itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Игумен земли русской

К 900-летию хождения игумена Даниила в Святую землю

Новости Москвы 
0
401
Время на чтение 6 минут
"Игумен земли Русской" - эти слова прочно связываются в сознании православных христиан России с именем великого подвижника - преподобного Сергия Радонежского. Но с полным на то основанием их можно отнести и к замечательному предшественнику преподобного - южнорусскому (вероятно, черниговскому) игумену Даниилу, в котором еще за два столетия до рождения мальчика Варфоломея (будущего святого Сергия) молодая Русская Церковь и вся Русь обрели усердного молитвенника.

В начале XII века игумен Даниил совершил паломничество в Палестину. Он оставил описание своего путешествия - знаменитое "Хожение" ("Хождение"), ставшее не только древнейшим русским описанием паломничества в Святую Землю, но и одним из наиболее ярких произведений древнерусской литературы в целом. Уже в первых строках "Хожения" Даниил заявляет о себе как о представителе всей Руси: "Се аз, недостойный игумен Данил Руския земля...". И впоследствии Даниил предстает перед нами не только и не столько как частное лицо, но как общерусский молитвенник. Так, он добивается разрешения на исключительную привилегию - в Великую субботу поставить на Гробе Господнем лампаду, причем не от себя лично, не от имени правящего князя или митрополита, но "от всея Русьскыя земля".

"Хожение" игумена Даниила, очень популярное на Руси (сохранилось более 150 его списков) и ставшее образцом для всех последующих русских произведений жанра "хождений", между тем практически не содержит никаких сведений о личности своего создателя, безусловно незаурядной и колоритной. Несмотря на точность и ясность описания паломничества в "Хожении", на множество интереснейших и увлекательных подробностей, неизвестны ни точные годы паломничества игумена, ни его продолжительность. Ничего не сообщают об игумене-паломнике Данииле и другие средневековые источники.

Общепринятой является точка зрения, в соответствии с которой игумен Даниил был клириком Черниговской земли (по всей видимости, не случайно из шести русских князей, записанных им для поминовения в лавре святого Саввы, трое принадлежали к черниговскому княжескому дому). Не исключается и гипотеза, высказанная еще Н.М. Карамзиным, о том, что впоследствии "сей путешественник мог быть Юрьевским епископом Даниилом (древнерусский город Юрьев находился к юго-востоку от Киева. - А.Т.), поставленным в 1113 году" и умершим 9 сентября 1122 года. Наиболее вероятное место пострижения Даниила в монахи - Киево-Печерский монастырь. Паломничество Даниила могло продолжаться от шестнадцати месяцев до двух с лишним лет. Прежде его относили к 1113-1115 годам, затем была сделано предположение, что паломничество проходило в 1104-1106 годах. Однако ныне большинство исследователей придерживаются мнения, что хождение относится ко времени между 1106 и 1108 годами.

По инициативе Русской Православной Церкви, Императорского Православного палестинского общества, Научного совета РАН "Роль религий в истории" было принято решение отметить в 2007 году 900-летие паломничества игумена Даниила в Святую Землю.

Празднование включило в себя ряд мероприятий, начавшихся в конце марта 2007 года. 26 числа в Паломническом центре Московского Патриархата состоялась пресс-конференция, на которой шла речь о проведении торжеств, связанных с этой знаменательной для русской культуры датой.

29-30 марта по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в галерее Паломнического центра проходила Международная научно-практическая конференция ""Дабы не в забыть было то, что показал мне Бог": Хождение игумена Даниила в истории Русской Церкви и культуры (1107-2007)". На конференцию съехались крупнейшие ученые, церковные и общественные деятели, обычные люди, испытывающие живой интерес к древнерусскому наследию и личности игумена Даниила. Среди участников конференции были: митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл; член-корреспондент РАН, председатель Палестинского общества Я.Н. Щапов; доктора наук Е.М. Верещагин, А.В. Назаренко, Г.М. Прохоров; директор Российского государственного архива древних актов М.Р. Рыженков и многие другие исследователи. Ведущие зарубежные русисты, специалисты по древнерусской истории, культуре и литературе Анджей Поппэ (Варшава), Герхард Подскальски (Франкфурт-на-Майне), Марчелло Гардзанити (Флоренция) прислали доклады, которые будут опубликованы в сборнике трудов конференции.

