- Отец Андрей, какова предыстория создания факультета?
- Факультет появился в результате шестилетнего опыта развития нового для богословских школ предмета: христианской антропологии. Этот предмет был введен в учебный план философско-богословского факультета РПИ осенью 1996 года. В результате сформировалось представление о том, что такое христианская психология. С другой стороны как в церковной жизни, так и в общественной, назрела острая необходимость пополнить ряды специалистов по широкому кругу социальных служб, в которых могли бы служить христианские психологи: консультирование, педагогика, социальные защита, адаптация и реабилитация. Идея факультета состояла в том, чтобы соединить классическую университетскую психологию, на базе МГУ, с христианской антропологией и святоотеческим аскетическим наследием.
- Расскажите, пожалуйста, об особенностях учебного плана Вашего факультета?
- Сначала о концепции факультета. Она включает фундаментальную научную и традиционную православную, богословскую, подготовку. При этом нами с самого начала мы стали ориентироваться на возможность освоения нашими выпускниками всех практических аспектов психологии, как для церковного служения, так и в самом широком общественном плане.
Наш учебный план составлен по трем направлениям: общеобразовательному, общепсихологическому и специальному, то есть христианско-психологическому. Первое направление, кроме обязательного по стандарту, дополнено православными богословскими дисциплинами, второе - основано, в основном, на опыте факультета психологии МГУ, а третье - является нашим собственным "детищем": здесь есть дисциплины специализации "Психология религии", христианско-антропологические дисциплины, и собственно дисциплины христианской психологии, как например, "Христианская психология личности", "Богословие языка и речи", "Пастырская психология", "Духовное развитие личности".
- Чем отличается методика преподавания по этой специальности в РПУ от других вузов?
- Православный университет имеет общие для христианских вузов отличия: молитвы, праздники, богослужения, диакония. Наши студенты, в качестве специальных семинаров, проходят практику в психоневрологическом интернате. Кроме того, мы уделяем большее внимание самостоятельным научным работам - курсовым и дипломным работам. Всячески поощряем доклады на конференциях и форумах. Иными словами, создаем обстановку личного, почти индивидуального, обучения и образования студента, как христианского психолога. Как говорит наш "куратор", доктор психологических наук, профессор Борис Братусь: "Психолог - это штучная работа"; то есть подготовка каждого студента - индивидуальный подход и забота. Кроме того, в наши методики включены психологические консультации студентов и их работа на "телефоне доверия".
- Какие новые дисциплины появились в этом учебном году?
- На первом и втором курсе мы ввели еще одну богословскую дисциплину - Литургику. На IV курсе несколько дисциплин специализации: "Психология аномального развития ребенка", "Психосоматика", на V курсе - "Патопсихология религиозной жизни", "Духовное развитие личности", "Современные деструктивные и манипулятивные секты".
- С чем это связано?
- Это требования современного развития психологии, но главное - это результат осмысления новых задач, которые ставит перед нами современная церковная жизнь со своим широким социальным служением Церкви. Мы готовим специалистов, готовых работать в новых современных условиях. Каждый год приносит встречи с неожиданными явлениями в психологии, возникают новые обольстительные движения и псевдонаучные (и псевдорелигиозные) лидеры и сообщества; разбираться в этом и помогать - вот будущие цели работы наших сегодняшних студентов.
- Каковы особенности введенных курсов?
- Например, курс "Психосоматики" составлен уникальными специалистами Москвы и России по этому направлению: А. Радченко, М. Хазановой и О. Троицкой. Это одновременно и спецкурс, и практическая работа с консультантом. Курс "Психология аномального развития ребенка" дает представление о широком круге психологических запросов клиентов, прежде всего, матерей, нуждающихся в помощи в воспитании своих детей. Особые требования к таким курсам на нашем факультете - это практическая применимость в консультировании и коррекции развития. Курс "Психопатология религиозной жизни" разработан нами, нашим малым коллективом.
- Зачем эти предметы нужны студентам психологического факультета?
- Наши студенты смогут работать по таким направлениям, да и уже работают, хотя пока и не многие. Кроме того, расширяется понимание человека, как такового. Так, "Психосоматика", в чем-то, "переплетается" с христианской антропологией. Мы помогаем студентам довести свои знания до практического применения, до черты современного познания.
- В чем заключается научно-исследовательская работа психологов РПИ?
- С самого начала нами был поставлен вопрос об адаптации теорий, знаний и практики, разработанных в рамках классической психологии, к православному применению, и согласно с православными ценностями. И в этой работе принимают участие не только коллектив факультета но и ведущие психологи России, имеющие православную ориентацию в науке. Наши общие усилия находят свое представление в докладах и дискуссиях Методологического семинара (http://www.fapsyrou.ru/met_seminar.php) по христианской психологии, который провел с 2003 года уже двадцать четыре своих заседания.
