itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Миссионер - святость, проповедник - любовь

0
176
Время на чтение 6 минут
В Бернгардовке, в храме во имя свв. равноап. Константина и Елены, шёл обряд крещения. Я сидел в сторонке и смотрел, как настоятель о. Алексий Амбарцумов на пару с диаконом проводят это таинство. Крестили в тот раз только одного человека - младенца Олега, которого принесла в храм бабушка. Малыш вёл себя на удивление тихо, а потому батюшка не торопился, служил обстоятельно, степенно, часто останавливался, объяснял присутствующим значение того или иного действия, что-то советовал родным, расспрашивал о крещаемом... Казалось, что всё происходит в кругу семьи - люди тихо собрались своим кругом и по-родственному отмечают скромный семейный праздник. Постепенно из разговоров я понял, что бабушка - вовсе не из старательных прихожан, человек малоцерковный, а крестить внука принесла главным образом потому, что малыш тяжко хронически болен. Бабушка надеялась, что крещение как-то поможет вернуть мальчику здоровье... Батюшка с диаконом хором утешали несчастную женщину, пытались внушить ей надежду...

Когда о. Алексий освободился, я спросил у него:

- Смотрел я, батюшка, на это крещение и вот о чём думал: наверное, недаром бытует мнение, что людей к Богу приводят только беды и немощи. Пока, как говорится, гром не грянет, мужик не перекрестится.

Неверующие вообще убеждены, что Церковь существует исключительно для того, чтобы собирать вокруг себя убогих. Думаешь над этим и порою внутренне соглашаешься: ведь и сам пошёл в церковь не от хорошей жизни... А с другой стороны, - сколько существует убогих, несчастных, которые на храм и не глядят... Выходит, нет такого непреложного закона, чтобы беда всегда приводила к вере?


- Понимаете, какая штука: куда же и идти немощному, как не в храм? Христос немощи наши несёт на Себе, труждающихся и обремененных призывает. И если убогий идёт в Церковь, то в том нет для Церкви никакого укора. Всё правильно. Но это только первый пункт. А второй пункт вот каков: к Богу дорог много. Можно к Нему прийти и от убожества, а можно и от богатства. Есть сейчас среди наших бизнесменов такое поветрие - несильное пока, но имеющее место: вот у него в делах успех, вот у него богатство, а жизнь всё равно не полна, всё равно чего-то не хватает, и чего-то существенного... И начинает он присматриваться к Церкви... Это правда, и доказательство тому - новые и восстановленные храмы, которые ведь растут на деньги именно сочувствующих Церкви бизнесменов. Да, прийти к Богу можно и от богатства, но и это - только один из путей. Считается, что медики - все атеисты, а у меня на приходе четыре врача... Выходит, одни и те же занятия медициной для одних заслоняют Бога, а для других - открывают. Вообще, если присмотреться к моим прихожанам, то увидишь, что все они - люди если не состоятельные, то состоявшиеся, - подзаборников, оборванцев среди них нет. Нищие пытаются приходить, но... толку мало. Наши нищие - они настолько обленились, что не могут простоять в церкви больше получаса. Да и нищета их весьма относительна, надо сказать. Вот кого у нас действительно мало, так это людей рабочих профессий.

- Как вы думаете, почему?

- Как бы вам сказать? Малые знания надмевают. Большие знания делают человека скромным, а малые надмевают. Рабочие, как правило, не способны читать книги - какие бы то ни было, - а всё своё свободное время глушат телевизором. Я уж не говорю о пьяницах... Хотя если рабочий всё-таки придёт в храм, то он надежней, чем, скажем, инженер. Он привык надёжно работать. Есть такие? - есть, я прямо скажу. Но, с другой стороны, если видишь человека, который пришёл в храм из рабочего класса, - копни поглубже, и окажется, что он всё-таки имеет высшее образование, да по той или иной причине выбрал рабочую специальность. Я таких знаю.

- А идут ли сейчас люди в церковь или этот поток совсем заглох?

- Вы знаете, окна моего дома как раз выходят на наш храм... Я порой сижу у окна и смотрю на прохожих: зайдёт в церковь или мимо проскочит?.. Заходят, и нередко... А вообще у нас примерно раза два в месяц появляются новые люди, и где-то половина из вновь пришедших укореняется в храме.

Понимаете, какая штука: я не могу стоять возле храма и зазывать к себе людей. Я жду, пока они сами подойдут. Мои слова, мои проповеди будут интересны вам только тогда, когда ваша душа захочет их услышать. Когда вы духовно проголодаетесь, тогда я смогу что-то сказать вам, дать пищу вашему сердцу. Я не Златоуст, мне до него далеко, но когда говоришь от сердца к сердцу, тогда и только тогда люди начинают что-то понимать.

А как привести в церковь? Приводить в церковь должны святые.

