Из истории Элладской церкви

0
344
Время на чтение 8 минут
Достоверных сведений относительно церковного устройства первых христианских общин в Греции у нас нет. Известно, что, поскольку Коринф был главным городом римской провинции Ахайя, епископ Коринфа, постепенно возвышаясь над другими иерархами этой области, стал первым греческим митрополитом.

В IV в. император Константин Великий разделил Римскую империю на четыре префектуры: Восточную, Иллирийскую, Италийскую и Галльскую. Префектуры, в свою очередь, подразделялись на диоцезы, а последние - на провинции. Западная часть Балканского полуострова вошла в префектуру Иллирийскую, имевшую три диоцеза: Западный (Иллирия), Дакийский и Македонский. Греция с ближайшими островами составляла часть Македонского диоцеза, где главным городом был Солунь (Фессалоники).

При Константинопольском патриархе Фотии греческие епархии вошли в состав Константинопольской Церкви.

В первой половине XIII в., во времена крестовых походов, Православная Церковь в Греции подверглась тяжелым испытаниям. Крестоносцы захватили даже Константинополь (1204). Большинство православных епархий было закрыто. Их восстановление началось только в 1261 г., когда был отвоеван Константинополь.

Национально-освободительная борьба

После падения Византийской империи в 1453 г. греки, как и другие покоренные турками народы, испытывали от поработителей постоянные притеснения, но, не теряя надежды на освобождение, первыми из народов Балканского полуострова достигли политической и церковной самостоятельности. В XVIII в. единоверная грекам Россия, на которую они в течение многих лет смотрели с упованием как на свою единственную защитницу и освободительницу, заявила о себе как о сильной державе. К этому времени и сами греки накопили достаточные силы для того, чтобы начать открытую борьбу с турками. В конце XVIII в. Россия после ряда военных побед добилась от турок права покровительствовать православным христианам на Востоке.

В 1821 г. митрополит Патрский Герман поднял в Калаврите (Пелопоннес) знамя нового восстания и обратился к народу со следующим воззванием: "Героические сыны геройских отцов! Пусть препояшется каждый мечом своим, потому что лучше пасть с мечом в руках, нежели видеть бедствия отечества и оскверненные святыни! Разорвите оковы, сокрушите иго, которое возложили на вас, потому что мы - наследники Божии и сонаследники Христовы! Дело, которое вы призываетесь защитить, есть дело Самого Бога".

В том же году произошло большое восстание греков в Морее (Пелопоннес) и на Крите. "Не жить больше турку ни в Морее, ни на целом свете", - пели восставшие греки. Началась упорная и кровопролитная освободительная борьба. Турки усмиряли греков самыми жестокими мерами. Европейские правительства смотрели на происходящее в Морее как на внутреннее дело Османской империи, поэтому греки долгое время были предоставлены сами себе. Только под давлением России европейская политика бездействия закончилась. Россия, Англия и Франция, заключив между собой договор, потребовали от Махмуда II прекратить резню греков. Когда же он отказался выполнить это требование, союзники применили оружие.

В 1827 г. произошел Наваринский бой, в котором весь турецкий флот за несколько часов был истреблен союзным флотом России, Англии и Франции. В 1828 г. началась русско-турецкая война, которая победоносно окончилась для России. В 1829 г. Турция была вынуждена подписать мирный договор в Адрианополе, по которому, в частности, обязалась признать независимость Греции. Окончательно этот вопрос был решен в 1830 г. Восставшие греческие провинции были признаны самостоятельным государством, которому было присвоено название Греческого, или Эллинского. В состав нового государства вошли Морея, Средняя Греция и некоторые острова.

"Во время освободительной борьбы, - пишет профессор Салоникийского университета Э.-Д. Теодору, - Православная Церковь как любящая мать и как птица, собирающая "птенцов своих под крылья" (Мф. 23: 37), выступила в защиту порабощенного греческого народа и оказала огромную помощь в сохранении органической целостности греческой нации. Без поддержки своей Церкви греческий народ под гнетом турок оказался бы в очень серьезной опасности. Церковь поддерживала духовные силы народа и его национальные традиции, верной хранительницей которых она являлась, через посредство греческого языка и письменности и, особенно, церковных богослужений... С помощью Церкви было построено множество школ, библиотек, общественных столовых для студентов, типографий. Церковь предоставляла стипендии и осуществляла другую деятельность подобного рода. В период оттоманского владычества огромную деятельность осуществляли монастыри. Они являлись убежищем для всех угнетенных, укрепляли благочестие народа... Монахи-учителя преподавали или в самих монастырях, или же путешествуя по стране; проповедники и духовные исповедники воодушевляли людей, как в вере, так и в стойкости. Во многих монастырях регулярно работали школы, причем все они превращались в хранилища рукописей...

