Из школьных курсов истории многие помнят Варфоломеевскую ночь во Франции 1572 года, но мало кто знает, что в начале нашего века на другом конце света, в Китае, произошло событие, которое можно назвать второй Варфоломеевской ночью...
Об истории христианского Китая мы знаем очень мало. Наверное, для большинства станет открытием, что в Китае давно существует Православие, есть православная литература и китайские православные священники. Мало того, в Китае прославлено более 200 (!) своих православных святых. И есть в истории китайского Православия яркие, героические страницы. О них мы также не знаем. А надо бы знать...
В начале XX века в Китае поднялось антииностранное, а, по сути, антихристианское восстание ихэтуаней*, которое по неправильному переводу англичан более известно как "боксерское восстание". В ночь на 11 июля (в этот день Церковь чтит память апостолов Варфоломея и Варнавы) на улицах Пекина стали появляться люди с красными повязками на руках. Это и были "боксеры". По народному поверью, которое в Китае разделяли все, начиная от государя** и великих князей и заканчивая простолюдинами, ихэтуани были совершенно не уязвимы для меча и пуль. Ходили слухи, что у них не возникало необходимости пользоваться огнем, чтобы поджигать здания: достаточно было только указать на одно из них, и оно тут же воспламенялось. Считалось, что, благодаря своей способности экзальтироваться, они приобретали огромную силу.
Они называли христиан "заморскими дьяволами", требовали от верующих полного отречения от Христа и поклонения языческим божествам (духам). Для этого ими повсюду устраивались кумирни***, в которых они обязывали всех совершать языческие жертвоприношения. Тех, кто отказывался это сделать, "боксеры" жестоко убивали: отрубали головы, распарывали животы, сжигали в жилищах... Они призывали всех кричать ша - убивай (то есть христиан), и в то время не было, кажется, ни одного человека, который не кричал бы ша...
О восстании ихэтуаней рассказывает священник Дионисий ПОЗДНЯЕВ, сотрудник Отдела внешних церковных сношений, специалист по истории Православия на Востоке.
Корр.: Отец Дионисий, речь идет о китайцах, людях, для которых христианство, по сути, чужая вера ситуации гонений?
О.Д.: Наверное, нам сегодня это может показаться необычным, но китайцы встречали смерть удивительно самоотверженно****. Известен случай с учительницей школы Миссии*****, которая была мучима дважды. В первый раз боксеры изрубили ее и полуживую забросали землей. Когда она очнулась, сторож-язычник перенес ее в свою будку. Там она была найдена боксерами и замучена до смерти.
Многие христиане собрались тогда в доме первого китайского православного священника отца Митрофана. Он тоже погиб в ту ночь. Отец Митрофан просто сидел во дворе своего дома под финиковым деревом и молился, зная, что ихэтуани уже совсем скоро придут. Ворвавшиеся боксеры искололи ему грудь пиками, он упал перед тем самым финиковым деревом, и там, где сидел, умер.
Восставшие не щадили вообще никого: ни женщин, ни детей, ни стариков. Исайя, 23 лет, служил в артиллерии. 7 июня боксеры казнили его через отсечение головы на большой улице около ворот Пинцзэмэнь, так как раньше известно было, что он христианин. Мария, 19 лет, невеста Исайи, за два дня до боксерского погрома пришла в дом отца Митрофана, желая умереть в семье своего жениха... Сергей, сын отца Митрофана трижды пытался убедить ее скрыться, но она отвечала: "Я родилась около церкви Пресвятой Богородицы, здесь и умру..."
Корр.: Но ведь дети вряд ли понимали, за что их мучают...
О.Д.: Думаю, что понимали все. Судите сами: 8-летний Иван, сын отца Митрофана. Боксеры изранили ему плечи, отрубили пальцы на ногах, отрезали нос и уши, -ужасные раны, а этот мальчик на вопрос людей, больно ли ему было, отвечал, что страдать за Христа не больно. Люди издевались над ним, и только один старик попытался заступиться за Ивана, говоря: "Чем виноват мальчик? Вина родителей, что он стал последователем дьявола"******. Остальные же продолжали бросать ему вслед ухмылки и оскорбительные усмешки, что для китайцев, не привыкших выражать свои чувства с помощью мимики, означало глубочайшее презрение.
Иван просил у соседей воды******* - но они просто прогнали его. Когда мальчика вновь схватили боксеры, он молча шел за ними, не чувствуя и не показывая, что ему страшно. Через некоторое время после этого Иван погиб. Всего в ту ночь погибло очень много людей и только тела 222-х православных китайцев нашли и смогли опознать. Они стали первыми православными китайскими мучениками и были причислены к лику святых. На месте их погребения был сооружен храм Всех Святых Мучеников********.
Корр.: Чем вы можете объяснить тот факт, что китайцы, идя против своих традиций, традиций своих предков и своего народа, принимали крещение, становились христианами и потом мужественно умирали за свою новую веру?
О.Д.: Дело в том, что христианство нельзя воспринимать как национальную религию. Оно приемлемо для любого народа и для каждого может быть родным. При этом христианство имеет особенность обогащаться национальной культурой в близких ему, христианству, формах. Но оно никогда не становится национальным. В центре христианства - не национальная идея, а истина спасения. И человек, как мне кажется, эту истину чувствует - будь он китаец, араб, японец или русский. Именно осознание этой
Истины и радость ее обретения заставляют людей принимать веру Христа и исповедовать ее до конца. Иначе как объяснить слова 8-летнего мальчика: "Страдать за Христа не больно"?
