Свет во тьме

или впечатление от выставки А.О. Карелина "Портрет в интерьере".

Новости Москвы 
0
173
Время на чтение 6 минут
Красная площадь, Государственный Исторический музей, центральный вход. Два молодых артиста в ярко красных костюмах стрельцов времен Ивана Грозного развлекают публику, фотографируясь в несколько вульгарных позах для желающих "повеселиться". Несмотря на пасмурный будничный день, в кассу большая очередь за билетами. Туристы со всего мира. В основном все на каменную "Терракотовую армию" Великого Императора Китая... Пройдя вестибюль, поднимаюсь по широкой лестнице в просторные залы истории родной страны. По изогнутой спирали времени и пространства мелькают перед глазами предметы культуры и быта, от эпохи неандертальцев до последней династии Романовых. Все уже хорошо знакомо и видено сотни раз в кино, в театре, в живописи...

А.О. Карелин
А.О. Карелин
Наконец последний третий этаж. Волнующее предчувствие чего-то истинно невиданного и откровенного. Вхожу в небольшой зальчик, где висят по периметру фотографии цвета сепии в рамках. Большие и маленькие, они сразу притягивают к себе внимание своей искренней красотой. Но красотой не парадно дворцовой и официально праздничной, а какой-то своей завораживающе оригинальной и необыкновенно простой. Перед глазами разыгрывается целый мир, целая эпоха нашей культуры и искусства - дореволюционная Россия в интерьере внутреннего космоса мастерской и дома одного художника, известного на весь мир фотомастера конца 19-го века Андрея Осиповича Карелина. Такую Россию я еще не видел.

Сюжеты фотографий не придуманы навязчиво автором, а правильней сказать "подсмотрены" в окружающей его действительности, но подсмотрены не в своем безусловном натурализме, а драматически идеализированы и художественно обыграны. Какая удивительная красота повседневности! В каждом кадре чувствуется "неизреченное" присутствие чего-то безмерного, вечного и прекрасного, как тот свет из окна, который в темноте комнаты высвечивает лица скромных девушек. Простые семейные сцены запечатлены как образы какого-то высшего совершенного мира, которого мы не видим сегодня в натуре, но который реально ощущаем как должный таким и быть. Без развратных пошлостей, без агрессивных сцен насилия, без вычурного кича и прочего, что заполнило кругом современный мир...

В этом смысле живая и одухотворенная выставка А.О. Карелина ярким светлым пятном смотрится на фоне однообразной и мрачной экспозиции Древнего Китая на первом этаже, которая собирается "как тать весь ваш край завоевать". Проросшие сквозь землю "зубы Дракона" из мифа о "Золотом Руне" и фотограф одиночка в поиске идеала. Что он может против целой армии? Однако мы помним, как и с помощью кого Ясон-Карелин победил бездушное войско... Да, как в жизни много символичного и знаменательного. Руководство музея даже об этом и не догадывается. А все рядом: Черное и Белое. Добро и Зло, Свет и Тьма, в одном здание... Жаль только, что у большинства людей часто не хватает ни сил, ни времени разобраться, где что, и подняться на последний этаж, минуя многие "соблазнительные" залы. Хотя я уверен и в том, что пришел иной зритель посмотреть "Терракотовую" бездну, а увидел "Портрет" в поднебесье, и поразился внутренней красотой "карелинских Медей", которые лишь одни знают тайну!

С этой стороны фотографии Андрея Осиповича даже можно сравнить с иконописью, по той внешней бесстрастности и безэмоциональности выражения лиц представленных моделей (в основном многочисленного семейства самого автора). Но, с другой стороны, - это и кинематограф, первый отечественный кинематограф, по своей документальной проработке деталей и внутрикадровому конфликту постановочных сцен (воспринимаемых, однако, как совершенно репортажные, за счет профессиональной режиссуры и замечательной игре самих моделей-актеров). Совершенно реально представляешь, что вот-вот было до изображенной сценой, и что последует за ней в следующий момент. Задолго до Ханжонкова и Протазанова Карелиным были разработаны и применены в искусстве фотографии основные принципы кинематографических коллизий!

И третья важнейшая составляющая работ мастера - это живописная сочиненность мотивов композиций, продуманных в мельчайших деталях постановки света и в выборе антуража. Перед началом осмотра выставки следовало бы выдавать увеличительные стекла-лупы всем зрителям, чтобы разглядеть все тончайшие нюансы работы мастера, которые, увы, теряются на небольшом размере фотоотпечатков. Конечно, некоторые работы (особенно заказные) сегодня в эпоху Голливуда и "политического репортажа" смотрятся несколько наивно, но мы должны понимать, что он был одним из первых жанровых фотографов, а первым всегда легко ошибиться. Фотография еще только-только зарождалась.