Элладская Церковь не только спасла греческую нацию, но и подготовила ее освобождение от турецкого ига, участвуя и словом и делом в борьбе за национальную независимость".

В ознаменование заслуг священнослужителей перед Церковью и Родиной в Афинах в 1974 г. был открыт памятник неизвестному священнику.

Провозглашение независимости

Естественным следствием политического возрождения Греции было возникновение самостоятельной Элладской Церкви.

Епархии, вошедшие в состав нового государства, до начала восстания греков в 1821 г. находились в ведении Константинопольского патриархата. Во время военных действий сношения епископов Эллады с Константинопольским патриархом, естественно, прекратились.

На созванном в городе Нафплионе соборе архиереев правительство в июле 1833 г. объявило Элладскую Церковь автокефальной. Провозглашение независимости Элладской Церкви состоялось 27 июля в торжественной обстановке при стечении многочисленной паствы, в присутствии короля Греции, министров, архиереев и послов некоторых христианских стран. Вот как описывалось это событие в газете "Афина": "27-й день июля - достославный день в летописях Греции... день, в который совершился величайший народный праздник: в этот достославный день освящена священнодействием независимость нашей Церкви. Монарх наш в сопровождении членов регентства, министров, всех архиереев государства, находящихся в городе послов дружественных держав и всех гражданских и военных чинов пришел в двенадцатом часу в церковь св. Георгия, где воспето было славословие ко Всевышнему, вознесено моление за нашего монарха и освящена церковными молитвами независимость нашей Церкви. А после того почтенный иерокирикс Иосиф Византий произнес и слово, приличное настоящему предмету".

Отныне была провозглашена самостоятельность Элладской Церкви. Но еще во время ее провозглашения многие греческие епископы и миряне выразили свое сомнение в том, может ли быть законной автокефалия, полученная без благословения Матери-Церкви, в данном случае - Церкви Константинопольской. После провозглашения автокефалии верующие, недовольные действиями правительства, открыто выступили с протестами. Константинопольский престол также, совершенно справедливо, смотрел на провозглашение самостоятельности Элладской Церкви - части Константинопольского патриархата - без его согласия как на дело антиканоническое. Греческое правительство вначале пыталось смирить непокорных жесткими мерами, но, в конце концов, было вынуждено обратиться в Константинополь за разрешением вопроса. В 1850 г. оно направило патриарху Константинопольскому послание, в котором, извещая о провозглашении самостоятельности Элладской Церкви и учреждении синода, просило рассмотреть этот вопрос, признать синод братом во Христе и благословить дело благочестивого греческого народа.

Для решения церковных дел Эллады патриарх Константинопольский Анфим IV в том же году созвал собор, в деяниях которого, кроме постоянных членов Патриаршего синода, приняли также участие находившиеся на покое пять Константинопольских патриархов и пребывавший в Константинополе патриарх Иерусалимский Кирилл.

На соборе было подтверждено положение, по которому право давать самостоятельность Церкви принадлежит тому патриархату, в ведении которого находится новоучрежденная Поместная Церковь. Собор постановил, что элладские епархии, до сего времени подчинявшиеся Константинополю, освобождаются от всякой зависимости и Элладская Церковь провозглашается автокефальной.

О провозглашении автокефалии Элладской Церкви патриарх Анфим известил посланиями все Поместные Церкви. Правительство Греции составило новое положение о церковном управлении в духе соборного постановления и согласно церковным канонам.

Правительственные реформы Церкви

В 1852 г. был обнародован закон о разделении королевства Греция на 24 епархии, одна из которых - Афинская - была возведена в степень митрополии, девять - в степень архиепископий, а остальные - епископий. Кандидаты в епископы избирались синодом, но утверждались королем. Для духовного просвещения народа правительство назначило нескольких иерокириксов (проповедников), в обязанность которых входило посещение города и села своего округа и поучение всех слову Божию. Священники и диаконы избирались самими прихожанами и рукополагались архиереями после предварительного испытания.

