Русско-язычные...

Язык и вера как инструменты практической политики

0
216
Время на чтение 5 минут
Термин "народ" - ясный, всем понятный. Ведь каждый житель недавнего СССР на всю жизнь запоминал знаменитые слова Тургенева о великом и могучем русском языке. Но, слыша русскую речь, отождествлял ли он говорящего с русским народом? Скорее всего, он об этом просто не думал. Да и сам термин "русский народ" с 1917 года потерял свою прежнюю определенность.

...После "перестройки" оказалось, что в новых государствах граждане захотели говорить исключительно на своих языках. Русский язык был переведен на вторые роли; вместе с этим начался процесс отхода и от русской культуры.

А как было до нас, в Российской империи?

В соответствии со сводом "Основных государственных законов" и "Полным сводом законов Российской империи": "Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. Употребление местных языков и наречий в государственных и общественных установлениях определяется особыми законами". А в соответствии с главой "О вере": "Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Христианская Православная Кефалическая Восточного исповедания". Вместе с тем, "Свобода веры присвояется не токмо Христианам иностранных исповеданий, но и Евреям, Магометанам и язычникам: да все народы, в России пребывающие, славят Бога Всемогущего разными языки по закону и вероисповеданию праотцев своих, благославляя царствование Российских Монархов и моля Творца вселенной о умножении благоденствия и укреплении силы Империи".

Очевидно, что в Российской империи были некоторые трудности с определением, что есть, собственно, русское население. Речь шла о российских, или русских поданных. Поэтому фигурировали не русские, украинцы, белорусы, поляки, евреи и узбеки, а православные, католики, иудеи и мусульмане. И это понятно: в царской России духовный фактор имел первенство перед факторами иными. И если от вероисповедания переходить к его носителям по национальному признаку, то следует признать, что равными правами обладали русские, украинцы, белорусы и лица других национальностей, исповедовавшие православие. Но поскольку царь был православный и русский, то, присягая ему на верность, все подданные мужского пола, достигшие двенадцатилетнего возраста, всякого чина и звания и независимо от национальности и вероисповедания, становились русскими подданными.

Таким образом, важнейшими признаками народа и создаваемого им государства стали язык и идеология, то есть религия.

Но являются ли язык и религия равноценными факторами, или какой-то из них - определяющий? Похоже, что определяющей является всё же религия. Действительно, что определяло СССР? Неужели только русский язык, или все же марксизм-ленинизм? Ясно, что последнее. Аналогичный ответ дает и история взаимоотношений между русским и украинским народами. И украинцы, и русские с 988 года были православными. В летописях ХII-ХIII веков для обозначения части юго-западных земель Киевской Руси, в частности, Киевского и Черниговского княжеств, появилось название "Украина" в значениях "край", "окраина". Этот термин распространился на все земли, где формировалась украинская нация. Возникновение термина "Малая Русь", "Малороссия" связывают с ХIV веком; название "Великая Русь" распространилось на северо-восточные земли, где формировалась нация великороссов.

Казалось бы, какое значение имеет изменение названий выросших из единого корня народов и мест их проживания? Оказывается, существенное. Ранее термин "русские" носил объединяющий характер, определял три народа, а Русь-Россия включала в себя Великороссию, Малороссию и Белорусию.

Причем термин "Великороссия" имел в виду размеры, а вовсе не особое величие здесь проживающих.

За счет терминологических изменений и был потерян прежний объединяющий смысл понятия "русский народ". Но если украинский язык и отличался от языка великороссов до их объединения, вера у них была одна, православная. Она-то и сыграла решающую роль в будущем украинского народа.

В ходе освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого стало очевидно, что избежать "окатоличивания", а, следовательно, и полонизации, сама Украина не сможет. Поэтому перед руководством Украины и встал вопрос о воссоединении с православной Россией. Это и отмечал Хмельницкий в своем обращении к украинскому народу 8(18) января 1654 года в Переяславле: "Господа полковники, есаулы, сотники, все войско Запорожское! Бог освободил нас из рук врагов нашего восточного православия, хотевших искоренить нас так, что и имя русское не упоминалось в нашей земле...".

