Напомним, что в начале недели на одном из интернет-аукционов появилось объявление следующего содержания: "Вниманию ценителей русской старины предлагаются останки православного святого (череп в хорошей сохранности, плечевая кость), попавшие в частные руки из Казанского собора Санкт-Петербурга в двадцатые годы XX века". В описании необычного лота содержались уточнения: "На черепе имеется дореволюционная надпись, содержащая имя святого, год поступления в хранилище Казанского собора (1899 год) и инвентарный номер". Реакция церкви последовала незамедлительно. "Продажа мощей - это чудовищное кощунство. Тому, кто ее осуществляет, должно быть стыдно. Но даже если эти останки не являются святыми мощами, то и в этом случае происходит надругательство над прахом человека", - заявил заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
Одновременно с заявлением святых отцов высказали свое недоумение и светские власти. В ГУВД Санкт-Петербурга поступило официальное заявление от заместителя главы "Росохранкультуры" Анатолия Вилкова с просьбой провести проверку святых мощей, якобы находившихся ранее на хранении в Казанском соборе, и возбудить уголовное дело по итогам проверки. Те, "кому положено" блюсти закон, откликнулись незамедлительно. Уже на следующий день человеческие кости (а это два черепа, две челюсти и предплечье), которые предприимчивые продавцы пытались продать "ценителям русской старины", были изъяты сотрудниками антикварного отдела ГУВД Петербурга и Ленинградской области.
Сотрудникам милиции по оставленным в интернет-магазине координатам не составило труда найти продавцов и прийти к выводу: "Можно точно и однозначно говорить, что данные останки никакого отношения к мощам православных святых не имеют". Доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института истории материальной культуры (ИИМК) Александр Мусин, которого антикварный отдел ГУВД пригласил для проведения экспертизы, пришел к выводу, что череп, который выдавали за мощи апостола Филиппа, это предположительно женский череп, причем эта женщина умерла еще в XVII веке.
Специалист объяснил и "дореволюционную" надпись, на которую ссылались продавцы, а также инвентарный номер. Читается она, как "Св. Филипп апост.", кроме того, там оказались плохо читаемые буквы "на нудне". "По мнению Мусина, - рассказал РИА Новости начальник антикварного отдела ГУВД Владислав Кириллов, - надпись сделана известным краеведом и археологом-любителем Новгородской области второй половины XIX века Василием Передольским, который скончался в 1907 году". "Антикварные" сыщики" на сегодняшний день придерживаются версии г-на Мусина: "Передольский жил в Новгороде на Нудной улице напротив храма Святого Филиппа. Видимо, этот череп попал к нему во время проведения каких-либо работ в районе храма, где также находится кладбище". По словам Кириллова, археологическая и антропологическая коллекция Передольского была конфискована после 1918 года и передана в один из музеев Петрограда. Но не в Казанский собор.
Александр Мусин убежден, что никакого отношения к Казанскому собору останки не имеют. "Очевидно, утверждение об их происхождении из Казанского собора стало "маркетологическим ходом" - именно отсюда в последние годы Русская православная церковь обретала мощи святых", - заявил он ИТАР-ТАСС. Кстати, в самой практике купли-продажи мощей историк не видит ничего кощунственного. По его словам, еще в Византийский период истории Церкви бытовал обычай их обретения, в том числе в частное владение, а в средние века он установился и в России. "Это нормальная церковная практика. Но наши предки относились к мощам святых и вообще к любым человеческим останкам с благоговением и почитанием, чего не скажешь о тех, кто выставил объявление о торгах в Интернете", - сказал он.
В ближайшее время для уточнения принадлежности останков будет проведена также и их антропологическая экспертиза.
http://www.vremya.ru/2007/23/12/171313.html