Русский пророк

0
260
Время на чтение 6 минут
2006 год объявлен ЮНЕСКО годом Достоевского. В этом году исполняется 185 лет со дня рождения и 125 лет со дня смерти Ф.М.Достоевского. Также в этом году будет отмечаться и 500-летие рода Достоевских.

Достоевский Ф.М. Политическое завещание: Сб. статей за 1861-1881гг. / Фёдор Достоевский; сост. Предисл. С.М. Сергеев. - М.:Алгоритм, Эксмо, 2006. - 480с. - (Философский бестселлер).


В уже становящейся привычной читателю новой серии издательства "Алгоритм" хотелось бы выделить издание философской и политической публицистики великого русского писателя, мыслителя и пророка Ф.М Достоевского (1821-1881). Автор и составитель данного сборника, известный специалист по истории русской общественной мысли С.М. Сергеев, составил том избранных статей (куда, конечно же, вошёл и "Дневник писателя"), интересных не только специалистам, но для более широкой читательской аудитории.

Ф.М. Достоевский- один из ярких выразителей высших духовно-нравственных ценностей русского народа, но при этом он входит немногих гениев всемирного масштаба. Его творчество, и, прежде всего романы "Преступление и наказание" (1886), "Идиот" (1868), "Бесы" (1872), "Подросток" (1875), "Братья Карамазовы" (1879-1886), повести и рассказы, оказало огромное влияние на всю мировую, культуру. Недаром, нынешний, 2006 год объявлен ЮНЕСКО годом Достоевского и в эти дни патриотическая общественность готовится отметить 185-летие со дня рождения и 125-летие со дня смерти Фёдора Михайловича Достоевского. Также в этом году будет отмечаться и 500-летие рода Достоевских.

При этом, Достоевский до сих пор остается одним из самых актуальных классиков русской литературы и не только как великий романист, но и как выдающейся философ-публицист, одним из первых в русской культуре поставивший важнейшие вопросы национального бытия. Своеобразие исторического пути России, всемирное значение русской культуры, двойственности и противоречивость русской души, нравственное и духовное здоровье общества, Россия и Европа, Россия и славянство, место России в мире, проблема будущих революций и мировых войн, непонимание интеллигенции своей страны и русского народа,-вот лишь некоторые темы публицистики Фёдора Михайловича.

Недавно с резкой ненавистью по отношению Ф.М. Достоевскому выступил в печати известный современный деятель А.Б. Чубайс. Ему не понравилась любовь великого писателя к России и русскому народу и критика её как внешних, так и внутренних врагов. Всё это лишь еще больше говорит об актуальности поднятых Достоевским проблем.

Составитель данной книги С.М. Сергеев, справедливо отмечает, что все главные сочинения Достоевского это не просто великая литература и яркая публицистика, они, по его словам, - наше "национальное священное писание, а их автор - наш национальный пророк". Конечно, Достоевский пророк не в том смысле, что он создатель какой-то новой религии (хотя так думали Рильке и Шпенглер), и не в том, что все его основные предсказания сбылись (сбылось, только то, что он больше всего боялся, а его надежды и упования пока не сбылись, может быть сбудутся в XXI веке), а в том, что он с наибольшей полнотой и ясностью выразил в своих творениях сущность русского самосознания.

В чём же состоит эта сущность? Ответ прост и сложен одновременно: в христианстве. Здесь не так уж важно какой процент русских людей в ту или иную эпоху ходил в храмы и держал посты, а в том, что психология подавляющего большинства из них была и остаётся новозаветной, а его жизненным идеалом есть и остаётся Христос. Разве наш быт с его походной неустроенностью, почти ирреальной зыбкостью, фантастическим свойством "линять в два дня" не свидетельствуют ли о том, что все мы града земного не имеем, а взыскуем града нездешнего?

Ещё раньше Достоевского о "природном" христианстве России писал выдающийся поэт Тютчев, говоривший о "долготерпенье" русского народа и гениально схвативший образ русского Христа - страдающего, униженного, "голгофского". Фёдор Михайлович как бы продолжая мысли Тютчева, напишет позднее, что одна из наиболее характерных черт русской "психеи" - неизбывная потребность в очистительном страдании, то есть, в сущности, желание "сораститься" со Христом), и это никая не метафизика, это реальность, это факт.

Можно ли после этого сомневаться, что указанные Достоевским основы русского национального самосознания не могут способствовать тихой, сытой и спокойной жизни? Народ с такой "идеей" обречён на вечное пребывание в стихии трагического, а тем, кто мечтает ввергнуть Россию в шаблон стандарта, лучше предаваться сему занятию, "глядя из Лондона", "Парижа" или "Вашингтона". Может быть, когда-нибудь русский менталитет и радикально изменется, появятся совсем другие пророки, которые научат нас быть "как все", но на наш век, и думается, на следующий, Достоевского хватит.

