А.О. Карелин |
Сюжеты фотографий не придуманы навязчиво автором, а правильней сказать "подсмотрены" в окружающей его действительности, но подсмотрены не в своем безусловном натурализме, а драматически идеализированы и художественно обыграны. Какая удивительная красота повседневности! В каждом кадре чувствуется "неизреченное" присутствие чего-то безмерного, вечного и прекрасного, как тот свет из окна, который в темноте комнаты высвечивает лица скромных девушек. Простые семейные сцены запечатлены как образы какого-то высшего совершенного мира, которого мы не видим сегодня в натуре, но который реально ощущаем как должный таким и быть. Без развратных пошлостей, без агрессивных сцен насилия, без вычурного кича и прочего, что заполнило кругом современный мир...
В этом смысле живая и одухотворенная выставка А.О. Карелина ярким светлым пятном смотрится на фоне однообразной и мрачной экспозиции Древнего Китая на первом этаже, которая собирается "как тать весь ваш край завоевать". Проросшие сквозь землю "зубы Дракона" из мифа о "Золотом Руне" и фотограф одиночка в поиске идеала. Что он может против целой армии? Однако мы помним, как и с помощью кого Ясон-Карелин победил бездушное войско... Да, как в жизни много символичного и знаменательного. Руководство музея даже об этом и не догадывается. А все рядом: Черное и Белое. Добро и Зло, Свет и Тьма, в одном здание... Жаль только, что у большинства людей часто не хватает ни сил, ни времени разобраться, где что, и подняться на последний этаж, минуя многие "соблазнительные" залы. Хотя я уверен и в том, что пришел иной зритель посмотреть "Терракотовую" бездну, а увидел "Портрет" в поднебесье, и поразился внутренней красотой "карелинских Медей", которые лишь одни знают тайну!
С этой стороны фотографии Андрея Осиповича даже можно сравнить с иконописью, по той внешней бесстрастности и безэмоциональности выражения лиц представленных моделей (в основном многочисленного семейства самого автора). Но, с другой стороны, - это и кинематограф, первый отечественный кинематограф, по своей документальной проработке деталей и внутрикадровому конфликту постановочных сцен (воспринимаемых, однако, как совершенно репортажные, за счет профессиональной режиссуры и замечательной игре самих моделей-актеров). Совершенно реально представляешь, что вот-вот было до изображенной сценой, и что последует за ней в следующий момент. Задолго до Ханжонкова и Протазанова Карелиным были разработаны и применены в искусстве фотографии основные принципы кинематографических коллизий!
И третья важнейшая составляющая работ мастера - это живописная сочиненность мотивов композиций, продуманных в мельчайших деталях постановки света и в выборе антуража. Перед началом осмотра выставки следовало бы выдавать увеличительные стекла-лупы всем зрителям, чтобы разглядеть все тончайшие нюансы работы мастера, которые, увы, теряются на небольшом размере фотоотпечатков. Конечно, некоторые работы (особенно заказные) сегодня в эпоху Голливуда и "политического репортажа" смотрятся несколько наивно, но мы должны понимать, что он был одним из первых жанровых фотографов, а первым всегда легко ошибиться. Фотография еще только-только зарождалась.
Но и эти все составляющие искусства А.О. Карелина были бы не так актуальны для нас на сегодняшний день, без духовно-нравственной стороны его на первый взгляд "бытовых" фотографий. Какие именно сцены из реальной жизни выбирал для съемки автор!? Здесь и темы целомудрия, и милосердия, и познания и многое другое не выразимое словами. Тихая Радость и Любовь к простым вещам: игре в жмурки на балконе, пению уличных музыкантов, чтению ученой книги, застольному чаепитию с самоваром или даже стакану деревенской бражки... Семейная идиллия Карелиных смотрится не как нечто замкнутое и эгоцентрическое, а как надмирное бытие человека с большой буквы. Как такового образа и подобия Божьего. Грешного падшего Человека, но преображенного всемогущей кистью Мастера в совершенного Ангела, за свое смирение и кротость перед промыслом Всевышнего. Неслучайно начало экспозиции предваряет изображение Храма (православного храма в честь Рождества Богородицы в Нижнем Новгороде, где работал и жил фотомастер), который как вселенский Собор "всея твари" "освящает" весь этот "быт" и "не быт" изображенного фотомира, где хочется остаться и жить всегда, как в чем то забыто родном и до боли в сердце своем, но потерянном в виду каких-то внешних обстоятельств жизни.
Символично и расположение выставки на самом верху музея, дальше выше уже только Небо, "Царствие Божие". В один час по трем этажам посетитель проходит всю эволюцию человека от обезьяны до ангела, от предметов материального быта до образов совершенного мира, преодолевая свою тяжесть на подъем и леность к самопознанию... Остается правда только умилиться, от представленных здесь же в зале Карелина безыскусных подобий съемочных площадок великого фотомастера, их сконструировал явно не Карелин! И той возможности сфотографироваться как бы в "карелинском" интерьере, современными средствами хотя и за пять минут, но уже без той гигантской предварительной работы и продуманности каждой детали, которыми славилась мастерская А.О. Карелина при его жизни. Ведь искусство фотографа заключается не в количественном нагромождение материальных предметов в кадре, а в их качественном подборе исходя из композиционного замысла того или иного реального сюжета, пережитого в личном опыте фотографа и интерпретированного им с помощью средств выразительности фотосъемки. То есть "карелинский интерьер" мог создать только сам Андрей Осипович и больше НИ кто, ни даже его близкие родственники и единомышленники. Это устроители выставки в современной суете наверно упустили из виду к радости обывательски настроенных посетителей экспозиции, любующихся собой в "зеркале мастера" на одной из инсталляций. Было бы за душой что, а "интерьер" найдется...
В ходе просмотра выставки становится явно видно, что и у самого художника период увлечения красивым антуражом к концу жизни постепенно проходит (не случайно ведь он распродает свою знаменитую коллекцию старинных вещей), также как проходит занятие Карелиным и непосредственно живописью, как отживающем свой век искусством, сильно уступающему фотоаппарату в области запечатления правды образа (художнику всегда хочется что-то приукрасить, розовые щечки подрисовать...). На первое место выдвигается у него в кадре лицо человека без излишнего материального реквизита и надуманной сочиненности, такое какое оно есть, какое Бог дал... Наиболее совершенными работами мастера, на мой взгляд современного фотографа, являются "Девочка на стуле" (так и хочется сказать "Девушка с волосами цвета льна"...), "Мальчик с циркулем", автопортрет с блокнотом в руках и другие поздние портреты жены и детей без интерьера.
В этих работах фотографу удалось в большей степени запечатлеть тот высший смысл и предназначение человека, как говорится "быть самим собой", и через конкретные родные лица любимых людей отразить тот действительно бесконечный и бессмертный внутренний мир, который заложен в каждом человеке изначально и который мы должны беречь и развивать в своем движение к Идеалу! КАК Царство Небесное, которое "внутрь нас есть...", как тот Свет, который во тьме светит!
Москва, 2006 г.
Послесловие
По многочисленным просьбам зрителей выставка работ А.О. Карелина "Портрет в интерьере", приуроченная к столетию ухода в иной "свой" идеальный мир русского фотохудожника, будет продлена администрацией музея до 20 сентября. И хочется надеяться, что и дальше Исторический музей будет открывать для нас такие наши же прекрасные экспозиции о родной земле, которую мы зачастую и не знаем, а не только демонстрировать нам китайских каменных истуканов, какими бы они не были грандиозными сооружениями древних цивилизаций, но чуждых нам по своей духовности и культуре...http://www.pravmir.ru/article_1267.html