"Могущество Церкви измеряется не земными факторами"

0
267
Время на чтение 5 минут
- Сейчас разрабатывается законопроект, согласно которому государство передаст Церкви имущество религиозного назначения из федеральной и муниципальной собственности. Кто был инициатором этого документа?

- Вся информация, которой я располагаю, ограничивается сообщениями в средствах массовой информации. Поэтому не думаю, что мог бы дать по этому вопросу какой-либо дополнительный комментарий.

- Почему, на ваш взгляд, государство решилось отдать Церкви ее имущество?

- Если все будет происходить так, как об этом сообщается в прессе, то это даст нам еще одно основание говорить о продолжающемся в России становлении правового государства. Намечаемые изменения в государственной политике в отношении Церкви, безусловно, будут актом справедливости. Происходящее свидетельствует и о росте доверия со стороны государства в отношении Церкви, чей общественный авторитет значительно возрос.

Наблюдается здесь, как мне кажется, и государственно-экономический интерес, связанный с делегированием обязанностей по охране и реставрации сохранившихся церковных зданий-памятников религиозным общинам.

- На ваш взгляд, Церковь в силах взять на свое содержание огромный фонд недвижимости? Хватит ли у нее на это средств и сил?

- Тяжелый опыт ХХ века показал, что мы не боимся трудностей. В советский период Церковь, несмотря на тяжелейшие притеснения, не отказывалась от тех святынь, которые не были у нее отобраны. В последние полтора десятилетия верующим были возвращены сотни монастырей и тысячи храмов. И хотя это был период определенных трудностей в нашей стране, многие храмы были восстановлены в благолепии, превосходящем дореволюционный период. Кроме того, во многих городах и деревнях, где вообще не было церквей, построены новые храмы (только в Московской епархии - 204).

Должен заметить, что то поистине чудовищное состояние, в которое пришли наши храмы и монастыри в ХХ веке, не может быть свидетельством того, что государство успешно справлялось с их содержанием. Что же касается Церкви, то она все делает, полагаясь на милость Божию и на помощь православного народа. И наше упование не бывает посрамлено.

Думаю, что восстановление исторической справедливости вдохновит церковных людей на новые труды по восстановлению того, что было порушено в атеистические годы. В то же время, справедливо ожидать, что в сбалансированном проекте соответствующего федерального закона будет гарантирована и государственная помощь в охране и содержании церковных памятников культуры.

- У далеких от Церкви людей складывается впечатление, что Церковь - очень богатая организация. Насколько эти суждения оправданны или ошибочны?

- Стремление таких людей увлеченно считать деньги в чужом кармане не может не вызвать горькой улыбки. Наша Московская епархия, если обратиться к статистическим данным (23 монастыря, 1060 приходов), - одна из самых больших в Русской Православной Церкви и в то же время, не удивляйтесь, самая бедная: все средства по-прежнему уходят на реставрацию церквей и монастырей. Не о богатстве материальном здесь нужно говорить, но о самом дорогом - богатстве душ человеческих. Ведь именно самоотверженное служение духовенства и преданность церковному делу православного народа приносит столь обильные плоды, что кое у кого возникают завистливые фантазии относительно "церковных сокровищ".

- Каков основной источник дохода Церкви?

- Слово "доход" обычно ассоциируется с предпринимательством, чем религиозная деятельность не является. Если же говорить об источниках финансовых поступлений, то это - добровольные пожертвования верующих.

- Может ли Церковь, на Ваш взгляд, заниматься бизнесом для того, чтобы пополнять свой бюджет?

- Думаю, что чем меньше будет бизнеса в деятельности Церкви, тем успешнее окажется ее миссия. Предпринимательство часто увлекает тех, кто им занимается как деятельностью "самой в себе". Наша же главная цель - просвещение сограждан светом Христовой истины, дабы они принесли Богу достойный духовный плод. По сравнению с этим всякое земное стяжание, безусловно, второстепенно.