После воссоединения с Украиной России сразу пришлось вступить в войну с Речью Посполитой. А уже освобожденный Киев царь Алексей Михайлович счел за лучшее выкупить у поляков за двести тысяч рублей. Позднее, в 1686 г., заключив новый мирный договор с Польшей, русское правительство заплатило за "навеки" уступаемый Киев еще сто сорок шесть тысяч рублей. Так что экономически воссоединение Украины с Россией не имело никаких обоснований и стало для России очень затратным.

С кем же союз Украины оказался более плодотворным - с Востоком, Россией, или с Западом, Польшей, Австро-Венгрией и Румынией? Ответ дает статистика и тот факт, что восток области Украины до сих пор дотирует западные области.

...Итак, в XVII веке православие вновь объединило русских и украинцев в государственно единый народ. На этой же основе в это объединение был включен и народ Белоруссии.

В сущности, и сейчас воссоединить Украину и Белоруссию с Россией может только православие.

Что касается языка, то русский язык является родным не только для украинского русского, но и для коренного украинца, предки которого устояли в период экспансии польского языка и максимально возможно сохранили язык Киевской Руси. Уместно привести фрагменты речи известного слависта Будиловича, произнесенной в торжественном собрании Петербургского Славянского благотворительного общества 14 февраля 1907 года: "Начавшаяся после Хмельницкого постепенная замена диалекта западно-русского языка общерусским, Ломоносовского типа, была вместе с тем, освобождением первого от ляшского порабощения, которое грозило ему погибелью". И далее: "Наш нынешний литературный язык не может быть назван великорусским ни по своему происхождению, ни по составу и строю, ни, наконец, по своим культурным задачам. Наоборот, язык Ломоносова должен быть с полным правом признаваем языком общерусским, подобно тому, как на западе язык Данте признается общеитальянским, Лютера - общенемецким, Кальвина и Мольера - общефранцузским и т.д.".

Таким образом, исторически русский язык не является привнесенным на Украину извне, чуждым ей.

Он такой же местный, как и язык украинский. Да и православие на Украине всегда было связано богослужебным церковнославянским языком Киевской Русью и ее древнерусским языком. Очевидно также, что нынешний русский язык ближе к церковнославянскому, а следовательно, и к древнерусскому, чем нынешний украинский язык. Значит, отход от церковнославянского языка богослужения не только в сторону украинского, но и русского, и белорусского языков - это отход от православия.

Итак, православие и русский язык являются общими для Украины и России и потому могут послужить объединяющими факторами. Но при продолжении нынешней вялой политики в отношении развития на Украине православия и русского языка, Украина и Россия будут не сближаться, а все дальше и дальше расходиться. Ведь очевидно, что лишение русского языка статуса государственного, а тем более официального, не имеет научных обоснований.

Православие на Украине переживает не лучшие времена. Ведь большое число православных посещают безблагодатные храмы УПЦ КП и УАПЦ, насильственно отобранные у УПЦ. Большие усилия направляются на создание канонической Украинской автокефальной церкви методом отделения УПЦ от РПЦ и объединения с УПЦ КП и УАПЦ. При этом очевидно, что создание такой единой украинской национальной церкви будет равносильно уничтожению православия на Украине, а с ним - и украинского народа.

http://stoletie.ru/tayna/060928154456.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Дмитриев
Все статьи Александр Дмитриев
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
20.11.2024 11:46
Что нас ждёт: мир или тотальный хаос?
Новый комментарий от Рабочий
20.11.2024 11:35
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Ленчик
20.11.2024 11:02
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Александр Волков
20.11.2024 10:36
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Константин В.
20.11.2024 10:19
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.11.2024 09:21