Чудотворец последних времен

0
187
Время на чтение 7 минут
Немало выдающихся деятелей дал России старинный малороссийский казацко-дворянский род Максимовичей. Среди самых известных - выдающийся ученый-гуманитарий XIX века, друг Николая Гоголя и первый ректор Киевского университета Михаил Александрович Максимович, чье имя сейчас носит научная библиотека вуза. А еще - Святитель Иоанн Тобольский, живший в XVII - начале XVIII вв. и причисленный к лику святых в 1916 году. Он стал последним святым, канонизированным Русской Православной Церковью перед революцией. Но не последним в роду Максимовичей.

Чудотворец последних временСвятителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца, 110 лет со дня рождения и 40 лет со дня смерти которого исполнилось в уходящем году, иногда называют харьковчанином. И даже пишут о том, что родился он в Харькове. Это не совсем так. В Харькове будущий Святитель жил в юности. А родился он в тогдашней Харьковской губернии - в селе Адамовка, в окрестностях Святогорска (нынешняя Донецкая область), 4 июня 1896 года, в семье уездного предводителя дворянства Бориса Максимовича и его супруги Глафиры.

Мальчик, названный при крещении Михаилом, рос болезненным и слабым. Зато с раннего детства проявлял интерес к духовности и церкви. То ли повлияло частое посещение знаменитого Святогорского монастыря, расположенного всего в нескольких верстах от родительского имения, то ли юный Миша уже тогда был отмечен перстом Божьим - только даже в играх он отличался от сверстников. Вместо игрушечных крепостей строил игрушечные монастыри, а оловянных солдатиков превращал в монахов. А своими вдумчивыми и глубокими не по годам рассуждениями изумлял взрослых. В это трудно поверить, но под влиянием маленького Миши его иностранная гувернантка приняла православие!

Родители Миши хотели сделать сына офицером. И отдали его в Петровский кадетский корпус в Полтаве. Но военное дело мальчика по-прежнему не привлекало. И любимым его предметом в кадетском корпусе стал Закон Божий. Что, впрочем, не мешало ему успевать по остальным предметам и в 1914 году окончить корпус с отличием. Любое военное училище приняло бы его с распростертыми объятиями, без экзаменов. Но Михаил отказывается от военной карьеры и поступает на юридический факультет Харьковского Императорского Университета.

Как и в корпусе, учился он превосходно, хотя большую часть свободного времени посвящал изучению не кодексов и законов, а духовной литературы и житий святых. Воображение юного студента поразило повествование о молитвенных подвигах Св. Мелетия, архиепископа Харьковского, мощи которого и сейчас находятся в харьковском Благовещенском соборе. Михаил полюбил этого святого и начал подражать ему в подвиге ночного бодрствования, проводя ночи в молитве...

Почти одновременно с поступлением Михаила Максимовича в университет в Харьков был переведен архиепископ Антоний Храповицкий - выдающийся богослов и церковный деятель, бывший ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии, Московской и Казанской духовной академий, один из основателей Союза русского народа и прототип Алеши Карамазова у Достоевского. Владыка Антоний стал духовным наставником Михаила, а в будущем - сыграл ключевую роль в его жизни...

После революции и гражданской войны Максимовичи, как и сотни тысяч других семей, вынуждены были покинуть Родину. В приютившей эмигрантов Югославии Михаил, чтобы не умереть с голоду, зарабатывал на жизнь продажей газет и учился на богословском факультете Белградского университета Св. Саввы. В Белграде судьба вновь свела его с духовным отцом - митрополитом Антонием Храповицким, ставшим к этому времени основателем и первоиерархом Русской Зарубежной Церкви. Ближе познакомившись с Максимовичем, митрополит Антоний очень полюбил его и приблизил к себе. В 1925 году Михаил окончил университет, а в 1926-м Владыка Антоний постриг его в монахи с именем Иоанна - в честь его родственника Св. Иоанна Тобольского. Вскоре Иоанна рукоположили в иеромонахи и назначили преподавателем Закона Божьего в одной из сербских гимназий, затем - преподавателем и воспитателем в духовной семинарии.