Корр.: А как вели себя китайцы после восстания? Были ли такие, кто перестал принимать крещение, боялся?
О.Д.: Наоборот, интерес к православию был очень большой, и не страх китайцев стал главной проблемой. Тем более, что православные всегда очень хорошо уживались с исповедующими другие религии. Известен случай, когда сразу после восстания ихэтуаней немецкие воины подошли к одному ламаистскому монастырю с целью грабежа. В это время в монастыре нашел прибежище архимандрит Иннокентий (Фигуровский). Он и несколько представителей Русской Миссии некоторое время там жили - внутри монастыря была даже маленькая православная часовня (!), где они молились. И вот, когда немецкие отряды уже собирались разграбить монастырь, будущий митрополит Иннокентий (Фигуровский) вышел к ним, поговорил, немцы развернулись и ушли, ничего не тронув. Кстати, китайское правительство в благодарность разрешило Русской Духовной Миссии приобрести дворец одного из опальных принцев на очень выгодных для России условиях. Этот дворец до сих пор находится на территории Российского посольства. Так что главной проблемой стал не страх и не соседство других религий, а отсутствие должного количества православного духовенства и миссионеров.
Корр.: Получается, интерес, который возникал, не успевали поддержать?
О.Д.: Да, причем многие китайцы, не дождавшись православных священников и не разобравшись, в чем заключается различие между православием и протестантизмом, принимали протестантское крещение. Православие же было настолько забыто, потеряно, что, как писал архимандрит Симон (Виноградов) "...некоторые разучились полагать на себя крестное знамение... некоторые, вместо того, чтобы целовать Крест, нюхали его..." Иногда женщины-китаянки отказывались принимать крещение, стыдясь священников, а в некоторых станах даже отказывались молиться вместе с мужчинами. Большой проблемой было огромное количество китайских суеверий. Некоторые китайцы-христиане продолжали хранить и почитать изображения даосских и буддистских святых. Перед православными иконами воскуряли порой буддистские благовония.
Но все-таки православие выжило, несмотря на то, что, казалось, должно было бы угаснуть. Первый православный епископ Китая - владыка Иннокентий (Фигуровский) - построил китайскую Церковь на крови мучеников восстания ихэтуаней, подобно тому, как в основание храма полагаются издревле мощи святых. Этот храм Всех Святых Мучеников в Пекине просуществовал достаточно долго, пока для Церкви не настал сложный период, пока вновь не встал вопрос о том, выживет ли православие на этот раз. И вновь свершилось чудо...
Православие сохранилось и укрепилось в Китае. К 1957 году паства Православной Церкви в Китае насчитывала 20000 (!) человек. Благодаря стараниям китайского духовенства она дожила и до наших дней.
* Движение "ихэтуаней" (1899-1902 гг.) начато тайным обществом "Ихэтуань". Его девизом были слова: "Кулак во имя справедливости и согласия". Вероятно, благодаря этому "кулаку" иностранцы стали называть восстание боксерским.
** Ихэтуаней на первых порах поддерживала фактическая императрица Китая Цы Си. История вспоминает ее как очень жестокую правительницу, чье правление не принесло Китаю никакой пользы. По преданию, последними словами жестокой государыни были слова: "Никогда не позволяйте женщине править страной!". Цы Си пыталась использовать ихэтуаней в своих целях, но, поняв, что с их помощью добиться ничего не сможет, она обратила оружие против своих же бывших союзников.
*** Большинство китайцев совершают поклонение в кумирнях - маленьких "часовенках" для моления. Они поклоняются духам, причем на одном алтаре могут воздавать почести разным богам.
**** На момент восстания в Пекине проживало около 1500 тыс. православных китайцев.
***** Российская Духовная Миссия была официально учреждена императором Петром Первым в 1712 году. Осуществляла в основном дипломатические функции (проповедование христианства запрещалось китайской властью). Во время восстания ихэтуаней Миссия была полностью разрушена, в число погибших зданий входили две православные церкви, подворье Духовной Миссии с библиотекой, богадельней и школами.
****** Ихэтуани "именовали иностранцев бесами, крещеных китайцев - исчадиями их, а некрещенных, но имевших с ними сношение - вторыми исчадиями..." (из письма прот. Сергия Чана)
******* Сначала Ивана спасла невеста старшего брата - 19-летняя Мария, она спрятала мальчика в отхожем месте.
******** "В 1956 году при перепланировке Бейгуаня и строительстве комплекса зданий Посольства СССР мощи свв. мучеников были перезахоронены на русском кладбище... Впоследствии на месте этого кладбища был разбит парк Озера молодежи, треть которого занимает искусственный водоем (причем могилы были разрыты, а кости почивших выброшены из могил); на его дне покоится большая часть останков, погребенных на кладбище..." -
Священник Дионисий Поздняев. "Православие в Китае". М., 1998.
Священник Дионисий Поздняев,настоятель общины святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге, Китай, Оксана БАРАНКОВА
http://www.foma.ru/articles/841/