Свет во тьме

или впечатление от выставки А.О. Карелина "Портрет в интерьере".

Дмитрий Ломанов 
0
16.08.2006 110
Красная площадь, Государственный Исторический музей, центральный вход. Два молодых артиста в ярко красных костюмах стрельцов времен Ивана Грозного развлекают публику, фотографируясь в несколько вульгарных позах для желающих "повеселиться". Несмотря на пасмурный будничный день, в кассу большая очередь за билетами. Туристы со всего мира. В основном все на каменную "Терракотовую армию" Великого Императора Китая... Пройдя вестибюль, поднимаюсь по широкой лестнице в просторные залы истории родной страны. По изогнутой спирали времени и пространства мелькают перед глазами предметы культуры и быта, от эпохи неандертальцев до последней династии Романовых. Все уже хорошо знакомо и видено сотни раз в кино, в театре, в живописи...

А.О. Карелин
А.О. Карелин
Наконец последний третий этаж. Волнующее предчувствие чего-то истинно невиданного и откровенного. Вхожу в небольшой зальчик, где висят по периметру фотографии цвета сепии в рамках. Большие и маленькие, они сразу притягивают к себе внимание своей искренней красотой. Но красотой не парадно дворцовой и официально праздничной, а какой-то своей завораживающе оригинальной и необыкновенно простой. Перед глазами разыгрывается целый мир, целая эпоха нашей культуры и искусства - дореволюционная Россия в интерьере внутреннего космоса мастерской и дома одного художника, известного на весь мир фотомастера конца 19-го века Андрея Осиповича Карелина. Такую Россию я еще не видел.

Сюжеты фотографий не придуманы навязчиво автором, а правильней сказать "подсмотрены" в окружающей его действительности, но подсмотрены не в своем безусловном натурализме, а драматически идеализированы и художественно обыграны. Какая удивительная красота повседневности! В каждом кадре чувствуется "неизреченное" присутствие чего-то безмерного, вечного и прекрасного, как тот свет из окна, который в темноте комнаты высвечивает лица скромных девушек. Простые семейные сцены запечатлены как образы какого-то высшего совершенного мира, которого мы не видим сегодня в натуре, но который реально ощущаем как должный таким и быть. Без развратных пошлостей, без агрессивных сцен насилия, без вычурного кича и прочего, что заполнило кругом современный мир...

В этом смысле живая и одухотворенная выставка А.О. Карелина ярким светлым пятном смотрится на фоне однообразной и мрачной экспозиции Древнего Китая на первом этаже, которая собирается "как тать весь ваш край завоевать". Проросшие сквозь землю "зубы Дракона" из мифа о "Золотом Руне" и фотограф одиночка в поиске идеала. Что он может против целой армии? Однако мы помним, как и с помощью кого Ясон-Карелин победил бездушное войско... Да, как в жизни много символичного и знаменательного. Руководство музея даже об этом и не догадывается. А все рядом: Черное и Белое. Добро и Зло, Свет и Тьма, в одном здание... Жаль только, что у большинства людей часто не хватает ни сил, ни времени разобраться, где что, и подняться на последний этаж, минуя многие "соблазнительные" залы. Хотя я уверен и в том, что пришел иной зритель посмотреть "Терракотовую" бездну, а увидел "Портрет" в поднебесье, и поразился внутренней красотой "карелинских Медей", которые лишь одни знают тайну!

С этой стороны фотографии Андрея Осиповича даже можно сравнить с иконописью, по той внешней бесстрастности и безэмоциональности выражения лиц представленных моделей (в основном многочисленного семейства самого автора). Но, с другой стороны, - это и кинематограф, первый отечественный кинематограф, по своей документальной проработке деталей и внутрикадровому конфликту постановочных сцен (воспринимаемых, однако, как совершенно репортажные, за счет профессиональной режиссуры и замечательной игре самих моделей-актеров). Совершенно реально представляешь, что вот-вот было до изображенной сценой, и что последует за ней в следующий момент. Задолго до Ханжонкова и Протазанова Карелиным были разработаны и применены в искусстве фотографии основные принципы кинематографических коллизий!

И третья важнейшая составляющая работ мастера - это живописная сочиненность мотивов композиций, продуманных в мельчайших деталях постановки света и в выборе антуража. Перед началом осмотра выставки следовало бы выдавать увеличительные стекла-лупы всем зрителям, чтобы разглядеть все тончайшие нюансы работы мастера, которые, увы, теряются на небольшом размере фотоотпечатков. Конечно, некоторые работы (особенно заказные) сегодня в эпоху Голливуда и "политического репортажа" смотрятся несколько наивно, но мы должны понимать, что он был одним из первых жанровых фотографов, а первым всегда легко ошибиться. Фотография еще только-только зарождалась.