Будучи иеромонахом и пребывая вне монастыря - среди простых мирян, отец Иоанн вел строгую аскетическую жизнь, постился, молился по ночам. А днем искал любые возможности делать добро. Посещал больницы, отыскивал нуждающихся в молитве и причащении больных, заботился о них как мог, утешал. По просьбе местных греков и македонян он для них начал служить церковные службы на греческом языке. Добрыми делами и своим отношением к людям иеромонах Иоанн снискал всеобщую любовь и уважение. Известность его непрерывно росла и церковное руководство решило возвести его в епископы. Отец Иоанн хотел уклониться от такого высокого звания, ссылаясь на свое косноязычие, но архиереи резонно указали ему, что и пророк Моисей был косноязычным. Так в мае 1934 года иеромонах Иоанн стал епископом и был назначен на Шанхайскую епархию.

Шанхай в то время был одним из центров русской эмиграции. Владыка Иоанн прибыл туда в конце следующего, 1935 года. В рекомендательном письме митрополита Антония к тамошнему архиепископу, которое он привез с собой, были, в частности, такие слова: "Как мою душу, как мое сердце, посылаю к Вам Владыку Епископа Иоанна. Этот маленький, слабый физически человек, по виду почти как дитя, - есть чудо аскетической стойкости и строгости". Митрополит Антоний ничуть не преувеличивал. Никакие должности и титулы, мирская слава и людские похвалы не могли поколебать твердую натуру Иоанна, целиком и полностью настроенную на монашеские подвиги. Когда читаешь о его жизни в этот период, на ум приходят образы священников и епископов первых веков христианства. Владыка Иоанн представлял так мало знакомый нам образец настоящего аскетизма и любви к ближнему. Не пропуская ни одного суточного богослужения, он находил время посещать больных и нуждающихся в помощи. Делал это даже в самую плохую погоду, причем часто ходил босиком. По утрам для бодрости он обливался холодной водой. Ел один раз в день, а в пост - только хлеб с водой. Впрочем, об этом даже из шанхайских прихожан Владыки мало кто знал. А вот заслуги епископа в общественной жизни русского Шанхая утаить было невозможно. Ибо заслуги эти были огромны. Он восстановил церковное единство православных Шанхая, установив связь с сербами, греками и украинцами. Владыка закончил строительство кафедрального собора, построил несколько церквей, организовал госпиталь, дом престарелых, общественную столовую. Он постоянно навещал церкви, больницы, тюрьмы, принося их обитателям ободрение и веру. Особое же внимание Владыка Иоанн уделял основанному им детскому приюту Св. Тихона Задонского. Приняв сперва всего 8 сирот, приют этот вскоре дал убежище двумстам детям. А всего в общей сложности через него прошло более 3500 беспризорных, больных и голодающих детей различных национальностей, которых Владыка лично собирал по трущобам и окрестностям Шанхая...

...Вторая мировая война нанесла страшный удар едва окрепшей русской эмиграции. Не стал исключением и Шанхай, попавший в зону японской оккупации. Одного за другим японцы убили двух председателей Русского эмигрантского комитета Шанхая. После чего главой русской общины объявил себя Владыка Иоанн. Постоянно рискуя жизнью и свободой, он защищал интересы и права земляков до окончания оккупации. А после нее на русскую общину обрушились новая беда: в 1949 году к власти пришли коммунисты, далеко превосходящие японцев в жестокости к русским эмигрантам. Большинство русских вынуждены былы бежать из Шанхая. Исход пятитысячной общины возглавил владыка Иоанн.

Филиппинский остров Тубабао - временное пристанище русских беженцев - стал для них сущим адом. В самых примитивных и тяжелых условиях - в простых палатках на голом песке они прожили в этом аду более двух лет. Все это время Владыка не только духовно поддерживал русских беженцев на Тубабао и в других лагерях, но и хлопотал об их нуждах, обивал пороги филиппинских и американских правительственных учреждений и добился-таки для них разрешения на въезд в США. Закон о русских беженцах в Вашингтоне изменили именно по ходатайству Владыки!