Но и эти все составляющие искусства А.О. Карелина были бы не так актуальны для нас на сегодняшний день, без духовно-нравственной стороны его на первый взгляд "бытовых" фотографий. Какие именно сцены из реальной жизни выбирал для съемки автор!? Здесь и темы целомудрия, и милосердия, и познания и многое другое не выразимое словами. Тихая Радость и Любовь к простым вещам: игре в жмурки на балконе, пению уличных музыкантов, чтению ученой книги, застольному чаепитию с самоваром или даже стакану деревенской бражки... Семейная идиллия Карелиных смотрится не как нечто замкнутое и эгоцентрическое, а как надмирное бытие человека с большой буквы. Как такового образа и подобия Божьего. Грешного падшего Человека, но преображенного всемогущей кистью Мастера в совершенного Ангела, за свое смирение и кротость перед промыслом Всевышнего. Неслучайно начало экспозиции предваряет изображение Храма (православного храма в честь Рождества Богородицы в Нижнем Новгороде, где работал и жил фотомастер), который как вселенский Собор "всея твари" "освящает" весь этот "быт" и "не быт" изображенного фотомира, где хочется остаться и жить всегда, как в чем то забыто родном и до боли в сердце своем, но потерянном в виду каких-то внешних обстоятельств жизни.

Символично и расположение выставки на самом верху музея, дальше выше уже только Небо, "Царствие Божие". В один час по трем этажам посетитель проходит всю эволюцию человека от обезьяны до ангела, от предметов материального быта до образов совершенного мира, преодолевая свою тяжесть на подъем и леность к самопознанию... Остается правда только умилиться, от представленных здесь же в зале Карелина безыскусных подобий съемочных площадок великого фотомастера, их сконструировал явно не Карелин! И той возможности сфотографироваться как бы в "карелинском" интерьере, современными средствами хотя и за пять минут, но уже без той гигантской предварительной работы и продуманности каждой детали, которыми славилась мастерская А.О. Карелина при его жизни. Ведь искусство фотографа заключается не в количественном нагромождение материальных предметов в кадре, а в их качественном подборе исходя из композиционного замысла того или иного реального сюжета, пережитого в личном опыте фотографа и интерпретированного им с помощью средств выразительности фотосъемки. То есть "карелинский интерьер" мог создать только сам Андрей Осипович и больше НИ кто, ни даже его близкие родственники и единомышленники. Это устроители выставки в современной суете наверно упустили из виду к радости обывательски настроенных посетителей экспозиции, любующихся собой в "зеркале мастера" на одной из инсталляций. Было бы за душой что, а "интерьер" найдется...

В ходе просмотра выставки становится явно видно, что и у самого художника период увлечения красивым антуражом к концу жизни постепенно проходит (не случайно ведь он распродает свою знаменитую коллекцию старинных вещей), также как проходит занятие Карелиным и непосредственно живописью, как отживающем свой век искусством, сильно уступающему фотоаппарату в области запечатления правды образа (художнику всегда хочется что-то приукрасить, розовые щечки подрисовать...). На первое место выдвигается у него в кадре лицо человека без излишнего материального реквизита и надуманной сочиненности, такое какое оно есть, какое Бог дал... Наиболее совершенными работами мастера, на мой взгляд современного фотографа, являются "Девочка на стуле" (так и хочется сказать "Девушка с волосами цвета льна"...), "Мальчик с циркулем", автопортрет с блокнотом в руках и другие поздние портреты жены и детей без интерьера.

В этих работах фотографу удалось в большей степени запечатлеть тот высший смысл и предназначение человека, как говорится "быть самим собой", и через конкретные родные лица любимых людей отразить тот действительно бесконечный и бессмертный внутренний мир, который заложен в каждом человеке изначально и который мы должны беречь и развивать в своем движение к Идеалу! КАК Царство Небесное, которое "внутрь нас есть...", как тот Свет, который во тьме светит!

Москва, 2006 г.

Послесловие

По многочисленным просьбам зрителей выставка работ А.О. Карелина "Портрет в интерьере", приуроченная к столетию ухода в иной "свой" идеальный мир русского фотохудожника, будет продлена администрацией музея до 20 сентября. И хочется надеяться, что и дальше Исторический музей будет открывать для нас такие наши же прекрасные экспозиции о родной земле, которую мы зачастую и не знаем, а не только демонстрировать нам китайских каменных истуканов, какими бы они не были грандиозными сооружениями древних цивилизаций, но чуждых нам по своей духовности и культуре...

http://www.pravmir.ru/article_1267.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
«Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо»
В общемосковском крестном ходе приняли участие не менее четырёхсот тысяч человек
12.09.2025
Любовью и единением спасёмся…
Заметки крестоходца о московском крестном ходе
12.09.2025
Очередное убийство русского парня
Когда же наступит конец миграционному беспределу?!
27.08.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
«Наш Президент сознательно пошёл на такой риск»
Новый комментарий от Евгений Х.
18.10.2025 20:24
Сhronicles Мagazine: Папа римский Сингулярности
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
18.10.2025 18:44
«Семья в современном обществе — роскошь»
Новый комментарий от В.Р.
18.10.2025 13:17
Это – война США!
Новый комментарий от Бузина Олесь
18.10.2025 12:14
Трубные голоса Апокалипсиса
Новый комментарий от учитель
18.10.2025 08:45
Осторожно: безродный патриотизм!
Новый комментарий от В.Р.
17.10.2025 20:14
Бумерангом по «томагавку»
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.10.2025 19:58