Пленарное заседание под председательством епископа Егорьевского Марка открылось 29 марта в 10 часов утра молитвой Святому Духу ("Царю Небесный..."), после чего присутствующим было зачитано приветствие Святейшего Патриарха Алексия II. Затем к участникам конференции обратился Я.Н. Щапов. Первый доклад на тему "Игумен Даниил и его хождение в русской церковной традиции" сделал митрополит Кирилл. В нем владыка коснулся общей исторической ситуации времени путешествия игумена Даниила, богословской составляющей христианского паломничества, места "Хожения" в европейской средневековой паломнической литературе. Митрополит Кирилл особенно подчеркнул ценность свидетельств "Хожения" о литургическом единстве западно- и восточно-христианской Церквей на территории Святой Земли в начале XII века. Владыка сделал вывод о том, что, несмотря на разделение Церквей в 1054 году, на протяжении еще полутора столетий - вплоть до захвата Константинополя западноевропейским рыцарями (1204) - раскол христианского мира в целом не воспринимался православными как непреодолимый барьер между христианами двух конфессий.

Доклад кандидата философских наук, заместителя председателя Палестинского общества Н.Н. Лисового "Игумен Даниил: личность и время" был посвящен истории изучения личности Даниила, интерпретации его взглядов. Сам докладчик предпринял попытку показать, что игумен Даниил - это классический образец, воплощение религиозного характера русского человека, причем не только эпохи Средневековья, но и современности.

Профессор Г.М. Прохоров, доктор филологических наук (Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Санкт-Петербург), в обширном докладе "Игумен Даниил и его хождение в Святую Землю" отметил, что русская литература уже в начальную эпоху своего существования не знала периода "продолжительного ученичества" и поражает своей самостоятельностью. В полной мере это характерно и для хождений как литературного жанра. Греческие описания паломничеств в Святую Землю безличны и анонимны, а первое русское "Хожение" - очень лично-авторское: игумен Даниил легко и свободно пишет со своей собственной точки зрения, равно как и о себе самом.

Доктор исторических наук, председатель Научного совета РАН "Роль религий в истории" А.В. Назаренко посвятил свой доклад "Хождение игумена Даниила и политическая действительность на Руси в начале XII века" отражению главнейших исторических реалий русской жизни в "Хожении". А.В. Назаренко показал, что Даниил строго придерживается политико-династического порядка, установленного в Киевском государстве на княжеском Любечском съезде в 1097 году, когда перечисляет имена князей, записанных им для поминовения "в лавре у святаго Савы". Это весьма примечательно еще и потому, что сам Даниил утверждает, что вписал в помянник имена лишь тех, кого вспомнил. На основании некоторых косвенных данных "Хожения" и сопоставления их с другими фактами докладчик делает предположение, что в начале XII века на Руси некоторое время существовала не одна лишь титулярная - Киевская - митрополия, но две. Центр второй находился в южнорусском Переславле.

На конференции также присутствовали заместитель председателя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин, первый вице-предводитель Российского дворянского собрания, предводитель Московского дворянского собрания С.А. Сапожников, директор Греческого культурного центра в Москве Теодора Янници, председатель комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Попов. Всего за два дня работы конференции было заслушано 25 докладов

В дни проведения конференции участникам и присутствующим была представлена книга, выпущенная в свет непосредственно к празднованию знаменательной даты 900-летия паломничества Даниила: ""Хожение" игумена Даниила в Святую Землю в начале XII века" (отв. ред. Г.М. Прохоров; СПб., 2007). Издание представляет собой наиболее полные на данный момент публикацию и исследование "Хожения". Публикуются две редакции этого древнерусского памятника: первая и вторая. Первая - древнейшая и наиболее близкая к оригиналу, хотя и не сохранившая полностью авторского текста, - известна всего в нескольких списках, самые ранние из которых восходят ко второй половине XV века. Вторая редакция, сохранившаяся в списках также не ранее второй половины XV века, была наиболее распространена на Руси. Эта редакция вошла в середине XVI столетия в Великие Минеи Четии митрополита Макария, а в XVII веке была проиллюстрирована. Тексты "Хожения" публикуются на древнерусском языке с параллельным переводом на современный русский. Издание снабжено предисловием и комментариями Г.М. Прохорова, а также тремя новейшими исследованиями памятника М. Гардзанити, И.В. Федоровой, О.А. Белобровой. Книга содержит разнообразный иллюстративный материал.

Продолжением торжественных мероприятий, посвященных юбилею паломничества игумена Даниила, стало открытие 29 марта выставки "И то все видел своими очами..." в Государственном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева. На выставке представлены древнейший список "Хожения" - рукопись последней трети XV века из собрания Российского государственного архива древних актов; единственный известный иллюстрированный список "Хожения" (XVII век, Государственный Исторический музей); другие рукописи XVI-XIX веков, сохранившие повествования о паломничестве в Святую Землю как игумена Даниила, так и его последователей - иеромонаха Варсонофия, Василия Познякова, Василия Гагары, Трифона Коробейникова, Арсения Суханова; паломнические реликвии; иконы; гравюры, литографии, планы Святой Земли; модели палестинских храмов. Выставка продлится до конца июня 2007 года.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/070416112742
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Аркадий Тарасов
Все статьи Аркадий Тарасов
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 06:42
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04