Это учебное заведение было сформировано на основании распоряжения Президента Российской Федерации от 31 марта 1992 г. Академия стала преемником Смоленского высшего инженерного училища радиоэлектроники, которое первоначально было образовано в 1970 г. на базе 145-го зенитного ракетного полка как высшее зенитно-артиллерийское командное училище. За прошедшие годы вуз несколько раз менял название. Статус академии он получил в 2004 году.
Сегодня в этом учебном заведении готовят инженеров по специальностям "Радиотехника", "Автоматизированные системы обработки информации и управления". В вузе придается большое значение практическому освоению обучаемыми вооружения и военной техники. Разработана система полевых выходов и командно-штабных учений, которые в полной мере обеспечивает полк обеспечения учебного процесса. На кафедрах есть необходимое количество классных вариантов изучаемых зенитно-ракетных станций и комплексов, радиолокационных станций и автоматизированных систем управления. Для научно-исследовательских и лабораторных работ используются лаборатории, укомплектованные современным оборудованием и контрольно-измерительной аппаратурой.
В соответствии с планом научной работы ежегодно в академии выполняется не менее 70 научно-исследовательских работ. Из них около 15% направлено на совершенствование военного образования, более половины посвящено разработке перспективных видов вооружения и военной техники, тактике их применения. Всего в академии более 200 ученых. Военно-научная работа слушателей и курсантов в общей системе научной работы академии тесно связана с образовательным процессом и плановыми научными исследованиями. Она организована на кафедрах, на каждой из которых с учетом интересов, индивидуальных способностей и наклонностей слушателей и курсантов создано несколько военно-научных кружков. Эти кружки объединены в военно-научные общества и охвачены всеми формами работы, определенными документами
Минобороны РФ.
Конкурс в этот вуз традиционно высокий. В среднем - от 2 до 3,5 человека на место. Профессиональный отбор кандидатов для зачисления в академию включает, во-первых, определение состояния здоровья, во-вторых, вступительные испытания. Они состоят из определения категории профпригодности будущих курсантов на основе их социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования. Вступительные экзамены в объеме программ среднего (полного) общего образования проводятся по предметам: русский язык (письменно - диктант), математика (письменно), физика (письменно). Также оценивается уровень физической подготовленности кандидатов.
О том, как организовано обучение, можно судить на примере одной из ведущих кафедр вуза - тактики и оперативного искусства. Один из приоритетов кафедры - научная работа, связанная с разработкой учебников и учебных пособий. За последние годы разработаны учебники для войсковой противовоздушной обороны, несколько десятков учебных пособий, более 200 схем и 300 слайдов. В составе кафедры - учебный кабинет истории войн и военного искусства. Он был создан в 1991 году. Об информационной насыщенности кабинета можно судить хотя бы по названиям стендов, которыми он оснащен: "Битва за Смоленск", "Висло-Одерская наступательная операция", "Буря в пустыне", "Военная хитрость в истории войн", "Североатлантический союз НАТО", "Пути повышения эффективности ПВО войск в годы Великой Отечественной войны", "Дни воинской славы России". На специально оборудованной витрине отражены войны различных эпох, боевые порядки войск, схемы-макеты основных битв. Также широко представлена макетами боевая техника Великой Отечественной войны. В кабинете хранится около полусотни томов статей периодической печати по военно-методической и военной тематике. Сотрудники кафедры создали и уникальную видеофильмотеку по военной истории.
Усилиями преподавателей кафедры совершенствуется и поддерживается в рабочем состоянии полевая база, включающая учебное тактическое поле, инженерный городок, городок радиационной, химической и биологической защиты. Эта учебно-материальная база появилась еще в те времена, когда вуз был не академией, а училищем, с началом же подготовки специалистов для ВДВ там был создан полевой воздушно-десантный комплекс.
Лекции, групповые упражнения, практические занятия по оперативно-тактическим дисциплинам в рамках изучения работы командиров и штабов частей и соединений при организации боевых действий и их ведении проводятся в центре оперативно-тактической подготовки. Для этого используются сменные макеты местности, проецирующая аппаратура, а также персональные компьютеры.
Стоит сказать и о том, что в академии есть мощная спортивная база со своим стадионом с футбольным полем, двумя спортивными залами (гимнастическим и игровым), полосой препятствий, стрелковым тиром, гимнастическими городками.
http://www.redstar.ru/2007/03/30_03/1_02.html