Но и эти все составляющие искусства А.О. Карелина были бы не так актуальны для нас на сегодняшний день, без духовно-нравственной стороны его на первый взгляд "бытовых" фотографий. Какие именно сцены из реальной жизни выбирал для съемки автор!? Здесь и темы целомудрия, и милосердия, и познания и многое другое не выразимое словами. Тихая Радость и Любовь к простым вещам: игре в жмурки на балконе, пению уличных музыкантов, чтению ученой книги, застольному чаепитию с самоваром или даже стакану деревенской бражки... Семейная идиллия Карелиных смотрится не как нечто замкнутое и эгоцентрическое, а как надмирное бытие человека с большой буквы. Как такового образа и подобия Божьего. Грешного падшего Человека, но преображенного всемогущей кистью Мастера в совершенного Ангела, за свое смирение и кротость перед промыслом Всевышнего. Неслучайно начало экспозиции предваряет изображение Храма (православного храма в честь Рождества Богородицы в Нижнем Новгороде, где работал и жил фотомастер), который как вселенский Собор "всея твари" "освящает" весь этот "быт" и "не быт" изображенного фотомира, где хочется остаться и жить всегда, как в чем то забыто родном и до боли в сердце своем, но потерянном в виду каких-то внешних обстоятельств жизни.

Символично и расположение выставки на самом верху музея, дальше выше уже только Небо, "Царствие Божие". В один час по трем этажам посетитель проходит всю эволюцию человека от обезьяны до ангела, от предметов материального быта до образов совершенного мира, преодолевая свою тяжесть на подъем и леность к самопознанию... Остается правда только умилиться, от представленных здесь же в зале Карелина безыскусных подобий съемочных площадок великого фотомастера, их сконструировал явно не Карелин! И той возможности сфотографироваться как бы в "карелинском" интерьере, современными средствами хотя и за пять минут, но уже без той гигантской предварительной работы и продуманности каждой детали, которыми славилась мастерская А.О. Карелина при его жизни. Ведь искусство фотографа заключается не в количественном нагромождение материальных предметов в кадре, а в их качественном подборе исходя из композиционного замысла того или иного реального сюжета, пережитого в личном опыте фотографа и интерпретированного им с помощью средств выразительности фотосъемки. То есть "карелинский интерьер" мог создать только сам Андрей Осипович и больше НИ кто, ни даже его близкие родственники и единомышленники. Это устроители выставки в современной суете наверно упустили из виду к радости обывательски настроенных посетителей экспозиции, любующихся собой в "зеркале мастера" на одной из инсталляций. Было бы за душой что, а "интерьер" найдется...

В ходе просмотра выставки становится явно видно, что и у самого художника период увлечения красивым антуражом к концу жизни постепенно проходит (не случайно ведь он распродает свою знаменитую коллекцию старинных вещей), также как проходит занятие Карелиным и непосредственно живописью, как отживающем свой век искусством, сильно уступающему фотоаппарату в области запечатления правды образа (художнику всегда хочется что-то приукрасить, розовые щечки подрисовать...). На первое место выдвигается у него в кадре лицо человека без излишнего материального реквизита и надуманной сочиненности, такое какое оно есть, какое Бог дал... Наиболее совершенными работами мастера, на мой взгляд современного фотографа, являются "Девочка на стуле" (так и хочется сказать "Девушка с волосами цвета льна"...), "Мальчик с циркулем", автопортрет с блокнотом в руках и другие поздние портреты жены и детей без интерьера.

В этих работах фотографу удалось в большей степени запечатлеть тот высший смысл и предназначение человека, как говорится "быть самим собой", и через конкретные родные лица любимых людей отразить тот действительно бесконечный и бессмертный внутренний мир, который заложен в каждом человеке изначально и который мы должны беречь и развивать в своем движение к Идеалу! КАК Царство Небесное, которое "внутрь нас есть...", как тот Свет, который во тьме светит!

Москва, 2006 г.

Послесловие

По многочисленным просьбам зрителей выставка работ А.О. Карелина "Портрет в интерьере", приуроченная к столетию ухода в иной "свой" идеальный мир русского фотохудожника, будет продлена администрацией музея до 20 сентября. И хочется надеяться, что и дальше Исторический музей будет открывать для нас такие наши же прекрасные экспозиции о родной земле, которую мы зачастую и не знаем, а не только демонстрировать нам китайских каменных истуканов, какими бы они не были грандиозными сооружениями древних цивилизаций, но чуждых нам по своей духовности и культуре...

http://www.pravmir.ru/article_1267.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Дмитрий Ломанов
Свет во тьме
или впечатление от выставки А.О. Карелина "Портрет в интерьере".
16.08.2006
Все статьи Дмитрий Ломанов
Последние комментарии
Русофил – в тюрьме, русофоб – во власти
Новый комментарий от Владимир Петрович
16.01.2022 18:03
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от Алина
16.01.2022 17:44
Бесполезная мера
Новый комментарий от Человек
16.01.2022 17:36
«Ельцин-центр» в Москве всё же проталкивают
Новый комментарий от Русский Сталинист
16.01.2022 17:31
Встреча с Папой – большой соблазн
Новый комментарий от Сергей Швецов
16.01.2022 17:27
«Нужно наращивать вакцинирование»
Новый комментарий от Человек
16.01.2022 17:25
«Надо просто игнорировать их выпады»
Новый комментарий от Владимир Петрович
16.01.2022 17:07