Правительственные реформы коснулись и элладских монастырей. В результате Церковь лишилась 394 монастырей. В годы греческого восстания в Элладе насчитывалось 524 мужских монастыря и 18 женских. Они владели большим недвижимым имуществом, которое занимало почти четверть всей греческой территории. Общее число монахов было около 3000 человек. Монахи из них были перемещены в действующие монастыри.

В 1864 г. к Элладской Православной Церкви присоединилась паства Ионических островов. В конце XVIII в. эти острова у венецианцев отвоевал Наполеон. В 1799 г. они были объявлены самостоятельной республикой под покровительством русского императора и турецкого султана, причем господствующей религией была признана православная. В начале XIX в. эти острова перешли к англичанам, которые согласились признать здесь господствующей Православную Церковь. Каждый из островов имел своего архиерея, избираемого по закону 1839 г. тайной подачей голосов всего клира каждого острова. Новоизбранный архиерей утверждался местным управлением - герусией, которая испрашивала у Вселенского патриарха разрешение на его хиротонию. Подобное церковное устройство Ионических островов продолжалось до их политического присоединения к Греции в 1864 г. Вслед за политическим присоединением островов встал вопрос и о присоединении местной Церкви к Элладской. В результате переговоров по этому поводу между Ионической, Элладской и Вселенской Церквами в июле 1866 г. вопрос получил каноническое оформление.

В 1881 г., по Берлинскому трактату 1878 г., к Греции были присоединены Фессалия и часть Эпира (Арта). Девять местных епархий, после надлежащих сношений греческого синода с Константинопольским патриархом, также вошли в состав Элладской Церкви.

Элладская Церковь в XX веке

В 1922 г. все епархиальные архиереи получили титул митрополитов.

В 1923 г. был созван собор Греческой Церкви, который изменил ее устройство, издав основной закон Автокефальной Церкви Эллады. Церковь возглавил Архиерейский собор под председательством Афинского архиепископа с титулом "Блаженнейший" (до этого времени это был митрополит).

7 июня 1975 г. была принята новая конституция Греческой Республики, согласно которой "Церковь отделяется от государства и получает возможность свободно устраивать свою внутреннюю жизнь" (ст. 3).

Иерархи Греческой Церкви подразделяются на иерархов Элладской Церкви (митрополии в "Старой Греции") и иерархов Вселенского престола (на так называемых Новых территориях - Нэон Хорон).

Сегодня в ведении Элладской Православной Церкви насчитывается около 7500 храмов. Многие из них являются выдающимися памятниками истории и архитектуры.

В настоящее время в Греции насчитывается (не считая монастырей Афона) около 170 мужских и 130 женских монастырей, в которых подвизаются около 1250 монахов и 1750 монахинь. Развитая духовная жизнь и процветание наблюдается в основном в женских монастырях, где иноческий подвиг сопровождается каким-либо общественным занятием.

Сокровища монастырей имеют большую художественную и научную ценность. В монастырях находится много древних икон, фресок, рукописей, редких книг и т. п. В последнее время Элладская Церковь проявляет живейший интерес к сохранению и изучению этого духовного наследия.

Важное место в истории Элладской Православной Церкви занимает монастырь Пендели (близ Афин), основанный в 1578 г. В годы турецкого господства на Балканах монастырь предоставлял кров больным и приют нуждающимся жителям окрестностей Афин. Во время национально-освободительного восстания греков в 1821 г. он помогал борцам продуктами, одеждой и деньгами. В нем же действовала "Тайная школа", в которой иноки пробуждали и поддерживали у юношества стремление к свободе. В 1971 г. в монастыре открыт так называемый Межправославный афинский центр, целью которого является содействие укреплению взаимосвязей Православных Церквей через общее изучение проблем, встающих сегодня на их жизненном пути. Монастырь стал местом встреч и собеседований богословов, приезжающих в Грецию. В нем также проводятся и епархиальные собрания.

Игумен Венедикт (Кантерс; † 2003)

Публикуется по: Греция: Путешествие по святым местам. 3-е изд., испр. и доп. СПб., 2006. С. 34-38

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=572&did=1956
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Венедикт (Кантерс)
Все статьи Игумен Венедикт (Кантерс)
Последние комментарии
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 15:34
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30