Леонид (Краснопевков), архиепископ Ярославский и Ростовский |
Кажется, вопрошающий, не предлагая вопроса, мог бы сказать: смею ли рядом с воспоминанием крестной смерти Господней поставить память кончины моей матери[1], когда в сей день Церковь святых прославленных поминать не позволяет? Если не хочет совсем подчиниться уставу Церкви, пусть совершат панихиду завтра пред литургией, а не в пятницу.
Господь да дарует Вам крепость и в святой печали[2] святое утешение.
19 апреля 1861 года
Если обращаете и обращают взор мой на прошедшее, будет правда, если обращу оный на милосердные пути Провидения Божия.
Пройти сорокалетнее поприще- это не мое приобретение, но дар милосердия Божия[3].
Пережить, например, несколько эпидемий[4], и особенно первую, которая не менее затрудняла преувеличенным страхом, как своею силою,- это также не мое приобретение, а милость Божия, которая в то время явилась, и особенным образом. Говорили, что опасны собрания народа в церквах и в крестных ходах, и представляли в пример город, в котором церкви были заперты. Я обещал некоторые предосторожности: и мне уступили свободу собраний в церквах. А когда по совершении крестных ходов в середине города и около всех церквей на другой день прибыл государь император и, следуя, конечно, суждениям врачей, спросил меня, не опасно ли, что я собираю массы народа и становлю на коленопреклонную молитву на сырой земле, Провидение дало мне возможность тотчас отвечать: "Ваше Величество, Господь оправдал церковное действие по крайней мере против сего сомнения; число заболевающих после крестных ходов не больше, а несколько меньше, нежели во дни прежде крестных ходов". Так еще более подтвердилась свобода церковных молитв.
Не умножу примеров. Недостанет ми времени повествующу, как многократно и многообразно Господь попускал на моем поприще трудности и милосердно их разрешал. Ему да будет исповедание и слава.
Обращаясь к возлюбленным во Христе братиям и сослужителям и к добрым чадам Церкви Московской, знаменательно в сие время выразившим мне свое благорасположение и доброжелательство, приемлю сие с утешением в том отношении, что вижу в сем не только добродушную мысль, но и усердие к Святой Церкви, без которого не пришел бы на мысль счет моих лет. С утешением вижу, что добродушная мысль свободна. Соединила она в себе многих, в чем открывается единение в церковном духе. [...]
6 июля 1861 года
Бог дает здоровье, чтобы человек действовал, но и берег здоровье, чтобы обеспечивал продолжение действования; и посылает болезнь, чтобы человек переносил бездействие в спокойном послушании воле Божией и тем споспешествовал восстановлению здоровья.
Да не будет тяжко, если и молитвословия нужно сократить. Довлеет, что речет сердце[5] Господеви.
2 апреля 1862 года
Попечение о здоровье во всяком случае должно возлагать на милосердие Божие, но и с нашей стороны не должно отлагать того, что может быть полезно нашему здоровью. Не чудес требовать дерзаем, предаваясь Его попечению, но смиренно просим благословить благотворные средства, которые Он положил в силах природы и которые по нашей возможности и разумению употребляем. Если Бог даровал нам сил на 70 лет, не имеем права истратить их в 7 лет или менее, что? может случиться, если совсем бросим попечение о сохранении здоровья или о укреплении поколебавшегося.
Без даты
Благодарю за воспоминание моего летосчисления, за которое я должен благодарить Бога со страхом, а от других просить молитвенной помощи. [...]
3 июля 1863 года
Строго судят польских членов человеколюбивого учреждения за то, что они у бедных православных матерей покупают будущих детей, чтобы рожденных воспитывать в своем латинском вероисповедании. А как судить матерей, которые продают своих детей и их веру? И если начать сей суд, не коснется ли он и православных священников и православных мирян не бедных, которые могли бы иметь лучшее польского человеколюбие и благочестие и не допустить продажи православных детей и их веры?
Велик сучец в чужом оке. Дай Бог, чтобы чистое око не открыло в нашем оке бервна!
Преподобный Сергий и паки да оправдит веру нашу. [...]
10 октября 1863 года
Логический и математический разум недоволен, что не он по своим формам построил десять заповедей, и он "при взгляде на связь десяти заповедей закона Божия" решился перестроить их по своим формам, не примечая, что не столько строит, сколько ломает.
В его построении заповедь "II. Правильно познавай Бога". Но сия положительная мысль заключается в первой заповеди. Вторая имеет свою мысль, отрицательную.
"IV. Правильно делай". Это так неопределенно, что здесь и намека нет на четвертую заповедь истинную.
