От Шеллинга к славянофильству

Иван Киреевский считал православие основой духовной жизни народа, на которую может опереться и образованный человек

0
314
Время на чтение 4 минуты
В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения и 150 лет со дня смерти Ивана Васильевича Киреевского, выдающегося русского философа, одного из основоположников славянофильства.

Иван Киреевский (1806-1856) получил прекрасное светское образование и воспитание под руководством своей матери А.П.Елагиной (по первому браку Киреевской) и отчима А.А.Елагина. Большое влияние на духовное становление молодого человека оказал великий русский поэт Василий Жуковский. Переехав в Москву, родители создали для своих детей уникальную среду общения: знаменитый елагинский салон, через который прошли все выдающиеся русские интеллектуалы первой половины XIX века.

Здесь Киреевский знакомится и заводит дружеские отношения с Пушкиным, Чаадаевым, Баратынским, Хомяковым, Герценом, Кавелиным, Грановским... В середине 1820-х гг. вместе с Дмитрием Веневитиновым, Владимиром Одоевским, Александром Кошелевым и другими он создает общество юных романтиков-философов, известное как кружок любомудров. Молодые люди "работали" (перебирали бумаги в архиве Министерства иностранных дел) и философствовали...

В 1830 г. Киреевский предпринимает заграничное путешествие. Это сильно расширило его интеллектуальный кругозор (он познакомился с Гегелем, Шеллингом). Но одновременно в его уме поселились первые ростки недоверия к западной культуре. При этом и в России он видел лишь борьбу незначительного количественно и качественно культурного слоя с окружающей его массой невежества.

В сочинениях этого времени чувствуется влияние Чаадаева. Тем не менее Киреевский создает оптимистическую концепцию русской истории, в которой центральное место отводится уникально сочетающему в себе европейскую культурность и русскую "особенность" гению Пушкина. Эта концепция, безусловно, западническая, легла в основу программы, которую он попытался реализовать в журнале "Европеец" и в основной статье этого периода "Девятнадцатый век". Главным образом из-за этой статьи "Европеец" был запрещен, однако Киреевский благодаря заступничеству Жуковского избежал преследований.

В середине 1830-х гг. Киреевский пережил тяжелый скептический кризис, напрямую, по-видимому, не связанный с преследованием "Европейца", но обусловленный прежде всего внутренними причинами. В частности, разрушением сложившейся в его сознании романтической картины мира и человека, осознанием кризисного состояния европейской культуры. Выход из этого кризиса был им найден в Церкви.

Существует несколько версий этого обращения. Многие исследователи считают, что главную роль в нем сыграла жена Киреевского Наталья Петровна, совмещавшая образованность с благочестием и приобщившая супруга к чтению святоотеческой литературы. Она познакомила его со своими духовниками: старцами Филаретом Новоспасским и Макарием Оптинским. Именно в них он увидел Нечто, заставившее его отбросить сомнения: очевидное действие обращенной к каждому человеку Божией силы.

Однако характер этой встречи был вполне осознан им отнюдь не сразу. Первоначально православие воспринимается им как Традиция, как основа духовной жизни народа, на которую может опереться и образованный человек, осознавший, что "в сердце человека есть такие движения, есть такие требования в уме, такой смысл в жизни, которые сильнее всех привычек и вкусов, всех приятностей жизни и выгод внешней разумности".

Именно с этим связано его славянофильство. В 1839 г. происходит обмен мнениями между Хомяковым (статья "О старом и новом") и Киреевским ("В ответ Хомякову", из которой взята приведенная выше цитата). Здесь обретает более или менее ясное выражение определенное видение русской истории, формировавшееся начиная с 1820-х гг. в исторических и литературных трудах Карамзина, Погодина, Хомякова, Сергея Аксакова, Пушкина и многих других. Прежде всего оно связано с началом критической рефлексии относительно петровских реформ и начатого ими процесса европеизации России.

Однако славянофильство не означало изоляционизма, напротив, оно стремилось к восстановлению прерванных связей духовной традиции, единства образованного класса и простого народа. Более того, сам Запад представал с этой точки зрения как искусственно изолировавшая себя и потому сама себя разрушающая ветвь единой христианской средиземноморской культуры.

Соединенные усилия Хомякова, братьев Петра и Ивана Киреевских, Кошелева приносят свои плоды. В начале 40-х XIX века к славянофилам присоединяются Константин Аксаков, Юрий Самарин и еще несколько талантливых молодых людей - историков, литераторов, филологов.

Новый кризис происходит в середине 40-х гг. До этого Киреевский после смерти старца Филарета в течение нескольких лет не имел духовного руководителя. По собственному выражению, он "хватался за высшее, не пройдя первоначального", и в результате "только увеличил внутреннюю раздвоенность", к преодолению которой стремился всю жизнь.

Общественное разочарование и личное горе как бы подталкивают его. В течение года с небольшим он вынужден отказаться от переданного ему Михаилом Погодиным журнала "Москвитянин", с которым связывал большие надежды, перенес тяжелую болезнь, потерял горячо любимых дочь, отчима, друзей - поэта Николая Языкова и историка Дмитрия Валуева.

Вскоре он становится духовным сыном преподобного Макария Оптинского, начинает вместе с ним работу над переводами и изданиями творений Святых Отцов. Этапы пройденного им духовного пути находят свое выражение в дневнике, веренице статей, писем и отрывков. Суть этого пути - стремление к сосредоточенной цельности духа, которая дается только верой: "сознанием об отношении человеческой личности к личности Божества". Этому должна помочь также и аскеза - необходимый элемент не только жизни, но и философии. Как философ Киреевский успел сказать, в сущности, только это.

Он умер от холеры в нелюбимом им Петербурге 11 июня 1856 г. В это время он работал над продолжением статьи "О необходимости и возможности новых начал для философии". Многим тогда показалось странным, что Киреевский удостоился (вместе с женой и братом Петром, умершим от горя через три месяца после смерти старшего брата) чести быть погребенным в Оптиной пустыни рядом с великими старцами. Но, возможно, это и была адекватная оценка его жизни и мысли.

Константин Михайлович Антонов
- кандидат философских наук

http://religion.ng.ru/people/2006-11-15/6_shelling.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Константин Антонов
Мудрые змеи и где они обитают
В православном вузе занялись светским взглядом на религию
08.02.2017
Как в СССР изучали религию, чтобы с ней бороться
К-70 летию главного безбожника
05.12.2013
«Мы выпускаем уникальных специалистов»
Интервью с заведующим кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры Константином Антоновым
23.07.2012
Все статьи Константин Антонов
Последние комментарии
Россия, несомненно, часть Запада
Новый комментарий от Павел Тихомиров
02.01.2025 19:49
Наше новогоднее кино
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.01.2025 14:14
Рождённые в СССР
Новый комментарий от В.Р.
02.01.2025 13:25
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Денис Никонов
02.01.2025 11:24
После Сталина
Новый комментарий от Александр Волков
02.01.2025 09:56
«Будем идти только вперёд»
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.01.2025 08:02
Прощай, наш дорогой Дом Кино…
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.01.2025 07:50