От этнической пестроты к единой умме

Национальная и религиозная идентичности дагестанцев складывались параллельно

0
167
Время на чтение 4 минуты
Республика Дагестан, бесспорно, претендует на статус наиболее исламизированного субъекта Российской Федерации (конечно, если не считать Чечню). К 2005 г. здесь действовали свыше 1500 мечетей, а каждый четвертый житель горного (аваро-андо-цезского и даргинского) Дагестана совершал хадж в Мекку. В то же время республика известна невероятной этнической пестротой: здесь проживают представители более 30 национальностей, порой даже лингвистически относящихся к разным языковым семьям.

В условиях Кавказа представители каждой коренной этнической группы стараются подчеркнуть "особый путь" своего народа, его славное историческое прошлое. Звучит это в большинстве случаев примерно так: "...а когда-то мы правили всем Кавказом и половиной России..."

Этническая и религиозная идентификация дагестанцев развивалась параллельно, а в некоторых случаях они были взаимосвязаны. С конца 80-х в Дагестане начинают возникать организации, выступающие в поддержку интересов (в том числе и территориальных) той или иной этнической группы: "Аух" - чеченцев-аккинцев и "Тенглик" - кумыков (1989 г.), "Бирлик" - ногайцев (1989 г.), "Лакское культурное общество" и "Кази-Кумух" - лакцев (1990 г.), "Садвал" - лезгин (1990 г.), "Цадеш" - даргинцев. Собственные влиятельные организации создают также табасаранцы, андийцы, дидойцы, агулы, каратинцы и т.д.

Помимо собственного национального движения практически каждая дагестанская этническая группа "обзавелась" своим муфтиятом. В противовес уже существующему Духовному управлению мусульман Дагестана (ДУМД), деятельность которого контролировалась в основном аварцами, в республике появляются муфтияты даргинцев, лакцев, лезгин и т.д. При этом важно отметить, что в первой половине 1990-х годов ни в национальных движениях, ни в созданных по этническому принципу муфтиятах не было представителей радикального ислама.

До середины 90-х годов республику раздирали межнациональные конфликты, ислам воспринимался с этнической точки зрения - "наш или не наш?". При этом известными и популярными собственно исламские движения стали во второй половине 1990-х. Любопытно, что часть этих движений, в особенности наиболее радикальная, включала в себя, как правило, представителей либо одной национальности, либо нескольких родственных народностей. Так, к примеру, один из самых известных на Кавказе ваххабитов Багаутдин Кебедов всегда опирался на своих соплеменников хваршин и на родственные им андо-цезские народы.

Во второй половине 90-х гг. национальная напряженность в республике сменяется напряженностью религиозной: накаляются отношения между тарикатистами (приверженцами традиционной для Дагестана трактовки ислама) и фундаменталистами. У этой проблемы социальные корни: речь идет об имущественном разделении внутри традиционного дагестанского сельского общества (джамаата) в постсоветские времена. К примеру, в одном горном селении есть две-три состоятельные семьи, а остальные вынуждены либо работать на них, либо влачить нищенское существование.

С началом первой российско-чеченской войны многие молодые безработные горцы ушли в Чечню на помощь "соседям-мусульманам". Именно там они переняли фундаменталистские идеи от полевых командиров из арабских стран. Многое в Чечне приятно удивило молодых дагестанцев, например, отсутствие кланов среди боевиков: здесь была важна не национальность и род, а "принадлежность к исламской умме". Важно также, что все, кто воевал в Чечне, возвращались в Дагестан с "неплохими деньгами", что притягивало молодежь.

В то же время пренебрежение "святыми местами", запрет на празднование мавлида (дня рождения Пророка Мухаммеда), другие идеи, проповедуемые фундаменталистами, вызвали весьма резкие протесты других жителей села, придерживающихся суфийской традиции. Власть же старалась не замечать назревающий внутриисламский конфликт.

К 1997 г. дагестанское общество фактически разделилось на две части. В ряде андо-цезских и даргинских селений были отмечены беспорядки и столкновения между жителями. Даргинцы из Кадарского джамаата (селения Кадар, Чабанмахи, Карамахи), придерживающиеся ваххабитского направления в исламе, самостоятельно ввели на своей территории законы шариата, а всех противников изгнали или "заставили передумать".

Похожие ситуации возникали также во многих селениях, в которых проживали преимущественно народности андо-цезской группы, хваршины, багулалы, чамалалы, капучины и т.д.

Официальные встречи и диспуты между фундаменталистами и приверженцами суфизма ни к чему не привели. Ваххабиты называли тарикатистов язычниками за то, что суфии уделяют большое внимание могилам праведников и другим святым местам, тарикатисты, в свою очередь, считали ваххабитов еретиками и отступниками от традиций предков.

Ситуация достигла максимального накала в августе-сентябре 1999 года, когда чеченские боевики во главе с Шамилем Басаевым и в союзе с дагестанскими фундаменталистами напали на Ботлихский, Цумадинский и Новолакский районы Дагестана. Власти после этой беспрецедентной акции наконец обратили пристальное внимание на существование религиозного конфликта в республике. МВД провело ряд акций по разоружению ваххабитов в Буйнакском, Кизилюртовском и Хасавюртовском районах, а в конце 1999 г. в республике был введен закон о запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности.

В начале XXI в. религиозный конфликт дополнился национальным. Аварцы, самая многочисленная и наиболее религиозная этническая группа, были против того, чтобы во главе республики стоял даргинец Магомед Али Магомедов, а мэром Махачкалы являлся даргинец Саид Амиров. Некоторые сторонники аварского суфийского шейха Саида Эфенди Черкейского и вовсе пытались переложить религиозную оппозицию "мюрид (последователь) тариката - ваххабит" на оппозицию межэтническую, утверждая, что руководство республики "оказывает поддержку фундаменталистам". Лишь после того, как Магомеда Магомедова на посту президента республики сменил аварский политик Муху Алиев, а даргинцы и представители других этнических групп получили ряд ответственных постов в правительстве, ситуация в Дагестане постепенно начала приходить в норму. ДУМД не только сохранил, но и расширил сферу своего влияния на мусульман.

Сегодня можно говорить о постепенном переносе очагов нестабильности из Дагестана и Чечни в Ингушетию, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию. Однако в Дагестане сохраняется определенная напряженность как в национальном, так и в религиозном отношении. Теперь ситуация зависит в основном от политики, которую будут вести кабинет Муху Алиева и ДУМД.

Леонид Сергеевич Ланда - координатор научного востоковедческого общества "Традиции Востока" СПбГУ.

Александр Владимирович Иванов - журналист.

http://religion.ng.ru/society/2006-10-04/6_umma.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
26.04.2024 06:25
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44