Интересно, что до прибытия на Тубабао русских страшной и извечной бедой этого и других филиппинских островов были частые сезонные тайфуны. Но все время, пока здесь жили русские беженцы, тайфуны обходили остров стороной! От них остров ограждал Владыка Иоанн, ежедневно обходивший Тубабао с молитвами и крестным знамением. Это признавали даже филиппинцы. А для русских это был далеко не первый случай чудесной Божьей помощи по молитвам Владыки. Его молитвы уже спасали Шанхай от бомбежек американской авиации и от преследований японцев, помогали множеству людей в их бедах и болезнях. Позже очевидцы опишут множество таких чудес. А самого Владыку назовут чудотворцем...

Чудеса продолжались и в Париже, куда владыка переехал в 1951 году, будучи назначенным правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Православной Церкви за границей. И чудес этих становилось все больше. По воспоминаниям прихожан, владыка исцелял безнадежно больных, обреченных на смерть людей, изгонял бесов из одержимых, отвечал на мысленные вопросы и даже... проходил сквозь стены. Не говоря уже о том огромном миссионерском труде, который совершал Святитель, проповедуя православие французам, голландцам и прочим европейцам. Он присоединил к РПЦЗ приходы Французской Православной Церкви и помог создать Голландскую Православную Церковь. Построил в Брюсселе храм-памятник в память причисленного к лику святых царя Николая II. Добился почитания ряда древних местных святых, живших на Западе до разделения церквей в 1054 году и дотоле неизвестных православной церкви. Постоянно разъезжал по Европе и служил литургии то по-французски, то по-голландски, а позднее - по-английски. И везде его почитали как бессребреника-целителя.

Третьим континентом, на котором прославился Владыка Иоанн и где прошел последний период его жизни, стала Америка. В 1963 году в ответ на настойчивые просьбы тысяч русских прихожан в Сан-Франциско - бывших жителей Шанхая Синод назначил Владыку правящим архиепископом Сан-Францисским. И вновь, теперь уже в Калифорнии, как когда-то в Шанхае и Париже, архиепископ Иоанн продолжал свой духовный подвиг. Среди людей, которых он привел здесь к вере, был американец Юджин (в крещении - Серафим) Роуз, ставший иеромонахом и самым известным богословом русского зарубежья. После смерти своего духовного наставника о. Серафим составил специальную молитву - акафист, прославляющий "Святителя Иоанна, последних времен Чудотворца".

Скончался владыка Иоанн в июле 1966 года. Похоронили его в усыпальнице построенного его же стараниями в Сан-Франциско величественного собора в честь Божией Матери "Всех скорбящих радости". Целую неделю у открытого гроба теснились люди, прощавшиеся со своим Пастырем...

Сегодня Святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского знaют христиане всего мира. Русская Православная Церковь за границей причислила его к лику святых 2 июля 1994 года, установив днем его памяти ближайшую к 2 июля субботу. Усыпальница, где тело Св. Иоанна пребывает нетленным, стала местом паломничества.

"По блаженном преставлении своем Святитель Иоанн, как и при жизни, подавал обращающимся с верой к нему различные исцеления и чудотворения. Люди в тяжелый момент жизни, когда никакие земные силы не в состоянии помочь беде, обращались к ходатайству его перед Господом", - говорится в Житии Святителя Иоанна Шанхайского.

Русской Православной Церковью (Московского Патриархата) Святитель Иоанн (Максимович) пока еще не канонизирован. Думается, это вопрос времени. Причем не очень далекого. РПЦЗ и РПЦ этот вопрос уже обсуждали, и канонизация уже готовится, в частности - ведется сбор свидетельств о чудесах святителя Иоанна. Таких свидетельств очень много. И все больше православных в России и на Украине почитают Св. Иоанна, не дожидаясь официальной канонизации его РПЦ или готовящегося воссоединения с ней РПЦЗ. Иконы святого уже можно встретить в домах и у харьковчан. Правда, некоторые из них искренне удивляются, узнав о том, что Святитель - наш земляк.

http://www.vecherniy.kharkov.ua/ind2.php?id=8117&Division=history
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Артем Левченко
Граф Келлер в Харькове в 1918 году
21 декабря исполнилось 90 лет со дня трагической гибели русского генерала
22.12.2008
Все статьи Артем Левченко
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Сергей
18.04.2024 14:40
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Сергей В.
18.04.2024 14:35
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Мирянин
18.04.2024 14:35
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Сергей
18.04.2024 14:35
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:48
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 13:28