"VI. Не вреди". Св[ятой] апостол не так понимает шестую заповедь. Он говорит, что ненавидящий брата есть человекоубийца, хотя и не вредит "телу" брата.
"VII. Не вреди душе". Неужели нарушение седьмой заповеди вредит только "душе", а "телу" не вредит?
"VIII. Не вреди имению". Золото не чувствует никакого "вреда" от того, что оно украдено. Вор вредит не имению, а собственнику. В Катехизисе осторожнее сказано: "Не вреди собственности", то есть не веществу имения, а праву собственности над имением.
"Противоположения и соответствия" между заповедями составлены принужденно и едва ли могут вести к убеждению и пользе.
Например: "четвертая соответствует восьмой". Четвертая заповедь: Помни день субботний[6]. Восьмая: Не укради[7]. Видно ли здесь соответствие? Не нужно ли сильного напряжения, чтобы оное найти?
Нужно ли логическому разуму брать на
себя притязание составить систему заповедей,
когда ее уже составила Божия премудрость? Первая и большая заповедь: люби Бога[8]; вторая последующая: люби ближнего[9]. Вот истинный источник духовно-нравственной жизни! Вот чистый от сего источника поток
духовно-нравственной жизни! Апостол дополняет: исполнение... закона любы есть[10].
14 февраля 1865 года
В принятии того, что происходит по воле Божией, не должно быть смущения. Будьте покойны. [...]
22 апреля 1865 года
Глубоко соскорблю Владимиру Ивановичу[11]. Да внушит ему Ангел Хранитель его, что судьбы Господни неисповедимы, но всегда премудры и благи и что в смиренном послушании оным всегда можно найти подкрепление к перенесению скорбного посещения. [...]
18 июля 1865 года
Возвращаю статью "О превосходстве христианского нравоучения пред иными". Мысль такого сравнения, если обработается ясно и точно, может принести плод. Но сделанный опыт не представляется мне удовлетворительным. Для кого это нужно? Конечно, для искушаемых сомнением о божественном достоинстве христианства. Не доверяющий Священному Писанию и Церкви не будет доверчив какому-нибудь писателю, защищающему христианство, который от себя рассказывает мнения народов и философов. Откуда он это взял? Верно ли понял и изложил? Надобно не только указывать, откуда взяты сведения, но в важнейших случаях представлять точные выписки. Только таким образом можно действовать на сомневающихся. "Труд, достойный занять не одни руки". Но если Вы предпримете огромный труд многими руками, не увеличите, а уменьшите пользу. Многие ли имеют средства приобрести дорогую книгу, время и охоту прочитать ее? Сочинение небольшого объема в нынешний рассеянный век может не устрашить читателя трудом, и привлечь основательностью и привлекательностью, и много может найти читателей. "Погрешают те, которые излагают одну худшую сторону в понятиях языческих народов". Не станем спорить против сего. Но излагать лучшую и худшую сторону надобно весьма осторожно, чтобы не показать, что разум бродил во тьме, и потом засветил свет, и продолжает это в христианстве. Путь разъяснения лучше и проложит делу путь надежный.
25 августа 1865 года
Как изменяется образ века сего разнообразно, приятно для одних и несоответственно желаниям и надеждам других! [...]
1 сентября 1865 года
Утруждаю вас делом человеколюбия, может быть с малою надеждою успеха: но в делах человеколюбия позволительно действовать и с малою надеждой успеха и не стыдно получить отказ. [...]
Мы, служащие Церкви, по древнему Преданию имеем право и обязанность ходатайствовать за несчастных. [...]
24 июня 1866 года
[1] Просьба барона М. Л. Боде на совершение панихиды в годовщину смерти матери.
[2] В службах Великой Пятницы.
[3] Ответ на поздравление московского духовенства с сорокалетием служения на московской кафедре (3 июля 1821г.).
[4] Эпидемии холеры в России в 1831, 1847,
1853 гг.
[5] См.: Иов. 31, 29.
[6] Исх. 20, 8.- Прим. сост.
[7] Исх. 20, 10.- Прим. сост.
[8] См.: Мк. 12, 30.- Прим. сост.
[9] См.: Мк. 12, 31.- Прим. сост.
[10] Рим. 13, 10.- Прим. сост.
[11] У врача, лечившего епископа Леонида, умер сын.- Прим. сост.
Из книги Святитель Филарет Московский. "Призовите Бога в помощь", изданной в серии "Письма о духовной жизни", выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.
http://www.pravoslavie.ru/put/060815123599