Второе направление связано с консультативной практикой. Многие вопросы имеют в христианской психологии новые оценки. Это - тема работы специального постоянно действующего Совета на нашем факультете. На его заседаниях уже обсуждались вопросы о допустимости таких психологических практик, как метод Расстановки Берта Хеллингера, терапия "травмы и острого горя", а также психосоматические практики отечественных психологов. Кроме того, на факультете внедряются совершенно новые учебные курсы, разработанные психологами нашего коллектива.
Студенты включаются в научную работу МГУ. Так, под руководством академика, профессора МГУ В.Ф. Петренко одна из наших дипломниц проводит интересное психосемантическое исследование понятия "верующий - неверующий".
- Откуда приходят студенты? Что их заинтересовывает на Вашем факультете?
- Большинство наших абитуриентов узнают о психологическом факультете от знакомых и родственников. Прежде всего, их привлекает синтез психологии и христианства. За последний год к нам пришли ребята из нового поколения, тех, кто воспитан в Воскресных школах. Это новое поколение предъявляет и к нам новые требования. Немало переводятся к нам из других вузов.
- Отец Андрей, выделите, пожалуйста, самые интересные случаи или события из жизни факультета?
- За время обучения на нашем факультете образовались четыре супружеских пары, родилось четверо младенцев. Прошло три студенческих научных конференции, три литературно-поэтические встречи. Работают курсы повышения квалификации, прошло несколько учебных семинаров по прикладным темам: ВИЧ, семейная терапия, терапия зависимостей, в том числе с участием иностранных специалистов. Радостным событием в этом году была летняя школа "Христианской психологии семейных отношений". В будущем году мы готовимся провести зимнюю школу по теме "Религии в семейных отношениях". Студенты очень любят эти выездные семинары, мы проводим их в Подмосковье.
- Результаты научно-исследовательской работы?
- У нас подготовлен комплект новых учебных программ, докладов, и даже монография. Но они не изданы. Свою издательскую программу не можем пока реализовать из-за недостатка финансовых средств А вот в области консультирования и психотерапии у нас есть свои новшества
Особенно хотелось бы подчеркнуть, что мы разрабатываем свою теорию и практику в семейной психологии, а также антропологическую теорию личности в психологии. Вот это, пожалуй, самые главные наши направления и достижения в науке.
-Что представляет собой сформированное в феврале Православное общество психологов?
- Православное общество психологов (ПОП) призвано соединить всех ученых и практиков, работающих в православно ориентированной психологии и практике, пастырей и социальных работниках, медиков и философов. Главные задачи ПОП: информация, экспертиза, издательская деятельность, образование, просвещение, в будущем, возможно, и сертификация психотерапевтов и консультантов.
- Работа в учреждениях, где живут и лечатся так называемые психохроники, то люди страдающие неизлечимыми, асоциальными и дезадаптивными заболеваниями, требует особой подготовки и сопровождения. В такие места человек не может войти не будучи призван свыше, не будучи подготовлен. Первый этап подготовки - встреча с миром больных людей. Это тяжелое испытание, и не все люди способны его пройти. Второй этап - готовность установить контакт с больным. Это не только профессиональная подготовка, но и личностная и духовная. Тут от наших питомцев требуется и мужество, и молитвенность, и жертвенность, но главное - любовь. А сопровождение - это понимание того факта, что все специалисты "помогающих" профессий: медики, социальные работники, волонтеры, психологи, священники страдают от выгорания - усталости, привычки и равнодушия. Так вот сопровождение помогает избежать, предотвратить это, и сохранить человеческие и профессиональные качества специалиста.
Консультационная практика у нас такая же как и везде. Наши студенты не могут сразу после диплома стать консультантами, для этого они будут еще взрослеть и учиться. Но основные знания и некоторые навыки они могут у нас приобрести.
- Сегодня оккультные практики используют психологические законы в своих целях. Необходимо вырабатывать средства защиты от манипуляции людьми. Как соотносит с этой задачей свою работу факультет психологии РПИ?
- Прежде всего необходимо знать какие секты, движения и лидеры подобных групп используют те или иные манипулятивные методики. Этому мы учим. Кроме того, мы разработали ряд превентивных программ, которые могут помочь людям избежать подобных искушений. Так например, мы убеждены, что духовное развитие личности, в том числе и в первую очередь православное, помогает противостоять оккультному манипулированию. Ведь не секрет, что в обществе тогда множатся и распространяются манипулятивные методики, шарлатаны и целители, когда множится и распространяется невежество и мракобесие. Просвещение, образование, духовное развитие личности - вот что мы можем противопоставить в современной ситуации. Вот на это мы и нацеливаем наших студентов. В том числе, на это рассчитан наш курс повышения квалификации "Основы практической психологии" разработанный для самого широкого круга желающих учится психологии.
Беседовала Ольга Харитонова, для "Prokimen.ru"
http://www.prokimen.ru/article_2452.html