Хочу смотреть на мир добрыми глазами

0
240
Время на чтение 3 минуты

"Тайна каждой личности есть тайна того, как, с какой глубиной ищет любви и любит человек" (прот. Василий Зеньковский)

"Ничего не любить и быть ничем - это одно и то же" (Л. Фейербах)

Ну кто из нас согласится назвать себя злым человеком? Разве только духовно зрячий мудрец, ибо такими мудрецами сказано: БЫТЬ ИСТИННО ДОБРЫМ - это НЕ ЗНАЧИТ БЫТЬ СПОСОБНЫМ НЕ ТВОРИТЬ ЗЛОЕ, а значит НЕ БЫТЬ СПОСОБНЫМ СОТВОРИТЬ ЗЛО. Однако каждый из нас, вглядевшись в себя духовными очами, сможет убедиться в скрытой, если не явной, злобе своего сердца. Увидеть это есть первый шаг к духовной жизни, которая и начинается то с покаяния.

"Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!", - призывал Иоанн Креститель в преддверии проповеди и служения Самого Спасителя. Почему "ИБО"? Неужели до того покаяние было излишним? Думаю, скорее всего, оно было крайне затруднительным. Заповеди, данные Богом, во времена Ветхого Завета, относились не столько к внутреннему человеческой личности сколько к внешним ее проявлениям. Лишь приход Бога во плоти принес нечто новое: и не только в мистическом плане, но и в чисто психологическом - появился более глубокий критерий для самооценки. Собственно говоря, христиане не иначе, как по заповедям Христовым распознают (осознают) в себе злую закваску, и выскребают ее из сосудов сердца исповедью, а после вытесняют злой навык делами любви. Без зрения своих грехов покаяние, исповедь и добрые дела просто невозможны. Надо сказать, что великие святые оплакивали даже свои добродетели, как грехи, ибо видели нечистоту свое го добра, всегдашнюю склонность потщеславиться, погордиться своим доброделанием и т.п.

Почему же святые наблюдали в себе скверну, а мы - нет. Может быть мы святее святых, и наше добро - добрее ихнего? Эта мысль у всякого разумного человека неизбежно вызовет улыбку. Но в чем же секрет? Почему более чистые сердцем люди ощущают себя более грязными?

Причина этого кроется в отсутствии у нас самопознания, в нашей духовной слепоте. Иван Ильин писал, что "есть на свете предметы, которые можно воспринять только глазом (например свет или цвет); есть такие предметы, которые доступны только уху и слуху (например, звук, пение, музыка)", а мы добавим, что подобно этому есть предметы, доступные только духовному оку, которое у большинства из нас спит безпробудным сном и просыпаться не собирается.

Все наше внимание сосредоточено на внешнем. В то время как душа человеческая, как выразительно сформулировал Лютер, имеет как бы два глаза: внешний и внутренний, но глядеть сразу двумя не умеет. Только закрываясь, хоть на время, от внешних восприятий можно научиться рассматривать внутреннее. И, разумеется, лишь рассмотрев это самое внутреннее, можно о нем судить. А чтобы еще и правильно судить, необходимо сравнивать себя (поступки, мысли и чувства, даже едва уловимые движения души) со Христом, ибо только Христос есть полнота (100%), т.е. совершенство человека. Все мы - недочеловеки. Всем известно, что даже гении наши, не то что мы, используют потенциал природы человека не более, чем на 5-7%. Все это потому, что только во Христе и со Христом каждый из нас становится вполне собой и обретает любовь - вершину и совокупность добродетелей. Только любящее сердце способно вместить в себя все сокровища духа. Ему же только открывается и суть всех вещей, а значит - возможность истинного познания. Как писал все тот же Иван Ильин, "есть такие предметы, которые могут быть восприняты, пережиты и приобретены только любовью".

На самом деле гамлетовский вопрос "Быть иль не быть?" может быть сведен к вопросу "Любить иль не любить?", ибо духовным основанием нашего бытия есть любовь. Сам Бог есть любовь. Значит, только причастность к Богу вносит в наше сердце это дивное по созидающей силе чувство. А еще это значит, что не может жить на свете человек, которого никто не любит. Все мы живы лишь любовью, по крайней мере, любовью Отца Небесного, если не земных родителей и других близких нам людей.

И, несмотря на это, как часто мы бываем принципиальными и требовательными, справедливыми, конечно же, но злыми - безконечно злыми при этом, ибо лишаем родных нам людей самого главного для них - тепла и любви. А ведь святые утверждают, что высшая справедливость - это именно любовь, которая все терпит, все прощает, за все благодарит и всегда ищет пользы другого, а не своей (или хотя бы не только своей). Корысть, пожалуй, действительно есть одно из самых богопротивных человеческих качеств. Она, подобно ржавчине, разъедает всякую, даже добрую душу. Ибо жить надо не ради себя, а ради святыни, служить - святыне и помогать расти этой святыне в себе и окружающих людях. Добро, как известно, родится только от добра. Потому надо быть добрыми, надо смотреть на мир добрыми глазами, и тогда - только тогда - нашему взору откроется главное сокровище мира, сокрытое от праздно любопытствующих и равнодушных глаз.

http://www.russned.ru/stats/1125
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Коппел-Ковтун
Все статьи Светлана Коппел-Ковтун
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06