пианисты, струнники, духовики, дирижеры.

Четверо участников хора - клирики Саратовской епархии. Еще четверо - воспитанники Саратовской Православной Духовной семинарии: "Это ребята, которые приходили в хор, даже не зная нот, и для них стало большим шагом вперед исполнение таких сложных, достаточно тяжелых по характеру, по фактуре сочинений, требующих хорошего дыхания, хорошего певческого навыка", - рассказал регент.

В этом году по благословению Владыки Лонгина в Саратове начался набор мальчиков в создающуюся Православную хоровую школу. Высоким образцом для нее служит Синодальное училище - существовавшее до революции духовно-музыкальное учебное заведение, в котором воспитанники, наряду с общеобразовательными предметами постигали искусство духовной музыки и регентское дело.

Мальчики, которые пришли в школу, сами хотят обучаться церковному пению. В основном это дети прихожан саратовских храмов: "Во время прослушивания мы даже удивлялись, что родители порой сами не знали, как талантливы их дети. Вот приходит ребенок, никогда не учившийся музыке, 11-12 лет - и вдруг обнаруживается, что у него хороший голос и слух, талант".

В Саратове Архиерейский хор Духосошественского кафедрального собора в основном, поет, принимая участие в богослужениях, но также дает концерты - два-три раза в год.

Составлением богослужебного репертуара занимается сам регент: "За это время у нас расширился репертуар, мы освоили восемь Херувимских песен, можем свободно стилистически подбирать ?программу? в соответствии с духом службы. Если это служба Великого Поста - песнопения более сдержанные, если Пасхальная - светло-торжественные". Большую часть богослужения составляет пение обихода, а стихиры поются знаменным распевом.

О реакции зала

Корреспонденту портала "Православие и современность" удалось побеседовать с посетителями консерватории до начала концерта и в антракте. Отзывы были восторженными.

- Я считаю, это замечательно, что возрождаются традиции русского духовного пения, - сказала одна из слушательниц. - Мы знаем западные образцы - "Реквием" Моцарта или Верди, а наше церковное пение было почти в "подполье", 70 лет это было что-то запретное. Разве это правильно? Это же настоящее искусство, и голоса у нас очень сильные бывают.

- Очень довольна, что появилась возможность слушать такую музыку, - вторит ей другая посетительница. - А то раньше... Были, конечно, концерты церковного пения в Москве и в 1980-е годы, но билетов было не достать. Когда я в райкоме работала, "бегала" на них по "комсомольской" линии.

- Замечательный концерт, - сказали мать и дочь, которые, по их словам, ходят в церковь, любят церковное пение и стараются не пропускать подобные выступления, в том числе, в московском Свято-Даниловском монастыре. - Только вот... Возникает какое-то чувство неловкости - такие песнопения звучат, что хочется встать. Возникало желание молиться.

- Я просто потрясен, - сказал профессор Брайан Генри, президент Международного союза теоретической и прикладной химии IUPAC. - Я сам из Канады, выбрался сюда случайно - меня пригласила на концерт хозяйка дома, в котором я остановился. Никогда не слышал ничего подобного, хоть я и люблю музыку. У этого хора такой широкий диапазон голосов, каждый исполняет свою мелодию, а поют - как один человек! Это нечто уникальное, что-то такое, что Россия должна сохранять и дарить всему миру.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4304&Itemid=3
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Анна Гусева
Все статьи Анна Гусева
Последние комментарии
О «Заговоре Тухачевского» по мнению В.И.Алксниса
Новый комментарий от С. Югов
28.01.2022 13:14
Подробнее об «омикроне» и пандемии коронавируса
Новый комментарий от Владимир (пенсионер)
28.01.2022 12:59
Вернуть России традиционные ценности
Новый комментарий от Калужанин
28.01.2022 12:52
Гайдар и его команда
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.01.2022 12:25
«Русофобия - это разновидность паранойи»
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.01.2022 11:52
Время пришло!
Новый комментарий от Русский Иван
28.01.2022 11:49
Бедный дон Гуан!
Новый комментарий от Русский Иван
28.01.2022 11:44