Около ста прихожан мечети ворвались в христианский молитвенный дом в селе Каракульджа на юге республики. Пастору Зулумбеку Сарыгулову сломали два пальца и избили до потери сознания. Затем погромщики со словами "убирайся из нашего села" вышвырнули его на улицу. Во дворе молитвенного дома фанатики сложили во дворе всю христианскую литературу, которая была в доме (в том числе несколько десятков Библий) и разожгли из нее большой костер. На воротах церкви погромщики написали: "Продается дом". Жизни пастора угрожает опасность. Ему говорят, что убьют его, если он не уедет из села. Случай в Каракульдже - наиболее одиозный, но не единственный".
Так, в селе Жеты-Огуз Иссык-Кульской области Киргизстана был убит киргиз, принявший христианство, Сактинбай Усманов. Как только стало известно о его гибели, толпа сельчан перекрыла дорогу, чтобы не дать возможность похоронить "неверного" на мусульманском кладбище. Убийца Усманова так и не найден, но в Жеты-Огузе никто не сомневается, что христианин пострадал именно за свои религиозные убеждения. "Тот факт, что мой отец, мусульманин по происхождению, принял христианство, раздражало очень многих мусульман. Четыре года назад в дом отца ворвались несколько неизвестных в масках. Они приставили ему нож к горлу и угрожали убить, если он не вернется к вере предков", - сообщил "МН" сын Сактинбая Руслан Усманов.
С европейской точки зрения такое поведение воспринимается как варварство, однако, по мнению мусульман, оно вполне логично. Согласно канонам ислама, мусульманин, отрекшийся от своей веры, должен быть казнен. "Действительно, в последнее время участились случаи нападений на протестантов. Проблема заключается в том, что представители этого течения христианства активно занимаются миссионерством среди коренного населения, что вызывает гнев мусульман. У нас, например, нет никаких проблем с православными, потому что они не вербуют сторонников среди мусульман", - убеждает меня советник председателя агентства по делам религий при правительстве Киргизстана Шамсыбек Закиров.
Расправы над "вероотступниками" и миссионерами характерны и для других центральноазиатских республик. В 2004 году в таджикском городе Исфара был застрелен из автомата протестантский пастор Сергей Бессараб, активно занимавшийся миссионерством среди мусульман. Власти заявили, что это дело рук членов исламской радикальной организации "Байят" ("Клятва"). В мае областной суд приговорил к 25 годам тюрьмы 12 убийц пастора. В Узбекистане был случай, когда перешедшего в христианство мусульманина пытал его брат, угрожая отрезать несчастному язык, если он не вернется к вере предков.
Государство против
Ненависть мусульман к бывшим единоверцам не на шутку тревожит руководителей центральноазиатских республик, которые всерьез опасаются, что прозелитизм (переход из одной веры в другую) может спровоцировать социальные потрясения. Страхи столь велики, что власти принимают законы, резко ограничивающие права религиозных меньшинств и грубо попирающие международные стандарты.Наиболее жесткие в этом отношении законы приняты в Узбекистане. В этой стране официально запрещены прозелитизм и миссионерство, а также деятельность незарегистрированных религиозных общин. Законодательная база подкрепляется широкомасштабными репрессиями государства по отношению к религиозным меньшинствам. Так, в Узбекистане стало обыденной практикой избиение протестантов милицией и аресты их на несколько суток. Ташкент начал также кампанию по депортации местных протестантов, уроженцев Узбекистана, принявших по какой-либо причине иностранное (в основном российское) гражданство. За последние полгода из Узбекистана были депортированы как минимум три таких "иностранца".
На пути бульдозеров
Ужесточение государственной политики наблюдается и в других центральноазиатских странах. В Таджикистане Комитетом по делам религий при правительстве республики разработан закон о религии, еще резче ограничивающий права верующих, чем узбекский. Около полугода назад президент Казахстана Нурсултан Назарбаев одобрил разработанные парламентом поправки к закону о религии, требующие обязательную регистрацию религиозной общины. После этого увеличилось количество штрафов "за нелегальную религиозную деятельность" членов небольших религиозных общин. Власти Карасайского района Алма-Атинской области предпринимают попытки закрыть ферму-коммуну кришнаитов в окрестностях Алма-Аты. Судебные исполнители Карасайского района, представители местного акимата и полиции предприняли попытку сноса одного из пяти дачных домов членов Общества сознания Кришны. В тот раз попытка не удалась, потому что последователи индуизма сели, сцепив руки, на пути бульдозера и перекрыли собой проезд к дому. "Нас убеждают, что это чисто хозяйственный спор. Но почему-то земли и дачи отбирают только у кришнаитов. Кому-то хочется закрыть уникальную коммуну кришнаитов, существующую в СНГ лишь в Казахстане", - заявил "МН" пресс-секретарь Общества сознания Кришны Максим Варломеев.По утверждению Закирова, работники агентства по делам религий при правительстве Киргизстана оказались между двух огней. "Меня называли "врагом ислама" за то, что я регистрирую протестантские церкви", - жалуется мне высокопоставленный чиновник. Закиров признает, что согласно международным нормам и киргизским законам протестанты имеют право проповедовать. "К сожалению, мы должны исходить из местных реалий. Активность протестантов в чисто киргизских городах вызывает у мусульман просто ярость, - убеждает Закиров. - Так, например, когда мы пытались объяснить жителям Каракульджи, что по международным нормам Сарыгулов имеет право проповедовать, нам заявили прямо: "Нам наплевать на международные нормы, мы живем по законам предков. Мы - не Европа, и активность протестантов сегодня может дестабилизировать ситуацию на юге республики". Как утверждает советник по делам религий, "на юге Киргизстана появился целый букет разнообразных радикальных исламских организаций, и с каждым днем их становится все больше. Исламисты нападают на киргизско-таджикскую границу. В Жалал-Абаде органы правопорядка вынуждены были вступить в настоящий бой с исламскими фанатиками, создавшими террористическую базу в одном из частных домов. В этой обстановке, если мы будем потворствовать распространению христианства, нас обвинят в антимусульманской политике".
По мнению Закирова, сейчас назрела реальная необходимость разработать новый закон о религии, и эту работу уже начали депутаты киргизского парламента. "Надеюсь, что новый закон будет максимально приближен к международным стандартам. Однако мы должны учитывать не только международные нормы, но и сложившиеся реалии", - считает Шамсыбек Закиров.
http://www.mn.ru/issue.php?2006-39-31