Если же говорить о юридической стороне дела, то по закону Церковь, как некоммерческая организация, имеет право заниматься предпринимательством в формах, соответствующих ее непосредственным религиозным целям. Часто приходится слушать, что опасаются, как Церковь будет распоряжаться своей недвижимостью, если ее объемы возрастут. На это можно ответить, что злоупотреблениям здесь противостоит каноническое право, запрещающее коммерческое использование храмов, а уставы религиозных организаций Русской Православной Церкви запрещают отчуждение и аренду богослужебного имущества. Наконец, добавлю, что по большей части современная церковная недвижимость являет собой остатки полуразрушенных зданий. Тут, как говорится, комментарии излишни.

- Сейчас Минюст готовит упрощенную форму отчетности для религиозных организаций. Напомню вам, что, согласно поправкам в закон "О некоммерческих организациях", Церковь, как НКО, должна до 15 апреля 2007 года предоставить в Минюст отчет. В нем нужно указать, сколько присутствовало людей на службе, о чем была проповедь, кто и сколько пожертвовал на храм и т.п. Такая форма отчетности возмутила лидеров религиозных организаций, и они стали добиваться упрощения формы отчетности. Почему Церковь не устроила предложенная государством форма отчетности?

- Принимая участие в заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации, я лично наблюдал возмущение представителей всех религиозных организаций этой попыткой установить над верующими такой контроль, которого мы не знали даже во времена советской власти. Не думаю, что кому-нибудь может пойти на пользу недоверие между государством и верующими, которое неизбежно возникнет, если эти правила мелочной опеки над религиозными организациями не будут пересмотрены.

- Кто в наше время больше помогает Церкви: представители бизнеса или государство?

- Помощь приходит из обоих этих источников. Однако функции у них разные. Государство, в первую очередь, создает условия, в которых возрождение церковной жизни не сталкивалось бы с препятствиями. Предприниматели же, если это соответствует их убеждениям, оказывают финансовое содействие.

- Когда-то Церковь была одной из самых мощных структур государства Российского, имела сильное влияние на власть, владела землями, недвижимостью. Как вы думаете, Церковь может в нынешней ситуации стать такой же мощной структурой, какой она была когда-то?

- В первой части вашего вопроса мне видится некоторый перекос в анализе исторических реалий. У современного человека может создаться впечатление, что Русская Православная Церковь некогда являлась почти что теократической структурой. Думаю, не стоит преувеличивать. Конечно, до 1917 года у Церкви было 78 тысяч храмов, монастырей и часовен, а также множество богослужебного имущества, большие площади сельскохозяйственных земель, свечные заводы, доходные дома и т.д. Однако это сочеталось с жестким контролем со стороны государства. Поэтому у нас, скорее, есть основания говорить, что в условиях гражданского общества религиозные организации обрели свободный и полноценный статус.

В то же время надо помнить, что могущество Церкви, в первую очередь, измеряется не земными факторами, а коренится в ее Богоустановленности. Христос сказал, что Церковь устоит, несмотря ни на какие испытания (см. Мф. 16:18), и история подтверждает истинность этого обетования. Что же касается современного общественного статуса Церкви, то он определяется степенью воцерковленности людей. Если народ вернется к вере, то будет велико и влияние Церкви на умы и сердца. А имущество и земля здесь ни при чем.

- В некоторых странах существует налог, который идет на поддержание религиозных организаций. На ваш взгляд, в России уместно ввести подобную практику для поддержания Церкви?

- Налог часто вызывает в обществе, особенно небогатом, негативное отношение, как некое обязательное бремя. Раздражение налогоплательщика будет автоматически транслироваться на Церковь. Начнутся дискуссии о многоконфессиональности общества и о правах атеистов. Зачем это? Исторически сложившаяся форма - добровольное пожертвование - представляется более приемлемой.

http://www.patriarchia.ru/db/text/227375.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков)
Все статьи Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков)
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07