- Какие святые? Которые на небесах?

- Которые среди нас ходят. Я вижу нашу Церковь изнутри и знаю: среди священников святых очень мало. Собственно, столько же, сколько и среди прихожан. Мало святых, но они есть. Они и только они могут взять человека за руку и привести в храм. Я, скажем, ездил два раза к о. Николаю Гурьянову на остров. В первый раз у меня был вопрос к нему, так он мне на этот вопрос ответил ещё до того, как я успел его задать. Во второй раз я возил к нему товарищей, у меня самого вопросов не было: хотелось просто находиться рядом с ним, дышать воздухом благодати. Вот этот-то воздух, это обаяние святости и способно приводить к вере. Но, с другой стороны, все мы можем быть святыми во время литургии. Литургия сама свята, в ней Дух Святый живёт и действует, и поэтому она может и должна привлекать души. Вот почему я решительно не согласен с теми, кто думает, будто человека нужно сначала обучить азам веры, а уж потом крестить. Выходит, научение от человеков первично, а благодать Духа Святого, которая подаётся в крещении, - это уже потом, на закуску... Но Дух через крещение Сам руководит и научает наши души, и, наверное, учиться у Него полезнее, чем у нас. Мы люди грешные.

Вспомним, к примеру, историю Византии. Чего там только не было, какие только дела не творились - страшно и говорить о них! А Церковь всё-таки осталась жива и даже дала новые побеги - на Руси, в Восточной Европе... Всё потому, что Дух Святой руководил ею. Мы грешные, мы падаем, но Дух даёт силы на покаяние, и сколько бы раз мы ни падали, столько раз поднимемся, и Церковь пребудет до конца времён.

А политика, какая бы она хорошая ни была, не держится более двух-трёх поколений - это историкам известно.

- Если всё, что ни делается в Церкви, делается Духом Святым, то что же остаётся на долю священника?

- Наша задача - мягко, аккуратно подвести человека к таинству. Следить за тем, чтобы он от таинств не отдалялся. Я говорил и повторяю: церковная катастрофа 1917 года разразилась потому, что люди отошли от таинств, причащались раз в год или того меньше. Вот Господь и убрал с нашей земли лишние храмы и оставил ровно столько, чтобы хватило для всех оставшихся на Руси истинно верующих.

- Говорят, что священникам не нужны умные, образованные, деловитые прихожане: с ними тяжело, их так запросто не заговоришь. Куда удобнее работать с бабушками, с людьми малообразованными... Между прочим, такое мнение я слышал не от внешних людей, а от своих же, от церковных...

- Я стою вот на чём: с любым человеком нужно поговорить, любому дать ту духовную пищу, которая полезна именно его душе. Другое, что с бабушками - один разговор, с профессорами - совсем иной. С умными трудно? Пожалуй. Но без них ещё труднее. С убогими легко? Ну, это как сказать... Боюсь, что трудно со всеми - но с каждым по-своему. Вот вы говорите - бабушки... У бабушек мода - всем приходить в храм в одинаковых скромных платочках, дешёвых пальтишках... Кажется, что это однородная масса, а на поверку оказывается совсем другое: бабушки бывают очень разные. О многих я вспоминаю с горячей благодарностью: они очень помогали мне в моём духовном становлении... Нет, я лично за то, чтобы в моём приходе были люди самых разных социальных слоёв и чтобы жили они все дружно, единой семьёй и не делились на касты - хотя бы в храме. А то как бывает? Священник тратит все силы и время на то, чтобы привлечь к храму двух-трёх богачей - потенциальных спонсоров, а на прочую паству смотрит сквозь пальцы. Что ему бабушкина десятка? А если интеллигент какой придёт, у которого и десятки нет? Он и вовсе для священника невидим.

- Если все прихожане разные, можно ли их всех одинаково любить?

- Не то что можно - нужно, необходимо. Без любви нет церковной жизни. Какая это тоска - служить среди нелюбимых прихожан, - вы не представляете!.. Мне известны священники - очень толковые и ревностные, - которые, однако, не смогли найти общий язык с прихожанами, и теперь жизнь их стала похожа на каторгу. Сужу и по своему опыту: бывает, что придёт на службу чем-то неприятный тебе человек - всего один! - но как сразу меняется настрой... Надо молиться и молиться - о даровании любви ко всем; и не только священнику молиться, но и пастве, потому что в церкви неразделенной любви не должно быть. Да, наши души не всеобъемлющи, мы не можем вместить всякого. Христос один всеобъемлющ. Но ведь нам заповедано: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5. 48). Будем же стремиться к совершенству.

Вопросы задавал Анатолий МАКСИМОВ

http://pravpiter.ru/pspb/n189/ta012.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Алексий Амбарцумов
Все статьи Протоиерей Алексий Амбарцумов
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59