Дебют живописных пророчеств

Григорий Ревзин 
0
28.07.2006 111
Исполнилось 200 лет со дня рождения живописца Александра Иванова. Про него давно принято писать что-нибудь очень значительное. Текстов про Иванова спокойных, беспафосных практически не встречается. Это не похоже на других русских художников. Да и вообще на обычные тексты про художников. Про Иванова пишут, как пишут про Микеланджело или Джотто - про гениев, чье значение выходит за границы истории искусств и располагается уже где-то в сфере истории человечества в целом.

Правда, так пишут только у нас. При всем сочувствии западного искусствознания к истории русской живописи, им трудно понять, откуда такой масштаб. Любой русский текст про Александра Иванова начинается с опровержения тезиса о том, что он - автор одной картины, что у него есть еще и "Явление Христа Марии Магдалине", "Приам, испрашивающий у Ахилла тело Гектора" и "Иосиф, толкующий сны в темнице", библейские эскизы и итальянский альбом, но тут само опровержение как-то ведет к утверждению, что нет, на самом деле одна картина, "Явление Христа народу".

Писал двадцать лет, с 1836 по 1857-й, не окончил, привез в Россию и тут же умер от холеры. Одна картина, и если это начать сравнивать с этими великими гениями, и даже не с такими великими, то как-то это не получается. Сказать прямо и недвусмысленно, что Иванов своим "Явлением Христа народу" выше Пуссена, или Веласкеса, или Тициана, если брать только историческую живопись, традицию, к которой он принадлежал, все же ни у кого из русских искусствоведов язык не поворачивается, а для трезвого постороннего взгляда это совсем сомнительно. И даже если этого всемирного в русском понимании гения изъять из всемирной истории и выставить строго рядом с его современниками, Энгром или Курбе, то и тут трудно на чем-то настаивать. А если не выше, а если имеется только одна, не оконченная к тому же картина, то откуда такой пафос? Что произошло?

В конце жизни, когда рядом с "Явлением Христа" уже были и библейские эскизы, и было уже пора, давно пора ехать в Россию, у Иванова возник довольно фантастический план строительства чего-то, где должны были быть и картина, и эскизы. Нельзя сказать чтобы это был какой-то ясный замысел, ну, умозритель в красках, ясность практической мысли не была его сильной стороной, но такой величественный замысел. Храм не храм, музей не музей, а вот что-то вроде этого, и там - картина.

Характерно, потому что проявляет специфику жанра этой картины. Для музея она не очень походит, потому что рядом с ней картин (не эскизов к ней, а просто посторонних) быть не должно. Для храма тоже нет, она не склонна подчиняться храму. Так же, разумеется, она не подходит для дворца, для дома, вообще ни для какого помещения, которое было бы создано не для нее самой. Это так редко происходит с картинами. То есть теперь со многими художественными произведениями только так и происходит, но во времена Иванова это не было распространено.

Когда говорят о современниках Иванова, то вспоминают Пушкина, Гоголя, но не Карла Брюллова или Павла Федотова. Литература оказывается более естественной для него аналогией - не потому, что картина его литературна, а потому, что жанр похожий. Он придумал то, что по бедности искусствоведческого языка принято называть "большой картиной русской живописи". Большая картина - это не когда художник что-то изображает и не когда он ищет какого-то художественного эффекта. Это когда он своей картиной собирается изменить структуру мира. Рассказать людям, что есть истина, добро и зло и как должно жить. Ну как это делает русский роман - "Мертвые души", "Отцы и дети", "Преступление и наказание". Картина, строго говоря, в этом случае уже не картина. Она - послание человечеству о его судьбе.

До Александра Иванова это, строго говоря, в голову никому не приходило. Иванов - отец пророческого жанра в русской живописи, точнее, открыватель того, что живопись - это тоже поле русского пророческого жанра. И это такое открытие, от которого уже невозможно отказаться. Без Иванова не может быть не только Репина и Сурикова, но и Филонова и Малевича. Он открыл, что живопись может претендовать на изменение мира.

Это открытие оказалось куда более важным, чем картина. Собственно, путь картины никого и не интересовал, а если интересовал, то в отрицательном смысле. Потому что Иванов полагал, что для выполнения этой задачи нужны сдержанность и смирение. Вполне буквально. Он открыл - и в этюдах к картине, и в библейских эскизах, что существуют формы выразительности куда более эффективные с точки зрения задачи "потрясти души", чем язык классической живописи. Его библейские эскизы иногда кажутся произведениями эпохи модерна, иногда - даже экспрессионизма. Но оставил эти открытия "своим делом", лабораторным экспериментом, не стал ими пользоваться. Он искренне хотел высказать правду о мире, в который явился Христос, старым классическим языком. Не отменить этот язык, но, напротив, оживить его этим сюжетом.

В этом смысле он действительно современник Пушкина с его странными попытками понять историю России в ряду исторических хроник Шекспира в "Борисе Годунове" или рассказать историю про неудачную любовь молодого человека Онегина, легко представимую в виде пятистраничного рассказа, будто это истории про рыцарей и волшебников из "Неистового Роланда" Ариосто - в стихах. Сюжет, который выбрал Иванов (а до него, как ни парадоксально, никто, хотя, казалось бы, в евангельской истории нет не нарисованных мест), сюжет про то, как меняется мир в момент прихода Христа, легко можно представить себе в формах и Малевича, и Филонова - речь идет о довольно радикальном изменении мира. Иванов попытался нарисовать это тем же языком, каким рассказывают о "Битве Беллерофонта с химерою".

Эта попытка не снискала популярности. Профетический пафос был усвоен, идея спасения распадавшегося академического языка осталось незамеченной. Что, возможно, жаль, потому что впоследствии русская школа достигла необыкновенного расцвета на пути художнического профетизма и добилась скромных результатов на пути классической европейской живописи. 200-летие Иванова отмечено странным действием - выпуском памятной монеты достоинством два рубля, изображающей "Явление Христа народу". Два рубля - какая-то ни то ни се монета, в двух рублях с "Явлением Христа" есть какая-то абсурдность. Но, может, они хотели подчеркнуть двойственность значения мастера?

http://www.kommersant.ru/doc.html?DocID=693427&IssueId=30158
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Григорий Ревзин
Все статьи Григорий Ревзин
Последние комментарии
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от С. Югов
22.01.2022 22:57
О чем же говорил старец Паисий?
Новый комментарий от Русский Иван
22.01.2022 22:21
«Кровавое воскресенье»: правда и вымысел
Новый комментарий от Русский Иван
22.01.2022 22:16
Русская ли это идея - Третий Рим? Часть первая
Новый комментарий от Василий З.
22.01.2022 22:15
Догматическое единство и раскол Церкви
Новый комментарий от р.Б.Алексий
22.01.2022 21:30
Не хватает слова Правды
Новый комментарий от Сант
22.01.2022 21:28
«Они понимают только язык закона и силы»
Новый комментарий от prot
22.01.2022 18:28