Слушание Бога и послушание

Новости Москвы 
0
199
Время на чтение 6 минут
Некоторые из вас живут поблизости, другие приехали издалека. Приехать издалека, с точки зрения географической, не так уж трудно, благодаря скорости современного транспорта, но преодолеть духовную дистанцию - это уже гораздо сложнее. Однако не так важно, откуда мы прибыли, важно знать, куда мы идем и как нам достичь нашей цели. Для этого нам необходимы люди, которые, подобно проводникам в горах, смогут показать нам путь и собрать тех, кто заблудился или стоит на краю пропасти. Именно такова роль духовничества.

Некоторые возражения

Практика духовничества часто встречает возражения, особенно в наши дни. Приведу четыре критических замечания, которые наиболее часто можно услышать:

1. Цитируется Евангелие от Матфея: И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах (Мф. 23:9).
2. Идея духовничества шокирует наших современников, столь приверженных демократии и равенству.
3. Из того, что истинные духовные отцы встречаются редко, делается вывод, что можно обойтись и без них.
4. Опасности злоупотребления.

Кто такой духовный отец?

Подумаем над тем, какое место занимает духовничество в жизни Церкви.

Соловьев в своем философском завещании "Три разговора", составленном в последние месяцы жизни, излагает свои взгляды на конец времен. Он описывает, как антихрист созывает в Иерусалиме вселенский собор для объединения христиан. В большинстве своем они принимают объединение, как он его задумал, за исключением маленькой группы, противящейся ему. В ней - католики, возглавляемые папой Петром II, протестанты во главе с профессором Эрнстом Паули - известным немецким богословом. О православных сказано, что их действительным, хотя и неофициальным вождем был старец Иоанн, весьма известный среди русского народа.

Избирая старца в качестве личности, представляющей Православие, Соловьев, конечно же, проявил очень глубокую интуицию, но в то же время не дал этой личности определения. И в самом деле, кто такой старец? Понять, кто такой папа или университетский профессор, относительно легко. Но кто есть старец? Его служение не учреждено канонами Церкви, но имеет пророческое измерение, к которому неприложимы внешние критерии. К старцу можно применить евангельские слова: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин. 3:8). К истинному старцу можно отнести слова преподобного Силуана Афонского: "Совершенные ничего не говорят от себя, но что Дух им внушает" [1]. И такие люди встречаются редко. В отличие от старчества существует таинство исповеди, установленное Церковью, которое определяется канонами и регулируется церковной дисциплиной.

Итак, мы имеем - схематически - что-то подобное двум полюсам. С одной стороны, исповедующий священник, основываясь на канонической традиции Церкви, с рассуждением совершает таинство исповеди и дает отпущение грехов. В этом смысле таинство покаяния происходит как в суде и завершается определением: грехи либо отпускаются, либо нет. С другой стороны, старец, следуя традиции "Добротолюбия", преподает исцеляющее слово жизни. Здесь мы уже не в сфере суда, а напротив, в духовной лечебнице, где верующие получают врачевание словом.

На мой взгляд, духовные отцы тяготеют к тому или иному из этих полюсов: одни ближе к исповедующим священникам, другие - к старцам. Так как духовничество находится между этими полюсами, оно может быть понято и прожито различными способами; следовательно, его границы не могут быть жестко очерчены.

Как важно слушать

Каким понятием, каким словом можно было бы лучше всего определить духовничество, как я его понимаю? Иначе говоря, какой внутренний настрой лежит в основе духовничества и позволяет ему быть подлинным таинством Церкви? В поисках этого понятия, зная, что может быть пре дложено другое, возможно, более правильное, - я определил его как слушание. В этом слове присутствует в сжатой форме все духовное делание отца и его чад в их взаимных отношениях. Слушать - это ключевое слово, добродетель, лежащая в основе духовничества и позволяющая ему быть тем, что оно есть, и приносить необходимые плоды.

Слушать Бога

Духовный отец прежде всего должен слушать в своем сердце то, что ему говорит Бог во время молитвы, чтобы быть в состоянии сказать своему ученику спасительное слово. Он слушает Бога, чтобы говорить не от своих познаний, приобретенных из книг, и даже не опираясь на свой опыт, но исходя из того, что Бог дает ему сказать. Апостол Павел говорит: Мы веруем, потому и говорим (2 Кор. 4:13). И еще: Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10:10). Есть прямая связь между вдохновением, полученным в сердце, и спасительным словом, произнесенным устами и обращенным к другому.

Вот что по этому поводу говорит отец Софроний в одной из своих духовных бесед: "Не говорите только от своего ума, но имейте в виду, что ваше сердце должно быть всегда страдающим, горестным, в степени, достаточной для того, чтобы привлечь ум (греч. noaj) в сердце. У кого такая молитва, тот живет без мыслей. И тогда из этого отсутствия идей, из этой пустоты всходит слово, порожденное благодатью" [2]. В своей книге "О молитве" отец Софроний добавляет: "И в самый час беседы с человеком я старался держать "слух" ума моего на сердце, чтобы улавливать Божию мысль и часто даже слова, которые мне нужно сказать" [3].

