Все это делалось так просто и естественно, как задушевная мысль, как светлая жизнь, вся отданная за веру и отечество. Одинаково вскормленные, все они составляли часть одного народа русского, подвластного одному монарху, принадлежащего одной вере, имеющего один язык, одушевленного и проникнутого одной волей". Советские историки доказывали, что это была позорная для нашей страны война - из-за бездарности главнокомандующих, из-за воровства интендантов и т.д. А Дубровин свидетельствует о беспримерном героизме Севастопольской обороны. Подавляющее большинство ее участников сделали для победы все возможное, ни на минуту не забывая, что защищены крестами и защищают крест.
Вот только один эпизод: "Французы наступали с новыми силами. Вдруг среди страшного боя раздалось звонкое пение тропаря: "Спаси Господи, люди Твоя и спаси достояние Твое, победы благоверному Императору нашему на супротивные даруя..." Иеромонах Иоанникий Савинов, в епитрахили, с крестом в руке, торжественно воспевал молитву, не обращая внимания на носившуюся кругом смерть. Солдаты, вдохновенные святыми словами, не думали об отступлении; они слышали молитву и, видя перед собой бесстрашного монаха с крестом в руках, восторженно бросались в кровавую сечу..." Враги со штыками атаковали безоружного священника и стреляли в него, и хотя юнкера старались защитить монаха-воина, в момент отступления французов он был смертельно ранен. Это одна из несколько сот тысяч смертей, из-за которых русские всегда будут помнить о Севастополе как о городе своей военной славы - чьи бы войска в нем ни стояли.
Книга открывает серию "Книжные памятники из фондов Библиотеки академии наук". Текст адаптирован к требованиям современного русского языка и дополнен фотографиями и биографиями самых известных участников обороны (например, можно неожиданно прочитать о главнокомандующем Горчакове, которого обычно беспощадно критикуют, несколько трезвых человеческих слов).
http://www.nsad.ru/index.php?issue=9999§ion=17&article=655