В статье "Объявление о подписке на журнал "Время" на 1861 год", опубликованной в данном сборнике, мы читаем мысли которые и сегодня остаются крайне актуальными. "Реформа Петра Великого, пишет Достоевский в этой статье,- и без того нам слишком дорого стоила: она разъединила нас с народом. Формы жизни, оставленные ему преобразованием, не согласовались ни с его духом, ни с его стремлениями, были ему не по мерке, не впору. Он называл их немецкими, последователей великого царя - иностранцами. Уже одно нравственное распадение народа с его высшим сословием, с его вожатыми и предводителями показывает, какою дорогою ценою досталась нам тогдашняя новая жизнь. Но, разойдясь с реформою, народ не пал духом. Он неоднократно заявлял свою самостоятельность, заявлял её с чрезвычайными, судорожными усилиями, потому что был один и ему было трудно. Он шёл в темноте, но энергетически держался своей особой дороги".

И чуть ниже читаем следующее: "...А между тем его (народ - С.Л.) называли хранителем старых допетровских форм, тупого старообрядства. Конечно, идеи народа, оставшегося без вожатаев на одни свои силы, были иногда чудовищны, попытки новых форм жизни безобразны. Но в них было общее начало, один дух, вера в себя незыблемая, сила непочатая. После реформы был между ним и нами, сословием образованным, один только случай соединения - двенадцатый год, и мы видели, как народ заявил себя. Мы поняли тогда, что он такое. Беда в том, что нас - то он не знает и не понимает".

Особое место в творчестве Достоевского занимает тема любви к родине, России и своему народу, связанная не только с его "почвенническими" идеями и с отвержением "чужих идей" нигилистов, но и представлениям об общественном идеале. Здесь Достоевский прежде всего проводит разграничение между народным и интеллигентским пониманием идеала. Последний предполагает, по его словам, поклонение чему-то носящемуся в воздухе, тогда как идеал народности основан на христианстве.

Достоевский делал всё возможное для пробуждения в обществе национального чувства. Писатель сетовал то, что, хотя у русских есть "особый дар" восприятия идей чужих национальностей, свою национальность они знают порой весьма поверхностно. В "Дневнике писателя" он с горечью и негодованием отмечает недоброе и презрительное отношение Европы и Запада к русским и славянству. Он воспринимает Европу как "кладбище" и признает ее мёртвой. Но все же он проникнут верой в воскрешение Европы, именно благодаря России и её православной и христианской миссии. Чтобы спасти Европу, по мысли Достоевского, необходимо для начала самой передовой интеллигенции вернуться к народу, к его правде и нравственным силам - к почве.

Достоевский был очень обеспокоен поведением этой "передовой интеллигенции". Он не раз в своём творчестве поднимал эти вопросы. В одном из выпусков "Дневника" он, с гениальной прозорливостью, предвидит все последствия подобной деятельности интеллигенции, приведший в итоге к революции: "Безбожный анархизм близок: наши дети увидят его..." и далее: "... бунт начнётся с атеизма и грабежа всех богатств, начнут разлагать религию, разрушать храмы и превращать их в казармы, в стойла, зальют мир кровью и потом сами испугаются".

Какой же выход видит Достоевский? Что необходимо предпринять образованному слою, чтобы понять свой народ и не быть оккупантами в своей собственной стране? В своем самом великом публицистическом сочинении, "Дневник писателя" он даёт следующий совет, к которому и нам не мешало бы прислушаться сегодня: "...Стать русскими во-первых и прежде всего. Если общечеловечность есть идея национально русская, то прежде всего надо каждому стать русским, то есть самим собой, и тогда с первого шага всё измениться. Стать русским значит перестать презирать народ свой. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, так тотчас же начнёт и он нас самих уважать. И действительно: чем сильнее и ближе отозвались бы европейской душе и, породнившись с нею, стали бы тотчас ей понятнее. Тогда бы не отвёртывались бы от нас высокомерно, а выслушали бы нас. Мы и на вид тогда станем совсем другими. Став самими собой, мы получим, наконец облик человеческий, а не обезьяний".

В заключение, хотелось бы заметить следующее: данная книга великого русского гения необходима сегодня, как необходимы и тёплые слова о Ф.М. Достоевском отца Александра Шумского, но все же в данном издании есть и несколько недостатков. Во-первых, хотелось бы прочесть "Дневник писателя" полностью без сокращений. Во-вторых, в книге нет того справочного материала и комментариев которые конечно же необходимы данному изданию.

http://www.pravaya.ru/idea/20/9148
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Лабанов
Чужие в европейском клубе
Русский мыслитель Николай Данилевский объяснил, почему Запад считает нас отсталой и агрессивной страной
12.01.2008
Эрн Владимир Францевич (1882-1917)
17 августа 2007 года исполнилось 125 лет со дня рождения замечательного русского мыслителя и публициста начала ХХ века, сторонника самобытных начал русской философии Владимира Францевича Эрна
06.09.2007
Все статьи Сергей Лабанов
Последние комментарии
Библейский взгляд на сущность царской власти
Новый комментарий от Михайлов
14.12.2025 14:26
Еврейская община Земуна против Креста
Новый комментарий от Бузина Олесь
14.12.2025 14:15
Война двух образов России
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.12.2025 12:22
Плюс негрификация всей страны
Новый комментарий от Советский недобиток
14.12.2025 11:03
Марксизм и глубинная Россия
Новый комментарий от Владимир С.М.
14.12.2025 10:26
Справедливость – лествица Любви
Новый комментарий от Александр Волков
14.12.2025 07:46
Почему русские ослабли?
Новый комментарий от учитель
13.12.2025 19:40