Немаловажным довеском к хорошо знакомым болячкам современной Российской армии является отсутствие понятной всем системы отбора и выдвижения офицерского состава на вышестоящие должности. В русской императорской армии, к слову говоря, такая система была и в подавляющем большинстве случаев давала ответ на вопрос армейской и флотской общественности, почему на вышестоящую должность был выдвинут офицер M или генерал N. А осуществлялось все очень просто - по старшинству.
Кадровая катастрофа
Стало правилом, что любой военный конфликт Российская армия встречает в абсолютно неготовом состоянии. Тут же выясняется, что необходимы существенные кадровые передвижки: смещение военачальников, абсолютно не соответствующих занимаемым должностям, и выдвижение офицеров и генералов, способных руководить войсками на войне. Так было, в частности, в начале Великой Отечественной войны, когда ни один из пяти командующих приграничными округами (фронтами) не оказался на высоте требований, выдвигаемых ведением современных операций. Однако точно так же было и в начале первой чеченской кампании. Например, в мирное время командующий войсками Северо-Кавказского военного округа считался вполне соответствующим должности генералом. Однако через несколько дней пребывания его в качестве командующего объединенной группировкой войск даже далекому от места событий московскому генералитету стало очевидно, что этот военачальник не может руководить войсками даже на этапе перегруппировки и выдвижения частей и соединений. Пришлось срочно из Москвы присылать двух генералов - одного на должность командующего, другого начальником штаба.
Помимо этого первые дни боев показали, что надо срочно менять некоторых заместителей командующего войсками округа, командиров частей и соединений. Начали срочно выдвигать хорошо зарекомендовавших себя в боях офицеров и генералов, многие из которых до начала кампании считались неперспективными. В частности, в то время на всем Северном Кавказе была всего-навсего одна мотострелковая дивизия. И даже в ней единственной командир соединения оказался после первых дней боев не на высоте положения. Дивизию после нескольких дней ожесточенных боев в Грозном возглавил командир полка, которого в мирное время чуть ли не собирались отстранить от занимаемой должности за какие-то "упущения" по службе. А ведь, по сути дела, началась даже не война, а так - "наведение конституционного порядка". Что же было бы с "кадрами", если б разразился крупномасштабный конфликт?
Отбор по отрицательным признакам
Объективных критериев оценки "ратного труда" в мирное время, тем более сейчас, никаких нет, есть только спектр субъективных оценок прямых и непосредственных начальников. А он основывается в основном на зыбком фундаменте донельзя размытых критериев - "нравится" и "не нравится". Желание подчиненного вызвать у соответствующего начальника положительные эмоции и создать в его глазах репутацию верного и преданного подчиненного-сподвижника объективно способствует необычайному развитию в офицерской среде актерских качеств.
Иначе не выживешь, тем более не выдвинешься. Внятной системы оценки труда офицера и генерала нет, поэтому, чтобы занять вышестоящую должность, вовсе не требуется сдавать экзамены и зачеты (в том числе и по физической подготовке, иначе у нас не было бы столько "негабаритных" генералов), руководить учениями, проходить доподготовку, плавно выдвигаться от ступени к ступени. Нет и четко обозначенных сроков пребывания в той или иной должности.
Все это создает благодатную почву для различного рода кадровых махинаций. Особенно это касается центральных органов военного управления, где во главе разного рода департаментов могут оказаться военачальники со столь причудливым прохождением службы и особенностями биографии, что остается только удивляться. В частности, не для кого сегодня уже не является секретом, что центральный аппарат Министерства обороны России в своем огромном большинстве сформирован из офицеров и генералов, в лучшем случае закончивших свою строевую службу в войсках в качестве командира роты, максимум батальона. Есть и генералы, последняя командная должность которых - командир взвода. Только пресловутая московская прописка способствует сбиванию в стаи такого рода выдвиженцев. Разумеется, у нас более чем достаточно высокообразованных, культурных и честных высших офицеров, но в данном случае речь идет не о конкретных фигурах, а о сформировавшейся тенденции.
Объективно же отсутствие правил, норм и системы подбора и выдвижения военных кадров создает все условия для того, чтобы всплывали самые пронырливые и беспринципные представители офицерской касты. По большей части из них и формируется так называемая элита Вооруженных сил (о ней разговор особый).
Не все хотят быть маршалами
Весьма нездоровую обстановку в воинских коллективах создают изначально неправильно сформированные установки приоритетов в службе. В частности, в народе, да и офицерской среде глубоко укоренилось мнение: "Не вышел в генералы (полковники в самом худшем случае) - служба не удалась". Ни в одной другой армии мира нет такой впечатляющей картины: половину численного состава армии составляют офицеры, а из этой половины более 50% - старшие офицеры.
Желание дослужиться и выйти в генералы (полковники) во многом связано с весьма существенными имущественными различиями между разными группами офицерского состава, в том числе с пенсионными. Многие включаются в гонку за званиями и должностями не из-за того, что это отвечает их желаниям и наклонностям, а из-за того, что "так принято".
Между тем сама жизнь требует, чтобы многие офицеры подолгу находились в занимаемых должностях. Особенно это касается инженерно-технического состава, где высокая квалификация и опыт работы приобретаются лишь с годами службы. Общая обстановка беспрерывного продвижения по служебной лестнице увлекает и их.
Штатно-должностных категорий полковников, генералов и маршалов хватит, безусловно, не на всех. Поэтому для остальных должны быть пересмотрены система должностных надбавок и исчисление пенсии. Рассмотрим только несколько примеров. Есть множество должностей, которые являются в армии откровенно тупиковыми, но тем не менее в поддержании боевой готовности войск они играют более чем значительную роль. Однако продвигать офицеров зачастую дальше просто некуда. С определенного момента такой офицер начинает чувствовать себя обойденным по службе, лишенным многих льгот и благ и в конечном итоге пытается предпринимать все доступные способы, чтобы быть куда-либо переназначенным.
Если бы существовала система, стимулирующая длительное пребывание офицеров в некоторых военно-учетных специальностях, то это было бы только на пользу Вооруженным силам в целом. В таком случае офицер, ничуть не теряя в денежном довольствии и пенсии, продолжал бы спокойно исполнять свой долг, не опасаясь быть уволенным, скажем, в 45 лет. Однако эти простые истины остаются для многих руководителей за кадром, и офицерский состав продолжает абсолютно бессмысленную для подавляющего большинства гонку за должностями и званиями. Кому в ней достанется приз, в целом (за исключением только некоторых частностей, лишь подтверждающих общую тенденцию) ясно с самого начала забега.
Выводы
По большому счету многие устоявшиеся положения в формировании офицерского корпуса Вооруженных сил надо давным-давно пересмотреть. Однако сила инерции слишком велика, тем более что существующая система предоставляет многим военачальникам массу возможностей для выдвижения только им преданных подчиненных. А общий итог всегда один - катастрофа с началом военных действий. С течением времени все встает на свои места. Война своим естественным ходом производит жесточайшую кадровую селекцию. Однако не настала ли пора все-таки подправить сложившиеся правила игры?
http://nvo.ng.ru/forces/2006-11-17/4_way.html