itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Бред коллективных покаяний

0
192
Время на чтение 4 минуты
С недавних пор в широкий обиход вошла тема покаяния... Возникает эта тема то в связи с коммунистической идеологией, то в связи с евреями, то в связи с Прибалтикой, то с неграми, то с переселением народов в Советском Союзе, то с какими-нибудь еще событиями недавнего, как правило, прошлого. С христианской точки зрения, видящей в покаянии сердцевину здоровой духовной жизни человека, - порадоваться бы только... Да только вот незадача, - покаяния все норовят, во-первых, потребовать, а во-вторых, не от людей, а от каких-нибудь общностей.

Даже и в свете первого момента ситуация возникает не вполне здоровая: "Ну-ка кайтесь давайте, если не козлы!" - так и слышится в подтексте. Но тут выручает отговорка, что мы, дескать, не требуем, конечно, - мы призываем к покаянию, мы, будучи совестью нации, не можем молчать! Стоит повторить, что эти призывы слишком часто начинают звучать не вполне здоровым образом, входя в диссонанс с принципом любви и простым духовным тактом. Но это еще полбеды.

Беда в том, что покаяния требуют (пардон, призывают, конечно, к нему - на правах национальной совести) от коллективов: от партии, от народа, от католиков, от гугенотов, от русских, от немцев и т.д. Лично на мой взгляд, (подпись снизу), такие призывы глубоко ошибочны. Я не только позволил себе, но и счел необходимым нескромно подчеркнуть факт высказывания личного своего мнения именно потому, что такое подчеркивание прямо относится к сути нашего дела.

Пару шагов назад для разбега.

Есть такие нормы, которые составляют абсолютный нравственный идеал на личном уровне, но теряют свою силу на уровне коллективном. Лев Толстой на этом и споткнулся, перепутав личное и общественное, перемешав их в нелепую гремучую смесь.

Прощение всех обид, например, и непротивление злому есть та абсолютная планка духовного совершенства, к которой непременно надо тянуться, чтобы взращивать человеческое в себе. Однако если бы к этой норме стало тянуться некое человеческое сообщество, по ней выверяя свои коллективные действия, то это была бы чудовищная ложь и безнравственность. Никакого парадокса в этом нет, просто если бы по заповеди "подставь другую щеку" вздумало бы жить общество, это означало бы, что Я, как член этого общества, подставляю под удар ЧУЖУЮ щеку. Это означало бы, что каждый подставляет чужую щеку, а если порою страдает собственная, то потому, что и ее подставили под удар другие.

"Не заботьтесь о завтрашнем дне", - есть высокая норма духовного совершенства, но это говорится о своем завтрашнем дне. Не заботиться о завтрашнем дне людей, близких и дальних, которые зависят от тебя, - это банальный эгоизм и равнодушие.

Запрет на убийство есть норма абсолютная на личном уровне, однако смертная казнь как "высшая форма социальной защиты" предусматривается в Библии всего на полстраницы ниже заповеди "не убий!".

Покаяние, - повторяю: на мой личный взгляд, - есть такая вещь, которая не просто теряет смысл при переносе с личного на коллективный уровень, покаяние диаметрально меняет смысл при таком переносе. Покаяние лично для каждого человека - абсолютно необходимое условие здоровой духовной жизни, и человек некающийся дегенерирует нравственно и духовно. Покаяние коллективное - есть форма духовного и нравственного извращения, и кающийся коллектив - народ ли, нация, религиозная общность - встает на путь коллективной дегенерации и коллективного суицида. Некий парадоксальный эквивалент покаянию на уровне коллективном бывает, - это, как ни странно покажется, историческая память и любовь к своей истории. Это относится ко всякому вообще коллективу, но особенно значимы эти слова в отношении народа. О народе я и скажу в заключение этой статьи, перенести же эти слова на любую иную общность по своему вкусу - предоставляю читателю.

Человек, чтобы взращивать в себе человеческое достоинство и очищаться от грехов, нуждается в том, чтобы постоянно ставить под вопрос свою жизнь и порывать со своим прошлым. Народ же, чтобы возрастать в своем достоинстве и очищаться от грехов, нуждается в охранении и сбережении своей истории, в верности своему прошлому. Эта верность прошлому не означает обеления темных пятен в нем. Жить по-настоящему народ может только всей своей историей, - героической, тяжелой, кровавой, со всеми ее взлетами и падениями, своею единственной и любимой историей.

Призыв к личному покаянию диктуется любовью к человеку и желанием добра для него. Призывать же народ к покаянию, - это означает призывать к тому, чтобы этого народа не было. Шантаж грехами прошлого и призывы к коллективному покаянию являются, по сути, оружием в политической борьбе, которое активно используется "обиженными". За примерами такой политики не придется далеко ходить, в XX веке дивиденды с чужого покаяния - дело обычное.

Отдельная тема заключается в том, что грехи моего народа, могут и должны быть предметом моего личного покаяния. Слышатся же зачастую обратные призывы: чтобы народ коллективно каялся за грехи своих правителей.

Я все это к тому веду, что русскому народу (как и всякому другому) не в чем каяться. Никакой народ не виноват перед нами, и ни перед каким народом не виноваты мы. Ни перед прибалтийскими народами, ни перед славянскими, ни перед кавказскими, ни перед среднеазиатскими, ни перед европейскими, и перед евреями тоже русский народ не виноват (если кого забыл, - прошу прощения).

А вот каждому русскому человеку на личном уровне ощущать своей русскую историю, ощущать своими все победы и поражения, все подвиги, а главное, грехи своего народа, - это и значит: иметь РОДИНУ, - без чего вряд ли вообще возможна духовная жизнь. В связи с этим позволю себе закончить стихотворением, написанным 13 лет назад.

ПОКАЯННАЯ

Прощай, немытая Россия...
М.Ю. Лермонтов
...А сам я - вылитая Русь.
И. Северянин

Прости, несчастная Россия,
Мое беспамятство и ложь,
Мое неверье и бессилье
И струи слез во мне умножь.
И утверди на ту дорогу,
Где встали знаменьем судьбы,
Обетованьем нашим Богу,
Восьмиконечные столбы.
И просветли, моя Россия,
Теплом твоих бездонных глаз
Твоих детей глаза косые,
От них же первый есмь аз.
Молчанье, страх, безумство пира,
Моя любимая, прости
И в неприкаянности мира
Сподоби образ твой нести.

В чем и подписуюсь

А.Л. Анисин

http://www.russned.ru/stats/1013
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Андрей Анисин
Все статьи Андрей Анисин
Последние комментарии
Нерусские русские
Новый комментарий от Анатолий Степанов
05.02.2023 20:13
Главный ли «главный раввин» Берл Лазар?
Новый комментарий от Калужанин
05.02.2023 19:31
«Мы все подсели на западную культуру»
Новый комментарий от Vladislav
05.02.2023 18:52
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от С. Югов
05.02.2023 18:20
Невозможно соизмерить человеческий грех и Божий дар
Новый комментарий от Виктор
05.02.2023 15:08
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от С. Югов
05.02.2023 11:15
«Чебурашка» как потомок «Последнего богатыря»
Новый комментарий от С. Югов
05.02.2023 11:10