Вечные страсти: от Баха до Алфеева

Епископ Иларион наполнил западные passiones духом православия

Новости Москвы 
0
380
Время на чтение 4 минуты
"Страсти по Матфею" прошли с успехом в Москве и в Риме. Епископ Иларион выразил чувства, близкие всем христианам.

В конце марта в Большом зале Московской консерватории, а затем в главном концертном зале Рима Auditorium Conciliazione с успехом прошла премьера сочинения епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева) "Страсти по Матфею". На премьере в Москве присутствовал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и папский нунций в России архиепископ Антонио Меннини.

"Музыка епископа Илариона - это хорошая подготовка всех нас к спасительным дням Страстной седмицы", - сказал Святейший Патриарх Алексий II, обращаясь к слушателям в начале второго отделения концерта.

В основу сюжета "Страстей по Матфею" епископ Иларион положил 26-ю и 27-ю главы Евангелия от Матфея, в которых повествуется о страданиях и смерти Христа. Музыкальное произведение состоит из четырех частей: "Тайная вечеря", "Суд", "Распятие" и "Погребение". Его исполнил Большой симфонический оркестр и хор Государственной Третьяковской галереи под управлением дирижера Владимира Федосеева.

"Музыка и религия - одной природы. Эти сферы помогают человеку познать мир. И нам радостно, что епископ Иларион соединил их. Это титанический труд! Вызывает восхищение то, что владыка нашел в себе волю вернуться к музыке на серьезном уровне через 20 лет (!). Он создал качественное произведение от первого до последнего звука и продемонстрировал выдающуюся школу, которой славится Московская консерватория", - считает профессор Московской консерватории и декан композиторского факультета Александр Кобляков. Концепция "Страстей по Матфею" на тексты из православного богослужения Страстной седмицы появилась у епископа Илариона за рулем автомобиля, когда он ехал из Вены в Будапешт. Сначала он предполагал написать сочинение минут на сорок, но в итоге получилась развернутая композиция почти на два часа.

Епископ Иларион рассказывает, что две недели партитуру изучал его учитель композиции в Московской консерватории Владимир Борисович Довгань, который вынес свой "приговор". Затем партитуру просмотрел Владимир Федосеев, и вскоре начались репетиции.

Как известно, "Страсти по Матфею" есть у Баха, и епископ Иларион, называя свое произведение именно так, сознательно желал продемонстрировать связь своего сочинения с произведением немецкого композитора. В то же время это не стилизация "под Баха". В современной композиции "Страстей по Матфею" можно обнаружить то, чего нет у Баха: многовековой дух древнерусского церковного пения, который помогает слушателю почувствовать молитвенное сопереживание страдающему Спасителю и осмыслить через века крестную смерть Богочеловека. В западной музыкальной традиции Страсти Христовы почти всегда подчеркнуто эмоциональны и иллюстративны. В православной же традиции отсутствует натурализм, "страдания остаются за кадром" - на первом плане Воскресение Христово! Это и есть то "золотое зерно", которое присутствует в музыке епископа Илариона.

Во время московской и римской премьеры "Страстей" внимание публики привлекли не только великолепные оркестр и хор, но и чтец-"евангелист" в исполнении протодиакона Виктора Шиловского. "В этой музыке есть сила, тонкость и красота. Федосеев великолепно руководил оркестром, хором и солистами. Если бы мой отец был здесь, он был бы так же глубоко потрясен исполнением "Страстей", как и я", - приводит слова Замиры Менухин-Бентал, дочери скрипача Йегуди Менухина и директора музыкальной школы его имени в Лондоне, издание "Татьянин день". А вот мнение Янины Чайковской, вдовы композитора Бориса Чайковского: "Эта музыка не может быть подвержена никакому музыкальному анализу! Это большая редкость, чтобы в наше время современный композитор написал такую духовную музыку, которая ведет в Церковь. Если после премьеры зал встал и долгое время аплодировал, значит, в наших людях есть духовность".

"Эта музыка становится своего рода мостом, связывающим столетия и культуры. Она затрагивает глубинные пласты памяти человека и помогает почувствовать себя истинным созданием Божьим", - считает член Союза композиторов России Антон Висков. "Мы нуждаемся в такой современной, доступной, чистой и тональной музыке, которая восстанавливает утраченную связь между людьми, - заявил Интерфаксу декан композиторского отделения Московской консерватории Александр Кобляков. - Но у нас, композиторов-профессионалов (не в упрек будет сказано владыке Илариону), восприятие музыки иное, чем у публики. У нас уже "испорченные уши"! Хотелось бы услышать больше многомерности, смелости и коллизий. Демократизм языка владыки Илариона, наверное, продиктован желанием наибольшей коммуникации с залом. Но Бах никогда не шел на компромисс со слушателями. Он создавал сложные формы музыки, наполненные далеко не простой полифонией. Баховские "Страсти по Матфею" начинаются с конца сюжета, то есть с шествия Христа на Голгофу, и только потом рассказывается вся предыстория. Такой вот смелый, новаторский прием использовал Бах. А ведь он написал "Страсти по Матфею" более 300 лет тому назад! Несмотря на мои замечания, я поздравляю владыку Илариона с победой. Впечатление после премьеры осталось праздничное".

Мировая премьера "Страстей по Матфею" в Москве и Риме - это знаковое событие. Епископ Иларион воздвиг "культурно-просветительский мост" для цивилизованного диалога стран христианского Запада и Востока. В традиционную форму западных passiones он вложил православное литургическое наполнение и показал, что это может быть красиво и логично. Впервые в XXI веке православный архиерей и "прекрасный коммуникатор" между Россией и Европой показал удобный путь к сближению культур.

"Современный мир ставит перед христианами новые вызовы, отвечать на которые надо сообща, через сближение, а не через отдаление друг от друга. Епископ Иларион выражает чувства, которые близки всем: не только верующим, но и всем тем, кто интересуется нашей страной", - сказал накануне премьеры "Страстей по Матфею" в Риме архиепископ Корсунский Иннокентий.

http://religion.ng.ru/art/2007-04-18/7_alfeev.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алла Благовещенская
Музыкальная проповедь
Мир услышал "Рождественскую ораторию"
17.01.2008
Все статьи Алла Благовещенская
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 23:30
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58