Итак, именно через слово, рожденное от благодати, духовный отец может правильно руководить своими чадами. Это именно то слово, которое ищет ученик. Он приходит к своему духовному отцу и говорит: "Отче, скажи мне слово ко спасению", - выражение, которое часто встречается в изречениях египетских отцов-пустынников IV-V веков. Эта живая духовная жажда остается все той же на протяжении всех веков и даже до наших дней.

Вот как отец Софроний описывает свое отношение к старцу Силуану Афонскому: "Я вспоминаю годы, когда я приходил к Силуану, чтобы слушать его слово. Оно сослужило мне службу ни с чем не сравнимую. Благодаря его поддержке я смог вынести выпавшие мне испытания, которые превосходили мои силы. Но кем был для меня Силуан? Он был тем, о ком говорит пророк Иеремия: из того, кто беден, не нужен, несчастен, выйдет нечто драгоценное, и будет он, как уста Бога. Для меня устами Бога был Силуан" [4].

До сих пор я подчеркивал необходимость для духовного отца слушать Бога в своем сердце. Но он, само собой разумеется, должен слушать также и своего ученика, - слушать не только то, что он говорит, но еще и войти в отношение сопричастности ему, со-чувствия в древнем смысле этого слова. Апостол Павел выражает это так: Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими (Рим. 12:15). Отец Амфилохий (†1970), игумен монастыря святого Иоанна Богослова на о. Патмос, говорил, что "духовный отец страдает, любит, плачет и молится за тех, кто приходит к нему, больше, чем они сами". Только при этом условии он сможет действительно служить людям. Поясняя эти слова, отец Софроний уточняет: "Поведение духовного отца не может быть таким: с 14-ти до 15-ти я принимаю только радующихся, а с 16 ти до 17-ти только скорбящих. Нет, каждую минуту он носит в себе и радость, и страданиe" [5].

Христово послушание

Если духовный отец должен слушать Бога, чтобы сказать слово своему ученику, то последний должен слушать своего духовного отца. Здесь слушать значит слушаться. В большинстве европейских языков слово "послушание" этимологически восходит к глаголу "слушать". Христос подал нам пример совершенного послушания: Он был послушен всецело. Апостол Павел говорит о Нем: Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:8). Апостол Иоанн в своем Евангелии передает нам слова Христа, подчеркивая Его послушание Отцу: Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6:38). И он также подчеркивает, что Христос, Который есть Слово Отца, говорил не от Себя Самого, но от пославшего Его Отца то, что Отец велел Ему сказать и возвестить (см. Ин. 12:49). Все знают Его молитву в Гефсиманском саду: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26:39).

Если Христос был послушен, то и мы должны подражать Ему. Если ученик внимает своему духовному отцу, если он следует его наставлениям, то и таинство Церкви, которым является духовное отцовство, может выполнить свое истинное предназначение и принести плоды. В противном случае таинство остается бесплодным. Тогда происходит то, о чем рассказывается в одном из патериков Отцов-пустынников: братья, взяв с собой людей из мира, пришли к авве Феликсу и просили у него слово. Однако старец хранил молчание. После того, как его долго умоляли, он сказал: "Вы хотите слышать слово?". Они ответили: "Да, отче!". Тогда старец сказал: "Отныне нет больше слов. Когда братья спрашивали старцев и выполняли то, что они говорили, Бог им внушал, что говорить. Но теперь спрашивают и не делают того, что слышат. Бог отобрал у старцев благодать слова, и они больше не находят, что сказать, потому что нет больше исполняющих". И братья, услышав эти слова, восплакали и сказали: "Молись за нас, отче".

Я хотел бы закончить выступление фразой, заимствованной у Антуана де Сент-Экзюпери, сказавшего когда-то, что хорошо видят только сердцем. По-настоящему слышат только сердцем!



[1] Архимандрит Софроний. Старец Силуан. Эссекс, Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 1990. С. 27.
[2] Архимандрит Софроний (Сахаров). Духовные беседы (на французском языке, не изданное), 31 июля 1989 г.
[3] Архимандрит Софроний (Сахаров). О молитве. Эссекс-Москва, Свято-Иоанно-Предтеченский Монастырь - Русский путь, 2002. С. 103.
[4] Архимандрит Софроний (Сахаров). Духовные беседы, 31 июля 1989 г.
[5] Там же, 24 июля 1989 г.


Перевод с французского
"Альфа и Омега", N 44

Опубликовано на сайте Православие и современность


http://www.eparhia-saratov.ru/cgi-bin/print.cgi/txts/journal/articles/01church/154.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Симеон (Брюшвайлер)
Тайна и измерение личности. Часть III-V
Очерк христианской антропологии
20.07.2006
Тайна и измерение личности. Часть I-II
Очерк христианской антропологии
19.07.2006
Духовность и красота
Часть 3
30.01.2006
Духовность и красота
Часть 2
27.01.2006
Духовность и красота
Часть 1
26.01.2006
Все статьи Архимандрит Симеон (Брюшвайлер)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35