Под благодатной сенью Покрова

О почитании Пресвятой Девы Марии

0
176
Время на чтение 6 минут
Важнейшим элементом христианского вероучения является почитание Пресвятой Девы Марии, Божией Матери. Оно было установлено в 431 г. на III Вселенском Соборе в Эфесе и подтверждено всеми последующими Вселенскими Соборами. Учение о Богоматери ярко выражено в словах Феодора, епископа Анкирского: "Кто не признает Владычицу нашу Богородицу, тот отчужден от Бога".

Особое покровительство Богородица оказывала двум, доставшимся ей, земным уделам - Иверии и горе Афон. Под Ее святым покровительством находился также и Константинополь, который неоднократно спасался от нашествия различных племен и народов благодаря Её заступничеству. Особенно стало почитаться чудо знамения Покрова Пресвятой Богородицы, совершенное в 1-й половине Х в., когда Богородица, явившись во Влахернском храме Константинополя, простерла над молящимися белый свой покров, или омофор.

Влахерны - местность в западной части Константинополя, славилась своими святынями. В 474 г. в Богородичную церковь, построенную императором Львом 1 Великим (457-474 гг.), были перенесены из Палестины честные ризы Пресвятой Богородицы. Здесь же вместе с одеждою Богородицы, хранились в златокованом ларчике-ковчежике часть пояса Её и плат-омофор, который Она при жизни носила на своей голове.

Во время всенощного бдения, в воскресный день, 14 октября в четвертом часу ночи, в присутствии многочисленного народа, святой Андрей, Христа ради юродивый, вскинув очи свои вверх, увидел вдруг Царицу Небесную, Покровительницу всего мира, Пресвятую Деву Богородицу, стоявшую на воздухе и молящуюся. Светом солнечным сиял Её лик.

С замиранием сердца взирал святой Андрей на Пресвятую Богородицу, и, наконец, он осторожно-осторожно, не веря себе и боясь спугнуть видение, спросил своего ученика, блаженного Епифания:

- Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?

- Вижу, - Епифаний тихо ответил: - святый отче, и ужасаюсь.

Превозмогая сердечный трепет-страх и замерев смущенной душой, созерцали дивное и невиданное видение Андрей и Епифаний: Богоматерь молилась долгий час, омывая слезами Свое Боговидное и Пречистое лице. Затем Она подошла к святому престолу в алтаре, где, по окончании молитвы, сняв с Себя, блиставшее на подобие молнии, большое покрывало, с великою торжественностью распростерла его над всем стоящим в храме народом.

Блаженный Андрей и ученик его явно лицезрели распростертое в воздухе чудесное покрывало. Немалое время видимым был блистающий омофор, а, после того, как Богородица покинула храм, Покров сделался невидимым. Но осталась благодать, которую испытали все, кто был в храме, и долго еще пребывала здесь.

С тех пор Покров Богородицы становится сначала местным, а затем и общеправославным символом Божией Матери, как защитницы мира - главной Заступницы за людей перед Господом, покрывающей своим Покровом все истинное христианство.

С принятием христианства на Руси культ Божией Матери народом сразу же принимается всем сердцем. В числе икон, вывезенных Владимиром из Корсуни, были три иконы Божией Матери, получивших позднее прозвание Корсунских. Святой князь Владимир, построив в честь Пресвятой Богородице главный храм Киева - Десятинную церковь, град свой стольный посвящает Ей, а в память о торжестве по случаю освящения храма устанавливается первый, собственно Русской Церкви, христианский праздник, отмечавшийся ежегодно

11 или 12 мая.

На Руси изначально отношение к Матери Божией сложилось самое трепетное и ласковое, и совсем не случайно до сих пор Русскую землю называют Домом Пресвятой Богородицы. Ощущение особой близости и особого почтения выльются в самые нежные и трогательные слова, обращенные к Ней в дерзновенной искренности и простоте, как к собственной матери - ласковой и близкой:

Мати моя - Матушка Мария,
Пречистая Дева, Пресвятая,
Свет Мати Мария,
Пресвятая Богородица,
Солнце красное,
Пречистая голубица,

Мати Божжа, богородица,
Скорая помощница,
Теплая заступница,
Заступи, спаси и помилуй...

Именно так, молитвенно, в чистой простоте и глубокой вере, обращаются к Ней в русских народных песнях, но особенно Она близка и понятна страдающему, тоскующему женскому сердцу, а уж сколь искренне и сострадательно воспринимается Ее неизреченная боль за Сына Иисуса Христа. И к кому, как не Ей - такой близкой и родной излить всю свою тоску болезнующего сердца?

"Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятилище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице!.." "Покрый Твоим ходатайством моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых..." - это уже из канонических молитв.

Единственный род любви, о котором старинному русскому человеку не стыдно говорить, - это сострадательная любовь, материнская, или близкая к материнской. В отличие от средневекового Запада, где обожание-влюбленность

Прекрасной Дамы распространялась и на Саму Деву Марию, на Руси Она -только Богородица и никогда не предмет облагороженной чувственной влюбленности. Пресвятая всегда источник исключительно материнской жалости, ведь Она - Матерь Бога, а, значит, и всех людей и всех тварей. И совсем не случайно в русских деревнях еще недавно часто употреблялся в значении "любить" глагол "жалеть": "он ее жалеет", "она его жалеет", или даже "жалкий мой внучек".

