"К концу года мы вместе с наукой и промышленностью должны определить облик будущего корабля. А их строительство начнется за пределами 2015 года", - сказал В. Масорин.
По его словам, авианосная программа разделена на два этапа: "первое - это сохранение и поддержка в боевой готовности единственного на сегодняшний день авианосца ВМФ России "Адмирал Кузнецов", второе - спроектировать и построить после 2015 года новый авианосец".
Адмирал флота сообщил, что за последние два года в "Адмирала Кузнецова" были вложены большие деньги и он будет "служить долго, но не вечно". "Когда придет срок "Кузнецова", в составе ВМФ России уже будут новые авианосцы", - отметил главком.
Через 20-30 лет в Военно-морском флоте России будут две авианосные ударные группировки - на Севере и Дальнем Востоке. Каждая из них будет включать в себя три авианосных корабля. "Один будет находиться в море, второй - готовиться его заменить, третий - стоять при базе", - пояснил главком.
"Сегодня ВМС США планирует иметь в своем боевом составе 13 авианосцев. Нам столько не надо", - сказал Владимир Масорин.
К 2015 году должна быть построена инфраструктура для базирования кораблей класса "авианосец". "Во времена Советского Союза у нас тоже были авианесущие корабли, которые быстро вышли из строя только по одной причине - они выработали свой моторесурс, находясь на рейде, а не стоя у причала", - сказал В. Масорин.
Главком также сообщил, что до 2010 года в России будет построен тренажер для тренировки летчиков палубной авиации. По его словам, "это стоит больших денег, но он нам необходим для тренировки летчиков, которые должны уметь садиться и взлетать с палубы авианосца".
После распада СССР наземный научно-испытательный тренировочный комплекс авиации (HИТКА) на аэродроме Hово-Федоровка под Саками в Крыму принадлежит украинским военно-воздушным силам. Тренажер разработан специально для отработки взлета и посадки на палубу авианесущих кораблей без катапульты. HИТКА включает в себя взлетно-посадочную палубу (блок), бросковое устройство (аналог катапульты), паровые силовые установки, аэрофинишер, трамплин, задерживающие устройства, аварийную сеть. Кроме того, там имеются командно-диспетчерский пункт (аналог корабельного КДП), а также курсовой и глиссадный радиомаяки, оптическая система посадки "Луна", обеспечивающие точность посадки на палубу. Посадочный блок представляет собой копию палубы корабля, которая может даже раскачиваться, имитируя волнение моря.
Говоря об инспекции стратегических подводных лодок на Камчатке, главком ВМФ отметил: "Морские стратегические ядерные силы Тихоокеанского флота сегодня в полной мере способны выполнять важнейшую задачу сдерживания и предотвращения любых угроз национальной безопасности России. Тихоокеанский флот и его составляющая группировка войск и сил на Камчатке играют важную роль в обеспечении стабильности на северо-восточном направлении и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И вполне естественно, что приоритет в этом принадлежит стратегическим силам Тихоокеанского флота".
Адмирал флота сообщил о том, что на Камчатке в ближайшее время будет создана самая современная база для подводных лодок, в первую очередь для атомных субмарин класса "Борей".
"Для них создается комплексная система жизнеобеспечения, инфраструктура, которая предполагает, в частности, подачу энергоносителей (воды и пара) с берега на лодку. Для этого из бюджета государства выделены более 9 млрд. рублей. Эти деньги будут потрачены и на развитие социальной инфраструктуры", - сказал главком.
Владимир Масорин также подчеркнул, что в Вилючинске в октябре-ноябре этого года начнет работать новейший госпиталь, для которого закуплено все необходимое медицинское оборудование.
В течение нескольких лет также будет построен пункт базирования для надводных кораблей в районе Авачинской бухты (Камчатка). "Сейчас эти корабли разбросаны по всей бухте. Наша задача - собрать их вместе в пункте базирования и обеспечить всем необходимым", - сказал адмирал флота.
Отвечая на вопросы журналистов, главком ВМФ заявил о том, что в 2006 году российская и американская субмарины могли столкнуться в подводном положении в Баренцевом море.
"В Баренцевом море в прошлом году две подводные лодки, которые отслеживали друг друга, настолько опасно маневрировали, что это могло привести к трагическим последствиям. Лишь благодаря мастерству российских подводников во время маневрирования двух подводных лодок в Баренцевом море удалось чудом избежать столкновения, - пояснил главком. - Вы представляете, что такое, когда почти девятиэтажные дома под водой гоняются друг за другом..."
Именно поэтому, по словам В. Масорина, чтобы избежать подобных инцидентов, российское руководство, командование ВМФ обратилось в первую очередь к США с просьбой заключить соглашение об избежании инцидентов под водой.
"Мы предлагаем США заключить такое соглашение. Но, прямо скажем, США открещиваются от этого, как могут", - сказал адмирал флота.
Он подчеркнул, что этот вопрос обсуждался с главкомом ВМС США, но "пока они не очень этого хотят".
Владимир Масорин выразил надежду, что на следующей встрече с американским адмиралом эта проблема вновь будет затронута и "будет найдено положительное решение этого сложного вопроса".
Главком ВМФ также сообщил о том, что в 2008 году для Тихоокеанского флота будет закуплен глубоководный спасательно-поисковый комплекс "Пантера плюс".
"Этот комплекс, разработанный российской компанией "ТЕТИС ПРО", является базовым для чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть на море", - отметил адмирал флота. Он подчеркнул, что комплекс "Пантера плюс" является в большей степени поисковым. А вот спасательные аппараты типа АС-28 предназначены именно для спасения людей из затонувшей подводной лодки. В аварийно-спасательных службах Военно-морского флота РФ находится шесть аппаратов типа АС-28, и все они будут отремонтированы и модернизированы.
"Мы приняли решение каждый год проводить учения по спасению условно аварийной подводной лодки на каждом из четырех российских флотов. В прошлом году это были учения на Черноморском флоте, только что мы успешно провели учения на Балтфлоте", - сказал адмирал флота.
http://www.redstar.ru/2007/07/10_07/1_01.html