И столь же оправданно и символично, что впервые русская женщина появляется в русской поэзии как Ярославна из "Слова о полку Игореве". Именно она всем своим женским ясновидением сострадает, реально ощущающая раны и жажду своего мужа и его воинов. И также понятна и ясна ее материнская скорбь по утонувшему князю Ростиславу, образно переданная через сострадание самой природы: "уныша цветы жалобою, и древо с тугою к земли приклонилось".

Изначально культ Божией Матери в Киевской Руси подчеркивал, что и Русь, вошедшая в мир христианских народов, тоже подпадает под Ее благодатный Покров. И Русь, как бы на мистическом уровне прочувствовав особость этого покровительства, с радостью подарила Богородице еще один великий праздник. Удивительно, но праздник Покрова Пресвятой Богородицы, установленный в первой четверти ХП века Владимиром Мономахом, такого распространение и значения, как на Руси, нигде не имел и не имеет.

Покров - не просто любимейший христианский праздник на Руси. Он реально осязаем, ибо покрываемый, как щитом, Её святым покровом, человек уверен, что останется невредимым от огненных стрел своих многочисленных грехов. И таких щитов для охраны людей у неустанной и милосердной Защитницы имеется тысяча тысяч, потому как Ее молитвы - воистину те несокрушимые щиты, при помощи которых и спасается человек: "яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков".

Самым странным, непостижимым разуму, образом в том видении уже изначально многое переплелось с будущим Руси. Видение было святому

Андрею - славянину родом. Люди, собравшиеся в храме, страстно молились о спасении от полчищ славян-варвар, окруживших стольный град. Чуцдесным образом город спасется, а праздник Покрова со временем будет совершаться в славянских землях.

Хотя в самом Константинополе этого праздника не было, здесь всегда помнили об удивительном видении святого Андрея, а во Влахернской церкви появится чудотворная икона Божией Матери в образе, как Она явилась святому Андрею.

И столь же промыслительно, что рядом с блаженным, как указывает предание, был его ученик Епифаний, который впоследствии, приняв в иночестве имя Полиевкта, станет Константинопольским патриархом и именно он окрестит святую княгиню Ольгу.

Христианские праздники на Руси самым удивительным образом совпали с природным календарем. Всё созвучно и как бы олицетворено самой природой. Вот и Покров - конец осени, начало зимы. Не зря говорится, что "на Покров до обеда - осень, после обеда - зима".

Кружат-кружат над землей первые снежинки, ложатся на остывшую, затаившуюся в легком ознобе, землю. И вот упал на землю плат белый, плат кружевной, пуховой. Спи-усни земля матушка! Спи-усни кормилица!

Покрыта земля. Покрыта в Покров. Снежок легкий-легкий, белый-белый, аж дух захватывает. И давно замечено-примечено в народе, что снежок, выпавший на Покров, обещает счастье, ибо будет новая жизнь радостной и чистой, как этот первый снег. А кому эта новая жизнь обещается? Конечно же, невесте! Это она, ложась спать перед Покровом, помолившись Господу, прибавляла шепотком: "Батюшка Покров, покрой землю снежком, а мою голову платком".

Крепка свадьба на Покров. Отгуляли, отпели-отплясали. Вышла на утро молодая жена в горницу - на голове плат бело-голубой. Ей сейчас простоволосой быть нельзя. Грешно. Она теперь мужняя жена - под его покровом, под его защитой, а семья их молодая под Покровом Самой Пресвятой Богородицы.

Покров Пресвятой Богородицы вошел в жизнь русского народа как народный праздник. Матерь Божия приняла Русь под Свой святой омофор. Повторим, что нет такого праздника на Западе, а на Руси установился он, как явный знак русского православия, для прославления Заступницей Ее нового края-удела - Руси.

Идет Святая Дева по воздуху - "на воздесе", сняв со Своей главы плат-покров и простирает его над всем православным народом.

Ходит Богородица по земле русской. Не застать Ее в Царстве Небесном, ибо постоянно Она среди людей. Среди нас...

Мне и светлый рай стал нерадостен,
небо ясное помрачилося -
ко мне ангелы каждый час несут
слезы горькие, христианские...
И смутилась я, опечалилась!
Теперь к вам пришла в утешение,
помолить за вас с вами Господа...

В руках Богородицы был омофор святой,
омофором тем покрыла Она,
благодатным, души скорбные, - поётся в одной из многочисленных народных песен-сказов.

http://www.voskres.ru/bogoslovie/kozireva.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Козырева
Российские гавроши
Заместитель Генпрокурора РФ Сергей Фридинский сообщил, что число беспризорных детей и подростков в России превысило послевоенный уровень и приближается к катастрофическому
17.06.2005
Все статьи Анна Козырева
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 12:00
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
24.04.2024 11:26
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Русский Сталинист
24.04.2024 09:36